Многолучевое устройство для электрической пожарной сигнализации

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

;1 1:1:-

YJ3

Qo 32969

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ многолучевого устройства для электрической пожарной сигнализации.

К авторскому свидетельству П. П. Колосовского, заявленному 27 августа

1929 года (заяв. свид. ¹ 53640).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 октября 1933 года. (476) Известны уже многолучевые устройства для электрической пожарной сигнализации, в которых контроль шлейфов производится автоматически, а подача сигнала тревоги основана на уменьшении силы тока в шлейфе путем включения в него сопротивления. Предлагаемое изобретение состоит в особой форме выполнения такого устройства.

Устройство снабжено кнопками ручного действия и автоматическими теплоизвещателями, причем в каждом отдельном шлейфе может быть установлено любое число кнопок или теплоизвещателей. В устройстве применен общеизвестный искатель сигналов, отмечающий поступивший сигнал оптическим и стрелочным указателем, и два реле, из коих одно, пусковое, служит для набора искателем номера шлейфа, а другое служит для переключения общих сигнальных ламп (пожара и обрыва).

Число шлейфов может быть любым и вместо стрелочных указателей с циферблатом может быть применена панельная система с лампами накаливания.

На чертеже изображена схема устройства.

Сигнальный коммутатор устройства, служащий для приема тревожных сигналов о пожаре и для определения исправности всех проводов и приборов, устанавливается в дежурной комнате при помещении пожарной охраны.

Нормально дверца коммутатора запломбирована, что устраняет возможность скрытия дежурным одного из сигналов „пожар", „обрыв или земля".

На наружной части коммутатора имеется световое табло красного цвета для указания сигнала о пожаре и двадцать три (при наличии двадцати шлейфов) расположенных по окружности окна: двадцать окон пронумерованы согласно числу шлейфов № 1, № 2 и т. д., а на трех имеются подписи „земля", „обрыв" и

„телефон".

В случае перегорания ламп циферблата, система могла бы лишиться возможности определения номера шлейфа, с которого был подан сигнал. Для предотвращения этого, на оси искателя И, управляющего зажиганием соответствующих ламп, установлена стрелка, расположенная в центре циферблата, которая, механически двигаясь, синхронно с щетками искателя, служит вторым контролем для лампы и устанавливается на тот же сигнал или номер шлейфа, в котором загорелась лампа.

Непосредственно связаны с циферблатом расположенные под ним гнезда

ГШ (по числу шлейфов), предназначенные для заштепселевания при приеме поступивших сигналов.

Заштепселевка применяется для того, чтобы, получив и приняв с линии тревожный сигнал, главным образом, сигнал о пожаре, можно было бы после заштепселевки соответствующего гнезда, привести вновь коммутатор в состояние, позволяющее принимать поочередно следующие тревожные сигналы.

Таким образом, система позволяет принимать любое количество сигналов, поступающих с линии, вынуждая дежурного не только заметить сигнал, но и принять его и этим самым вновь привести всю систему в состояние готовности к приему следующих сигналов.

При ремонте, испытании и осмотре линии шлейфов, а также после приведения в порядок то" кнопки линии, с коей был подан сигнал, имеется возможность телефонной связи коммутатора с любым пунктом сети, посредством специально установленных для этой цели приспособлений. Телефонная связь осуществляется по тем же самым проводам.

Непосредственно под гнездами заштепселевки установлена вместе с небольшим рефлектором красная лампочка

„короткого замыкания", и белая контрольная лампочка „лампа заштепселевки", которая зажигается при заштепселевке гнезд любого из шлейфов и гнезда земли ГЗ.

