Муфта-тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Соеетскнк
Соцналнотнческик
Республик
327348
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства М
Заявлено 06.1V.1970 (№ 1421298j25-27) М.Кл. F 16d 67 04 с присоединением заявки №вЂ”
1Го1еитет оо делает е1аобретенкй и открцти11 спрн;Секете Ииннотров
СССР
Приоритет—
Опубликовано 26.1.1972. Бюллетень ¹ 5
Дата опубликования описания 5.IV.1972
УД К, 621,825.54-525 (088.8) Авторы
:изобретения
Г. Ф. Самсонов, М. T. Селин, В. Л. Акопян, В. Г. Песоцкий, В. И. Потапов и Л. П Пономарев
Азовское:, специальное конструкторское бюро кузнечно-прессовых автоматов и гибочных машин
Заявитель
МУФТА-ТОРМОЗ
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено преимущественно для кузнечно-прессовых машин, например прессов, приводимых в действие сжатым воздухом.
Известна муфта-тормоз, содержащая опорный фрикционный и нажимной диски тормоза, поршень с удлиненной ступицей, на которой установлен подвижно в осевом направлении цилиндр, а также опорный и фрикционные диски муфты, причем нажимной диск тормоза жестко соединен с цилиндром, а опорный диск муфты соединен со ступицей поршня с помощью резьбы. Муфта размещается внутри маховика. Тормоз имеет больший диаметр, чем муфта.
Между муфтой и тормозом размещен цилиндр на сту.пице. Цилиндр включает и выключает муфту. и тормоз поочередно, причем ход его в сторону тормоза, осуществляемый пружинами, ограничивается при износе фрикционных дисков и определяется пространством между цилиндром и поршнем, а в сторону муфты, осуществляемый средой под давлением — не ограничивается, и со стороны тормоза и ID Г J)ади3.11>ilый $),)31icц, Явл11loщийся на—i!
Ст3 пипа o c Ioj)okll I торх1033 и меет радиаль,III>1Il пск, ко" орый кольцевой частью плоскости ооразуе опорный диск тормоза, а частью— чоршень, Между нажимным и опорным диском тормоза размещен тормозной диск с фрикционными накладками, связанный со станиной
5 неподвижно в радиальном и подви>кно в осевом направлениях.
Пружины, осуществляющие включение тормоза, размещены на пальцах, установленных в опорном диске тормоза и проходящих через
kp нажимной диск тормоза, опирающиеся одним концом на нажимной диск тормоза, а другим — на шайбу с гайкой.
На другом конце ступицы, противоположном тормозу, на шлицевой поверхности уста15 новлен опорный диск муфты, опирающийся, в свою очередь, на другой диск, установленный на резьбе. Эти два диска связаны между собой винтом, чем достигается их фиксация в осевом и радиальном направлениях.
Сущесгвеннымп недостатками таких муфг являются отсутствие регулировки хода цилиндра в сторону тормоза, ограничителя и контроля его хода в сторону муфты по мере износа фрикционных дисков. В связи с этим в
25 процессе работы цилиндр своей кольцевой поверхностью упрется в поршень, нарушая наде>кное сцепление тормоза, в то время как включение муфты остается нормальным Это приведет к сдваиванию хода машины, что неЗО ..Iопустимо по условиям техники безопасности.
327348
Кроме того, бесконтрольное увеличение хода цилиндра приведет к неоправданному увеличению расхода энергоносителя, например, сжатого воздуха. Это ухудшает быстродействие муфты и тормоза, а следовательно, приводит к интенсивному износу фрикционных пар и увеличению энергозатрат при разгоне сравнительно инертных ведомых частей, присущих этой конструкции. Л увеличение по диаметру опорного и нажимного дисков тормоза по сравнению с дисками муфты дополнительно увеличивает момент инерции и не позволяет унифицировать элементы муфты и тормоза.
С целью обеспечения регулировки хода цилиндра в сторону тормоза, контроля и автоматического ограничителя его хода в сторону муфты, а следовательно исключения сдваивания хода машины, снижения момента инерции ведомых частей и унификации дисков муфты и тормоза в предложенной муфте-тормозе нажимной диск тормоза выполнен в виде второй торцовой стенки цилиндра, имеющей центральное отверстие и взаимодействующей с поршнем при предельном износс фрикционных дисков муфты, а опорный диск тормоза соединен с -помощью .резьбы с предусмотренны м HB поршне кольцевым выступом. С целью обеспечения возможности контроля степени износа фрикционных дискон муфты и тормоза в боковой стенке цилиндра выполнены отверстия.
На чертеже показана предло>кснная муфтатормоз.
На ступице 1 грибовидной формы, имеющей радиальный диск 2 с ободом,3, установлен или выполнен заодно с ней поршень 4. flopшень имеет со стороны тормоза кольцеобразный выступ 5 с резьбой и центрирующим пояском б. На выступе установлен на резьбе опорный диск тормоза, фиксируемый торцевой ш ион кой 8.
