Маркшейдерский малогабаритный гирокомитшт^';'..^-'.:^,рбиб;? ;.о-г?
Иллюстрации
Показать всеРеферат
33I253
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сова Советокн»
Соцналиотическнх
Реопублин
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 21.VII.1967 (J% 1174647/18-10) с присоединением заявки № Приоритет
Опубликовано 07Л11.1972. Бюллетень № 9
Дата опубликования описания 19.IV.1972
М. Кл. G 01с 19/38
Комитет ло делам изобретений и открытий ори Совете Миниотров
СССР
УДК 528.526.6(088.8) Авторы изобретения В. Н. Лавров, И. Б. Житомирский, Ю. С. Луковатый, Н, П. Яковлева и Ю. Ф. Васильев
Заявитель Всесоюзный научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела
1 г. :
Г.
МАРКШЕЙДЕРСКИ Й МАЛОГАБАРИТНЪ|Й ГИРОКОМ
r=aD +b — с
Изобретение относится к области приборостроения, в частности к приборам геодезии и маркшейдерского дела.
Известные маркшейдерские гирокомпасы, содержащие теодолит с автоколлимационной системой, триггер, соединительное устройство и гидроприставку с маятниковым чувствительным элементом во взрывобезопасном корпусе, не позволяют компенсировать крутящий момент торсиона и токоподвода.
Описываемый гирокомпас отличается от известных тем, что в нем токоподвод выполнен в виде изогнутых в вертикальной или горизонтальной плоскости лент, концы которых закреплены на чувствительном элементе на расстоянии r от его оси вращения, определяемом формулой где Р— расстояние между закрепленными концами лент токоподвода, К вЂ” жесткость торсиона, а, b, с — числовые коэффициенты, зависящие от формы изгиба лент, IE — жесткость лент токоподвода.
На фиг. 1 изображен предлагаемый гирокомпас; на фиг, 2 .показано расположение лент токоподвода; на фиг. 3— конструкция токоподвода (один из вариантов).
Гирокомпас состоит пз теодолита 1, гиропрпставки 2, триггера 8 и автоколлимационной системы 4. Гирокомпас устанавливается на штативе 5. Гироприставка выполнена в
5 виде съемного узла, крепящегося к триггеру с помощью соединительного устройства О. Автоколлпмационная система жестко крепится к алидаде теодолита. Питание (Зб и 400 erI персменного тока),подается к гпродвпгателю че10 рез кабель 7, жестко связанный с триггером, и токоподвод 8 внутри корпуса гпроприставки.
Креплеш1е гиропрпставкп к пжней части триггера теодолита с помощью соединитель15 ного устройства обеспечивает устойчивое положение прибора на штативе.
В качестве теодолита может быть применен любой серийный теодолит без специальных
20 требований к нему, Автоколлимацпонная система, жестко соединяемая с алпдадой теодолита, имеет небольшой вес.
Ленты токоподвода установлены так, что создаваемый имп крутящий момент компенси25 рует крутящий момент торсиона. В качестве примера рассмотрим компенсацию крутящего момента торсиона лентами токоподвода, расположение которых показано на фиг. 2. (Один из вариантов конструкции токоподвода пока30 зан на фиг. 3).
331253 где Мкоып — компенсирующий момент, обусловленный наличием силы распора Р, необходимой для изгиба ленты токоподвода в форме дуги; Мкр торс — момент, возникающий В результате закручивания торсиона на угол а;
Мнр. ток — момент закручивания токоподвода на угол а.
Величина компенсирующего момента из рассматривания треугольников AOD u AOB.
По теореме синусов:
0 !
sin/2 sin (2) где D — расстояние между концами ленты; — радиус чувствительного элемента, расстояние от центра чувствительного элемента до точки закрепления токоподвода.
Из треугольника AOD
h = (r+ D)si:ni = яп (3) (r + D) r
Чувствительный элемент гироприставки совершает колебания в пределах малых углов (до 3 — 5 ), поэтому можно записать:
После введения в формулу 4 значения Р=
IE
= k — (k — коэффициент, зависящий от форD
1 мы изгиба ленты токоподвода, при Х вЂ” —, 1:
Й = 5, 6), а затем в формулу 1 значения
При повороте чувствительного элемента на угол а условие компенсации следующее:
Мкомп = Мкр. торс + %<р. Ток. (1) r- + 0,3750
Mao»rn, Map. тон= Е (t M„p. хорс
0,188-..D
= k n, получается выражение для r.
Возможны другие варианты расположения лент токоподвода с целью компенсации крутящего момента торсионного подвеса. Благодаря компенсации крутящего момента торсиона нет пеооходимости производить отслежива10 ние корпуса гироприставки, что упрощает работу наблюдателя и повышает точность прибора, т. к. при этом исключается динамическое воздействие наблюдателя на ЧЭ.
Предмет изобретения
Маркшейдерский малогабаритный гирокомпас, содержащий теодолит с автоколлимаци20 онной системой, триггер и гироприставку с маятниковым чувствительным элементом на торсионном подвесе и ленточным токоподводом, отличаюцийся тем, что, с целью компенсации крутящего момента торсиона и токо25 подвода, в нем токоподвод выполнен в виде изогнутых в вертикальной или горизонтальной плоскости лент, концы которых закреплены на чувствительном элементе на растоянии г от его оси вращения, определяемом формулой
r =aD +b — с где D — расстояние между закреплечными концами лент токоподвода, К вЂ” жесткость тор35 сиона, а, b, с — числовые коэффициенты, зависящие от формы изгиба ленты, 1Š— жесткость лент токоподвода, 331253
Составитель А, Попова
Редактор Т. Загребельная Техред Е. Борисова Корректор Л. Орлова
Заказ 902/14 Изд. № 322 Тираж 448 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, К-35, Раушская наб., д. 4!5
Типография, пр. Сапунова, 2