На коммутаторе имеется несколько кнопок, из которых одна с надписью

„вольтметр" служит для определения по зольтметру величины напряжения питательной батареи, а вторая кнопка с надписью „искатель" служит для многократной проверки как исправности искателя, так и правильности любого поступившего на коммутатор сигнала. Эта кнопка позволяет только проверить сигнал, а для того, чтобы принять его, необходимо сорвать пломбу, отворить переднюю дверцу коммутатора и принять сигнал вста влением соответствующего штепселя. Третья кнопка ГШ (разделелеиия шлейфов) служит для облегчения и ускорения нахождения . заземленного шлейфа, кнопка Кн.З с надписью .земля" служит для проверки исправности реле Р,.- заземления, кнопка ПС вЂ” для проверки сигналов, и наконец, кнопка

1ф.С предназначена исключительно для пользования монтера или дежурного, когда он производит осмотр и испытание всей системы пожарной сигнализации. Нормально . кнопка 1fp.C нажата и контакты ее замкнуты.

Кроме упомянутых выше кнопок в коммутаторе имеется еще кнопка Тр тревоги, которая при закрыто" дверце нажата и тем самым замыкает цепь тревожного колокола ТК; колокол ТК будет звонить все время с момента нажатия шлейфной кнопки, извещающей -о возникновении пожара, вплоть до того момента, пока дверца коммутатара не будет открыта {после срыва пломбы). При открытии дверцы кнопка размыкает цепь тревожного колокола.

С другой стороны эта кнопка необходима и при испытании системы на правильность подачи сигнала „пожар". так как во время испытания при замкнутой цепи тревожного колокола могла бы иметь место ложная тревога.

Между кнопками ПС и Кк. 3 имеется переключатель, посредством коего может быть произведен перевод питания всей системы с одной батареи на другую. Переключатель имеет два положения, причем во время переключения, когда ручка переключателя переходит . из одного положения в другое и находится в среднем положении, обе батареи оказываются присоединенными к цепи параллельно; при дальнейшем передвижении рукоятки переключателя одна из батарей выключается, а другая остается включенной в цепь сигнализации.

Таким образом, даже во время переключения батарей система не остается без питания.

В коммутаторе в холостых гнездах имеются восемь штепселей — из них шесть красных штепселей, один белый и один черный.

Красные штепселя (короткозамкнутые) служат для приема любого сигнала, поступившего на коммутатор с линии, будь то сигнал пожара, обрыва или заземления, а также и для заштепселевки гнезда „земля" для выключениязаземления на коммутаторе и отсоединения реле земли P.

Белый штепсель (с сопротивлением порядка 1000 а) служит для испытания системы на правильность подачи сигнала „пожар" по любому шлейфу.

Черный штепсель (с разомкнутыми контактами) служит для испытания системы на правильность подачи сигнала

„обрыв" по любому шлейфу...

Для отметки числа поступивших сигналов о пожаре может быть установлен счетчик.

В устройстве применены десять реле, описание каждого из которых следует ниже.

Реле Е> всегда находится под током и работает (отпускает якорь) только при обрыве в линии, управляя при этом работой реле Р4 (реле обрыва).

Реле Е> имеет две обмотки и Н.

B нормальном рабочем состоянии ток проходит только по обмотке И, удаленной от сердечника, а при приеме сигна, лов, — по обеим обмоткам. При подаче сигнала о пожаре в цепь вводится омическое сопротивление, благодаря которому реле Р,, отпустит свой якорь и этим приведет в движение искатель, а с другой стороны замкнет цепь реле Р, (реле сигнала „пожар"), которое управляет как оптическими, так и другими приборами пожарной тревоги. Назначение первой обмотки реле, †останавливать искатель на требуемом номере; когда искатель наберет номер сигнализировавшего шлейфа, то его щеткой в первом ряду контактов будет замкнута цепь обмотки! реле Р» и это последнее, притянув свой якорь, разомкнет цепь искателя.

Реле Р, нормально выключено и работает только при посылке с линии шлейфов сигнала „пожар". Реле P„при этом отпускает свой якорь, замыкает цепь реле Р„а последнее, сработав (притянув якорь), подает минус батареи на тревожный колокол и на лампы светового красного табло с надписью „пожар".

Реле Р4 — реле обрыва, так же как и реле Р„нормально выключено. Когда на линии шлейфов случится обрыв, якорь реле P отпадает и замыкает этим цепь реле Р„подав на обмотку его минус батареи. Реле Р4 срабатывая, притянет свой якорь и этим подаст минус батареи на лампу „обрыв" и в линию контрольного звонка.