Шпонка 8 закреплена на кольцевом выступе неподвижно, а в опорном диске тормоза выполнены пазы, позволяющие установить его в нужном положении, Центрирующий поясок служит для обеспечения параллельности трущейся поверхности 9 опорного диска относительно трущейся поверхности 10 нажимного диска 11. Нажимной диск установлен на цилиндре 12, расположенном между тормозом и муфтой, и является автоматическим ограничителем хода цилиндра в сторону муфты Между опорным диском тормоза и нажимным диском размещен тормозной диск 18 с фрикционными накладками 14. Тормозной диск соединяется со станиной, например через пальцы, неподвижно в радиальном и подви>кно в оссвом направлениях.
На внешней поверхности цилиндра со стороны тормоза выполнен паз 15 и со стороны муфты — отверстие 1б, позволяющие контролировать ход цилиндра в сторону тормоза и в сторону муфты.
Обод 8 радиального диска ступицы имеет шлицы 17, резьбу с центрирующим пояском
19 (5
2.1
4
18. На шлицах установлен ведомый диск 19.
На ступицу опирается цилиндр 12 со своим кольцевым выступом 20. На резьбе с центрирующим пояском установлен опорный диск 21 муфты, аналогичный опорному диску тормоза, с фиксацией торцевой шпонкой 22, причем опорные диски, как муфты, так и тормоза по диаметру не выходят за пределы цилиндра.
Между диском ступицы и цилиндром размещены пружины 28, служащие для BbIKJIloчения муфты и включения тормоза. Между опорным диском муфты и цилиндром размещены ведущие диски 24 с фрикционными накладками 25. Ведущие диски соединяются с приводной частью машины, например, с помощью пальцев подвижно в осевом направлении.
На внешней поверхности поршня 4 и внутренней поверхности цилиндра установлены уплотнительные кольца-манжеты 2б и 27. Для поступления энергоносителя (сжатого воздуха) в камеру 28 между цилиндром и поршнем в торце ступицы со стороны поршня выполнен радиальный паз 29.
В опорных дисках 7 и 21 тормоза и муфты и в ведомом диске 19 в осевом, а в радиальном диске 2 ступицы с ободом 8 в осевом и радиальном направлениях выполнены отверстия 80 —,М, обеспечивающие циркуляцию воздуха для охлаждения фрикционных поверхностей
Муфта-тормоз работает следующим образом.
Энергоноситель, например, сжатый воздух, поступает вдоль вала (на чертеже не показан) через радиальный паз 29 в камеру 28. Под действием сжатого воздуха цилиндр движется до соприкосновения поверхностью 84 с трущейся поверхностью фрикционной накладки
25, вследствие чего происходит зажатие ведущих дисков 24 между цилиндром и опорным диском 21 муфты. Происходит выключение тормоза и включени" муфты. После выпуска из камеры 28 сжатого воздуха цилиндр под воздействием пружин 28 возвращается в сторону тормоза. Происходит выключение муфты и включение тормоза.
В процессе работы муфты-тормоза фрикционные диски изнашиваются. Это приводит к увеличению хода цилиндра как в сторону муфты, так и в сторону тормоза. В силу увеличения хода цилиндра в сторону муфты, по мере износа фрикционных накладок 25 нажимной диск 11 со своей поверхностью 85 будет примыкать к поверхности 86 поршня 4, автоматически исключая включение муфты, а включение тормоза остается обеспеченным, так как величина хода а цилиндра в сторону тормоза с учетом износа фрикционных накладок 14, больше, чем хода б в сторону муфты, что обеспечивает исключение сдваивания хода машины при работе с муфтой-тормозом. Регулировка хода цилиндра в сторону — îðìîçà и в сторону муфты, а также компенсация частичного износа фрикционных дисков тормоза производят327348
7О
З7
4 l7
З2 б
72
28
2
ЛУ
23
Составитель И. Манюга
Текред 3. Тараненко Корректор Е. Миронова
Редактор М. Макарова
Заказ 943 Изд. ¹ 140 Тираж 448 Подписное
ЦНИИПИ Когнптета по делам изобретений и открытий при Совеае Министров СССР
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Областная типография Костромского управления по печати.ся опорным диском /, а опорным диском 21— компенсация частичного износа фрикционнык дисков муфты.
Предмет изобретения !. Муфта-тормоз, содержащая опорный, фрикционный и нажимной диски тормоза, поршень с удлиненной ступицей, на которой установлен подвижно в осевом направлении ци.линдр, а также опорный и фрикционные диски муфты, причем нажимной диск тормоза жестко соединен с цилиндром, а опорный диск муфты соединен со ступицей поршня с по.мощью резьбы, отличающаяся тем, что, с целью ограничения кода цилиндра в сторону дисков муфты и унификации дисков муфты и тормоза, нажимной диск тормоза выполнен в виде второй торцовой стенки цилиндра, имею5 щей центральное отверстие и взаимодействующей с поршнем прп предельном износе фрикционны.к дисков муфты, и опорный диск тормоза соединен с помощью резьбы с предусмотренным на поршне кольцевым выступом.
10 2 Муфта-тормоз по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности контроля степени износа фрикционнык дисков муфты и тормоза, в боковой стенке цилиндра выполнены отверстия.