Тяговый механизм транспортного средства для монорельсовых дорог

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ 3280I6

ИЗОБРЕТЕН Ия

Сон3з Советснин

Социалйстичесних

Республин

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 29.7.1970 (№ 1446679/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 02.11.1972. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания ЗО,III.1972

М. Кл. В 61Ь 11/00

В 61Ь 13/04

Комитет по делам изобретений и атнрытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.335.2:625.283 (088.8) Авторы изобретения С. Б. Альтшулер, В. С. Берсенев, Н. П. Притчин и Е. М. Ефремов

Заявители Комбинат тонких и технических сукон им. Тельмана и Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени горный институт им. Г. В. Плеханова

ТЯ ГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

ДЛЯ МОНОРЕЛЬСОВЫХ ДОРОГ

Изобретение относится к транспортным средствам, наи13нме13 тягачам для монорельсовых дорог, и именно к их тяговым механизмам, применяемым на монорельсовых дорогах с болыпими углами наклона, вплоть до вертикальных.

Известны тяговые механизмы транспортного средства для монорельсовых дорог, содержа1цие расположенные по оие стороны монорельса и зажимающие его колеса, смонтированные на двух рычагах, концы плеч одного из которых жестко соединены с огибаю1цими монорельс хомутами, один из которых шарнирно соединен с одним концом второго рычага, а другой — с другим концом второго рычага нри помощи подпружиненного стержня и ко ленчатых рычагов. Коленчатые рычаги установлены со стороны хомута таким образом, что поперечное монорельсу плечо является общим, а продольные плечи направлены в противоположные стороны. Иа хомуте закреплен кронштейн с установленными на нем упорами, взаимодействующими с концами продольных плеч коленчатых рычагов. Тягачи с известными тяговыми механизмами могут быть прицеплены к составу грузовых тележек только со стороны угловых рычагов и не могут быть размещены в середине состава грузовых тележек.

1 елью изобретения является обеспечение надежного сцепления ведущих колес с монорельсом при размещении грузовых тележек с обеих сторон тягового механизма.

5 Это достигается тем, что на хомуте, шарнирно соединенном со вторым рычагом колес, установлено ноперечно монорельсу дополнительное, поворотное в плоскости вращения колес звено, и1арнирно соединенное штангой с

10 расно IOæåííûìll со стороны этого звена грузовыми тележками, а при помощи продольного элемента — с концом общего плечll коленчатых рычагов.

На фиг. 1 изобр",æåí описываемый меха15 низм, принципиа "II;II;I33 схема; на фиг, 2 — то же, вид сбоку; 1113 фиг, 3 — разрез по Л вЂ” Л 110 фиг. 2.

Тяговый механизм содержит колеса 1 и 2, зажима1ощие монорельс 3, представляющий

20 собой двутавр. Колесо 1 установлено с нижней стороны, а колеса 2 — с верхней стороны полки монорельса 8. Колесо 1 посредством вала 4 и подшипников 5 смонтировано на рычаге 6. Каждый из подш1впников 5 размещен

25 в корпусе 7 и закрыт соответственно крышками 8 и 9. Верхние колеся 2 выполнены неприводными и в данном механизме выполняют функции опорных колес.

Рельс имеет двутавровый профиль, поэтому

30 верхнис коле"a ? раоположсны с обеих сторон

328016

3 стойки монорельса,3. Рычаг 10, на котором они смонтированы, сосгонт из двух частей, концы которых жестко соединены огибающими рельс хомутами 11 и 12. Такое жесткое соединение позволяет разместить колеса 1 и

2, зажима(ощие рельс 8, и опорные колеса грузовых тележек в од(»ой плоскости ил и близких к ней плоскостях (например, прн размещении верхних колес i(a верхней стороне нижней полки рельса, имеющего двутавровый профиль), что дает возможность уменьшить размеры тягового механизма по ширине.

Колеса 2 посредством осей 18 н подшипников

14 смонтированы на рычаге 10. Одно плечо рычага 6 с помощью шарнира 15 соединено с хомутом 11. Другое плечо рычага б посредством коленчатых рычагов 16 нирннрно связано с друп(м хомутом 12 и с грузовыми теJ» жкя м(!.

Колен ((! !.(е ры It! 1 (I 16 установлены так, ITo плечо 17 (нонерсчнос плечо), ориентированное в нлоскос!и, поперсчной рельсовому пути, является у ннх общим, я плечи 18 и 19, ориентированные вдоль рельса (»родольные плечи), Н. 11(J)ЯВЛЕНЫ» 11 PОТИl301iОЛО>КНI IС CТОРОНЫ ОТ попере»lol 0 llëå÷ÿ 17.