Реле P„, срабатывает только в том случае, если на линии шлейфов произойдет заземление (плюс батареи, заземление на линии, заземление контакта реле Р„ обмотка реле Р; и минус батареи через гнездо земли). Реле Р, притянув свой якорь, подает минус батареи на лампу „земля" и в линию контрольного звонка, одновременно с этим переводя стрелку искателя на один шаг, на окно загоревшейся лампы „земля". Если на линии произойдет короткое замыкание либо проводов шлейфа, либо проводов кнопки, то в кнопке выпадет белое .поле бленкера, а якорь бленкера при своем отпадении замкнет цепь земляного реле P;„ через сопротивление, установленное в кнопке порядка 1000О.

Следствием этого будет замыкание контакта 8, т.-е. замыкание лампы „короткое замыкание". При прямом замыкании шлейфных проводов на землю (без добавочного сопротивления) сила тока, проходящая по обмотке реле Р;, будет в два — три раза больше и этим будет замкнут ступенчатый контакт 8, 1 реле P„, а контакт 9 будет разомкнут. Таким образом, будет отмечено заземление в линии.

Реле Р„. — медленно действующее.

Цепь его замыкается одновременно с цепью искателя при работе пульс - реле Р>о. Реле Р„притянув свой якорь, размыкает плюсовый контакт цепи шлейфных ламп и контрольного звонка, а также другим контактом размыкает цепь телефонного реле Р;. Следствием этого является отсутствие мигания шлейфных ламп и дребезжания звонка во время работы искателя. После остановки искателя, когда он наберет заданный ему номер шлейфа или сигнала, пульс реле лишается тока, разрывает цепь реле Р„которое, отпуская якорь, восстановит прерванные ранее цепи и даст возможность получения светового и звукового сигналов.

Реле Р, — поверочное. Цепь этого реле замыкается в следующих трех случаях:

1) при проверке правильности поступившего на коммутатор сигнала зажатием кнопки DC. Реле Р;, сработав, присоединяет минус батареи к пульс-реле Рц„ пускающему в ход искатель, работа которого, начиная с этого момента, управляется попрежнему вторичной обмоткой реле Р»

2) при зашгепселевке сигнала, поступившего на коммутатор вставлением штепселя в гнездо В этом случае та же цепь реле Рг осуществляется через посредство реле Р, и происходит ранее описанное действие с той разницей, что искатель остановит стрелку циферблата в нулевом положении, если с линии шлейфов не поступает другого сигнала, кроме зашгепселеванного;

3) после телефонного разговора, когда микротелефонная трубка вешается на рычаг временным его контактом.

Реле P8 — телефонное. Цепь его замыкается после того, как с линии шлейфов двойным замыканием контакта на ручке микротелефонной трубки щетка второго ряда контактов искателя придет на четвертый контакт. Вследствие замкнугой, таким образом, цепи обмотки реле Р8, оно сработает, притянув свой якорь, и тем самым а) разомкнет цепь реле земли P.-, Ь) замкнет цепь контрольного звонка, с) осуществит замыканием своего контакта б,установление двухпроводной системы телефонной связи по линии шлейфов.

При навешивании трубки после разговора „временным" контактом рычага замыкается на момент цепь реле Р;, пускающего искатель, который приводит стрелку в нулевое положение.

Реле Р„иначе реле заштепселевки или реле приема сигналов, назначено для того, чтобы при замыкании его цепи при заштепселевке гнезда при приеме сигнала, поступившего с линии, оно замыкало цепь реле Р„пускающего искатель.

Для того, чтобы искатель не работал непрерывно при испытании системы на правильность действия в коммутаторе имеется кнопка lip. С. При испытании устройства монтер, прежде чем приступить к испытанию, должен вытащить головку кнопки lip. С и разомкнуть тем самым цепь реле Р9. После этого путем заштепселевки любого гнезда одним из штепселей можно получить на коммутаторе требуемые сигналы.

При заштепселевке шлейфового гнезда белым штепселем на сигнальном коммутаторе будет вызван сигнал пожара, который будет указан на циферблате под номером, соответствующим номеру зашгепселеванного гнезда. При заштепселевке шлейфного гнезда черным штепселем на циферблате будет полностью указан сигнал „обрыв". Таким образом могут. быть поочередно проверены все шлейфы системы. Если бы цепь реле Р9 не была разомкнута, то искатель, как указывалось выше, работал бы непрерывно, так как Р9, работая (минус батареи от искателя, подан через зашгепселеванное гнездо), замыкало бы цепь реле Рг, а это последнее, в свою очередь, пускало бы в ход искатель. Таким образом, одну часть своего пути искатель сделал бы под действием вставленного в заштепселеванное шлейфное гнездо штепселя, т.-е. довел стрелку на циферблате до соответствующего номера испытываемого шлейфа, а вторую часть пути, под влиянием реле Р>.

Пульс-реле Pip, при замыкании его цепи каким бы то ни было способом, сработает и, притянув свой якорь, заикнет цепь обмотки искателя (и реле P ).

Обмотка искателя, сработав (передвинув щетки на однй шаг), замкнет контакт, шунтирующий обмотку реле Р1„ причем последнее отпустит свой якорь и разомкнег контакт, замыкающий цепь обмотки искателя. Так как посылка тока с линии продолжается, только что описанный цикл работы вновь повторится и это будет продолжаться до тех пор, пока искатель не наберет номера сигнализирующего шлейфа и этим самым не заставит вторичную обмотку реле Р, прекратить посылку тока в обмотку реле Р».

При посылке с линии шлейфов сигнала о пожаре, с момента нажатия кнопки на линии, на центральном коммутаторе начинает звонить тревожный колокол и стрелка циферблата, приводимая в движение искателем, набирающим номер сигнализирующего шлейфа, перемещается. После окончания набора номера на циферблате в окне соответствующего шлейфа зажжется лампа, стрелка остановится против того же окна и зажжется большое красное табло с надписью „пожар".

Дежурный, помощью кчопки „искатель", три раза проверяет поступивший сигнал, срывает пломбу, открывает дверцу (в этот момент тревожный колокол прекращает свое действие), кнопкой 11р. С еще раз проверяет правильность сигнала и красным штепселем заштепселевывает гнездо, соответствующее номеру сигнализирующгго шлейфа (загорается контрольная лампа заштепселевки). При поверке кнопкой IIp. С производится раз. мыкание цепи реле Рз и Р4 и плюс батареи подается на реле Р„которое пускает в ход искатель. При наличии сигнала с линии искатель должен привести стрелку снова в прежнее положение. Немедленно после заштепселевки гнезда искатель автоматически переведет стрелку циферблата в нулевое положение, красное табло и шлейфная лампочка циферблата погаснут. Сигнал считается принятым и должен быть записан в журнале, Если с линии шлейфов послано одновременно несколько сигналов о пожаре (не больше четырех), то первым на сигнальном коммутаторе будет отмечен сигнал, номер которого наибольший; после приема его и заштепселевки искатель автоматически укажет сигнал о пожаре, поданный со следующего меньшего номера; после приема этого сигнала и заштепселевки искатель автоматически укажет сигнал о пожаре, поданный со следующего меньшего номера и т д., после приема последнего сигнала и его заштепселевки искатель автоматически установит стрелку циферблата в нулевом положении, причем будут погашены как шлейфные лампочки, так и красное табло „пожар". Когда все сигналы о пожаре приняты и стрелка циферблата установилась в нулевом положении, дежурный может проверить наличие любого из заштепселеванных красным Штепселем сигналов. Дпя этого он вынимает штепсель из гнезда, вследствие чего искатель автоматически вновь начнет работать, установит стрелку против зажегшейся лампы шлейфного номера, соответствующего гнезду, из коего вынут штепсель, и зажжется табло с надписью „пожар". Известив пожарную команду и записав в журнал поступившие сигналы, дежурный должен принять все меры к скорейшему приведению всех сигнализировавших кнопок вновь в нормальное состояние, известив об этом линейного монтера, который, .имея при себе переносную микротелефонную трубку ПМТ имеет возможность вести переговоры с дежурным у коммутатора.