Продольн!>(е плечи 18 и 19 колсн пятых рычагов 16 нри дни>кенни в ту нлн другую сторону опираются ня упоры 20 и 21, установленные ня кронштейне 22, закрепленном lla хомуТе 12. Дл5! IlonopoTa ры<13<гоп 16 Относительно каждого нз упоров 20 и 21 этн упоры имеют седлообрязную форму. Рычаг 10 жестко соединен с огпбя!Огц!»)!и рельс хомутямн 11 и 12, поэтому для обсопсчения свободы поворота

phl (aГ1

16 с хомутом 12 осуществлена !юсредством подпружиненного нгя рн и рного стержня 28, ориентированного в»оперечпой рельсу»лоскости. Один конец стержня шарниром 24 соединен с коленчатыми ры гягямн 16, а другой конец шарниром 25 — с рычагом 6. Для прохода стержня 23 через кронштейн 22 имеется отверстие 26.

IIa кронштеш(с 22 хомута 12 нрн помощи осн 27 установлено повор<) нос» плоскости врященн5! колес 1 звено 2<), нгар»»ром 29 соедннс(шое с продольным элементом 30, другой конец которого шарниром 81 связан с общим плечом 17 коленчятыx рычягог, 16. Кроме того, ногоротное звено 28 нггянгой 32 !nap!I!!pl(0 соединено с грузовыми тележками.

lIa хомуте 11 посредством ншрниров 33 установлено дополнительное, поворотное в плоскости вращения колес 1 звено 34, которое шарниром 85, продольным элементом 36 н шарниром 81 связано с концом общего».<)с

17 коленчатых рычагов 16. Тяк кяк геометрическая ось элемента 36 проход!гг через колесо 1, то элемент может быть выполнен с раздвоенным участком 37 в средней части нли може.г состоять нз двух элементов, располагя!Ощихся по обе стороны колеса 1.

Звено 34 шарнирно соединено посредством штанги 88 с частью состава грузовых тележек, расположенных со стороны хомута 11.

Колесо 1, смонтированное на рычаге б, является ведущим. Для создания на этом колесе крутящего момента на рычаге б установлен электродвигатель 89 и редуктор 40, кот;рые соединены муфтой 41, используемой в качестве тормозного шкива тормозом 42. Редуктор

40, на валу которого установлена ведущая звездочка 48, связан с валом 4 ведущего колеса 1 посредством ценной передачи 44, ведо)135! звездочка 45 кОтОрОи закреплена Ha Ba (y

4. 1-(ятя>кение цепной передачи 44 осуществляется звездочкон -16, уc(;(tto»ленной на рычаге 6.

Для уравновеши!(янин силы тяжести рычага

6 и размещенных ня нем электродвигателя и редуктора с тормозом служит пружинное приспособление 47, расположенное между кронштейном 22 и плечом рычага б. Кроме того, это приспособление создает усилие прижатия тягового колеса 1 к монорельсу 8, необходимое для получения силы сцепления, способной преодолеть собственные сопротивления тягача.

Стержень 8 находится под воздействием пружинного элемент» 48, «оторый исключает

JI to g) T IiI i) I c>Ic JI ), у п о !р я (<<(и 20 I l 2 1 l l Ic o 1 c н и я ты х! и рычагами 16 нрн нулевых н близких к нулю сопротивлениях монорельсового поезда.

IIa рычаге 10 установлены ролики 49, имеющие вертикальные оси и выполняющие роль реборд колес 2, а также токосъемнш<н 50, поднружш(еl(III>IQ к токоведущнм шинам 51, расположении!(<(с Об ttx сто))он 01)хне!! полки монорельса 3.

Электродвигатель 39 рн егo и<лючеш)н Itoлучает питание 0Т токоведущнх ншн через токосъемники 50. Созданный двигателем 89 крутящий момент уьелнчнвается редуктором 40 и цепной передачей 44 передается па колесо 1.