Если на линии шлейфов случился обрыв провода, то искатель автоматически начинает работать и переводит стрелку циферблата на окно с номером поврежденного шлейфа, где загорается лампа. Также загорается лампа в окне

„обрыв" на циферблате и начинает звонить контрольный звонок КЗ. Дежурный, проверив правильность сигнала кнопкой

„искатель", срывает пломбу, открывает дверцу и после проверки сигнала кнопкой ПС заштепселевывает красным штепселем гнездо, соответствующее номеру сигнализирующего шлейфа. Немедленно после заштепселевки искатель начинает работать и, если нет второго обрыва в другом шлейфе линии, устанавливает стрелку в нулевом положении; при этом гаснут шлейфная лампа и лампа „обрыв"; контрольный звонок перестает работать и загорается контрольная лампа заштепселевки. При наличии на линии шлейфов обрыва проводов и одновременно одного или нескольких сигналов о пожаре с других шлейфов, первым на коммутаторе будет отмечен сигнал „обрыв, который должен быть принят, согласно описанному выше. После заштепселевки красным штепселем соответствующего гнезда шлейф с обрывом исключается из цепи и немедленно автоматически появится сигнал о пожаре. Если сигнап о пожаре подан не один, то по приеме последнего из них искатель автоматически установит стрелку в нулевое положение и последующим выниманием штепселей из гнезд можно проверить наличие любого из поданных сигналов.

При наличии на линии шлейфов заземления искатель автоматически переведет стрелку на окно с зеленой лампочкой „земля", причем эта лампа загорается и начинает звонить контрольный звонок.

Дежурный на коммутаторе после проверки сигнала помощью кнопки „искатель" срывает пломбу, открывает переднюю застекленную дверцу и нажимаеткнопку проверки заземления. Если заземление произошло в первом десятке шлейфов, то при нажатии этой кнопки лампа „земля" не погаснет и звонок не

"перестанет работать; если же заземление случилось во втором десятке шлейфов, то лампа земли погаснет, звонок перестанет действовать и стрелка, не зажигая никакой сигнальной лампы, перейдет на один шаг вперед;

В зависимости от того, какой получится результат при нажатии кнопки, можно судить о том, в какой половине шлейфов произошло заземление. После этого кнопку проверки заземления устанавливают вновь в нормальное положение, из холостого гнезда вынимают красный штепсель и поочередно заштепселевывают все гнезда того десятка шлейфов, в каковом имеется заземгенный шлейф. Таким образом и будет найден заземленный шлейф, когда при вставлении штепселя в одно из гнезд лампа

„земля" потухнет и контрольный звонок перестанет звонить.

Оставлять найденный и заземленный шлейф заштепселеванным нерационально, так как этим шлейф исключается из общей цепи и сигналы по нему на центральном коммутаторе не будут получены. В этом случае необходимо, выяснив номер поврежденного шлейфа, принять меры к уничтожению повреждения и в то же время заштепселевать гнездо 3 земли, отсоединив тем самым реле земли Р;. Этим исключается влияние заземления на работу всей системы, причем ни один шлейф не выводится из действия, не исключая и заземленный. Одновременно с заштепселевкой гнезда земли искатель автоматически переведет стрелку циферблата в нулевое положение, причем потухнет лампа „земля", и контрольный звонок перестанет работать.

После заштепселевки гнезда земли необходимо немедленно известить линейного монтера для устранения происшедшего повреждения, после чего вынут красный штепсель из гнезда земли, при. ведя вновь всю систему в нормальное рабочее состояние.

При одновременном заземлении линии и сигнале о пожаре (одном или нескольких) коммутатор укажет только сигнал „пожар", так как реле Р, автоматически исключит сигнал заземления до тех пор, пока не будет принят сигнал „пожар", после чего немедленно и автоматически появится сигнал „заземление".

То же относится. к сигналу .короткое замыкание", так как оба эти сигнала— заземление и короткое замыкание — управляются одним реле Р-,.