Созданная колесом 1 сила тяги через вал 4, подшипники 5, рычаг 6, шарнир 15, рычаг 10 в зависимости or направления силы тяги через упоры 20 нлн 21, коленчатые рычаги 16, н)арнир 31, IIJ)opoл(н!ые элементы 30 и 86, шарниры 29 и 35, новоро(ные звенья 28 и 34, штанги 82 и 38»ередястся грузовым тележкам. При двнжен(ш тяга ш в тяговом режиме

lto стрелке Б псредявяемое усилие поворачивает коленчатые рычаги 16 но часовой стрелке относительно седлообразного упора 21, который выполняет роль точки опоры конца продольного плеча 19 коленчатых рычаго» 16.

При этом жестко соединенное с колснча)ыми рычагами плечо 18 выходит нз контакта с упором 20. С изменением направления <илы тяги ня обратное конец плеча 18 войдет в конгщ<т с упором 21, коленчатые рычаги повернутся против часовой сгрслкн, а конец плеча

19 выйдет из контакта с упором 20.

Созданная колесом 1 сила тяги через указанные выше детали t(oðåäaåòñÿ на грузовые тележки и заставляет монорельсовый поезд

328016 перемещаться в соответствующем направлении. Если ведущее колесо 1 работает в тормозном режиме (вкл1очен тормоз или торможение осуществляется двигателем 39), то иредача усилий осуществляется теми же деталями тягача.

В процессе передачи усилия любого направления через коленчатые рычаги !6 последними создается поперечHîñ усIëèå, котоpoå через упоры 20 или 21 и рычаг 6 передается на ведущее колесо I. Переданное на колесо 1 поперечное усилие при принятой конструкции рычагов 6 и 16 всегда пропорционально суммарному усилию, передаваемому штангами 32 и 38, а при прави;1ьно принятых соотношениях плеч рычагов 6 и 16 это усилие обеспечивает надежное сцепление колеса 1 с монорельсом 3. В слу1ае, когда тягач должен дв11гBTI.ся без грузовых тележек, необходимое .прижатпе колеса 1 к монорельсу 3 создает пружин«ое приспособление 47.

Таким образом, описанный тяговый меха1гизм обеспечиьает автоматическое регулирование давления ведущего колеса на рельс в зависимости от велич:шы соиротивле»1»я состава грузовых тележек или тормозного усилия при неустановнвшемся и равномерном движении поезда по горизонтальным. наклонHbIM и вертикальным рельсовым путям.

При движении тягача по криголинейным участкам пути штанги 32 и 38 отклоняются от продольной оси тягового механизма, Пр:I этом поперечные составляющие тягового усилия через звенья 28 и Я передаются на рычаг 10.

Благодаря этому исключается влияние поперечных уситпй на работу рычагов 6 и 16. Это важно для исключешгя перекосов ко.;Icí÷àòûê рычагов 16, имеющих поочередную одностороньиою связь концов продольных плеч 18 и

19 с упорами 20 и 21.

Предложенный тяговый механизм допускает произвольноc распозожен»е прицепных грузовых тележек. 3lo достигается благодаря непосредственной связи коленчатых рычагов

5 16 с грузовыми тележками через э 1ементы

30 и 36, звенья 28 и И и штанги 32 и 38.

Предмет изобретения

Тяговый механизм транспортного средства для монорельсовых дорог, содержагции расположенные с двух сторон монорельса и зажимающие его колеса, смонтированные на рычагах, концы плеч одного из которых жестко соединены с огибающими монорельс хомутами, один из которых шарнирно соединен с одним концом второго рычага, и другой— с другим концом второго рычага ири помощи подпружиненного стержня и кî Icí÷òãûх рычагов с оощим плечом, расположе»ным поперечио монорельсу, приспособление 11ачального затяга и расположенный на втором хомуте кронште11н с поперечно расположенным к монорельсу и поворотным в плоскости колес зве1 ом, шарнирно соединенным штангой с грузовыми тележками и посредством продольного элемента — с концами общего плеча коленчатых рычагов, отлача1ощ11йся тем, что, с целью обеспечения надежного сцепления ведущих колес с монорельсом при размещении грузовых тележек с обеих сторон тягового механизма, на хомуте, шарнирно соединенном со вторым рычагом колес, установлено поперечно монорельсу дополнительное, поворотное

В плоскости вращения колес звено, шарнирно соед1гненное штангой с расположенными со стороны этого звена грузогыми тележками, а при помощи продольного элемента — с кон4О цом общего плеча коленчатых рычагов.

328016

А -А

10

Р иГ 3

Составитель А. Кузьмин

Редактор 3. Овчаренко

Техред 3. Тараненко

Корректор T. Гревцова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 662/о

ЦИИИ11И Коз ираж одписиое

U . И Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете М. пастрое СССР

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5