Указанием на то, что все сигналы, поданные с линии, на коммутаторе приняты, будет установка искателем стрелки циферблата в нулевое положение и отсутствие на коммутаторе каких бы то ни было звуковых и светсвых сигналов, за исключением лампы заштепселевки, которая будет светить, пока линия шлейфов не будет приведена в нормальное рабочее состояние и не будут вынуты все штепселя из гнезд заштепселевки.

При одновременном обрыве провода и заземлении на коммутаторе появятся одновременно два отдельных сигнала

„обрыв" и „земля". Принятие их на коммутаторе происходит совершенно независимо друг от друга, как уже было изложено выше.

При обрыве линии, заземлении и сигналах о пожаре с других шлейфов первыми появятся сигналы „обрыв" и

„земля". После приема сигнала „обрыв" начнут поступать сигналы „пожар", затем, после принятия этих сигналов, появятся сигналы заземления или короткого замыкания проводов.

Вызов дежурного у коммутатора с линии шлейфов осуществляется помощью переносной микротелефонной трубки, штепсель которой вставляется в гнездо

ТГ сигнально" кнопки СК или в специально устанавливаемую в любом месте шлейфа телефонную розетку. Сигнал телефонного вызова на коммутаторе получается от двухкратного нажатия рычага на ручке микротелефонной трубки.

Вследствие этого искатель переведет стрелку циферблата на окно с надписью

„телефон", причем в этом окне загорается лампочка и начинает звонить

=вонок телефонного вызова (контролььь,й звонок), Во время работы звонка в микротелефоне слышен характерный треск, который служит вызывающему указанием на осуществление посланного им вызова. Дежурный при коммутаторе снимает с телефонного рычага микротелефонную трубку, причем звонок телефонного вызова перестанет звонить, что укажет вызывающему на то, что его вызов достиг цели, и он может начать разговор.

Разговор с сигнального коммутатора с включенным на линии микротелефоном происходит по системе центральной батареи. По окончании разговора микротелефонная трубка вешается на рычаг, контактами коего пускается в ход искатель, переводящий стрелку на циферблате в нулевое положение; при этом погаснет лампа в окне циферблате с надписью „телефон".

Таким образом, телефонный разговор с линией осуществляется без открывания передней дверцы коммутатора, и, следовательно, без повреждения пломбы.

Наличие происходящего телефонного вызова или разговора ни в коей мере не мешает поступлению на коммутатор любого рода сигналов с линии шлейфов и не влияет на надежность работы всей системы.

Предмет изобретения.

1. Многолучевое устройство для электрической пожарной сигнализации с автоматическим контролем состояния шлейфов и с применением искателя сигналов, :отмечающего поступивший сигнал оптическим и стрелочным указателем, отличающееся тем, что в цепь с последовательно включенными шлейфами извещателей последовательно с реле Р, включена одна из обмоток двухобмоточного реле Р, осуществляющего пуск искателя при подаче сигнала, другая обмотка какового реле Р. служит для остановки искателя на контакте, соответствующем номеру извещателя, и присоединена к источнику тока через контакты искателя и элементы указанной цепи с целью выбора из группы одновременно подействовавших извещателей ближайшего к станции извещателя и для поочередного дальнейшего их приема таким образом, что цепь этой обмотки замыкается только через те шлейфы, контакты которых еще не пройдены щеткой искателя

2. При устройстве по п. 1 применение пульс-реле Р1<, для приведения в действие искателя.

3. При охарактеризованном в и. 1 устройстве применение медленно действующего реле Р; для включения оптического указателя при остановке искателя.

4. При устройстве по и. 1 применение кнопки ПС и реле Р; для повторения номера набранного искателя.

5. При устройстве по и. 1 применение оптических и акустических,.сигналов; тревоги и повреждения.

f . —:

-" - 4-ж

-l

М

З авторскому свидетельству П. П. Колосовского № 32969

Реааеор Л. В. Малевский

Ленпромпечатьссюз. Тип. Пвч. Тпчп . За» 1483 10оЕ