Упруго-демпферная опора ротора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

4,„:,4 )л „ б r-, - АЯ

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

332267

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено ОЗ.VII.1970 (№ 1456687/25-27) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 14.I I I.1972. Бюллетень № 10

Дата опубликования описания 26.IV,1972

Л1. Кл. Г 16f 7/00

F 16f 1/24

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.515-27(088.8) Авторы изобретения

А. И. Глейзер и Л. П. Покрасс

Заявитель

УПРУГО-ДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА

Изобретение относится к упруго-демпферным опорам и может быть использовано для гашения .вибраций роторов газотурбинных двигателей, генераторов и других машин, возбуждаемых неуравновешенностью роторов, работающих на критических или околокритических режимах.

Известны упруго-демпферные опоры, содержащие подшипник, установленный в корпусе посредством упругого элемента, например, беличьего колеса.

B таких опорах создание демпфирующей силы, постоянно направленной в сторону, обратную скорости прецессии ротора, обеспечивается за счет специально организованных процессов трения между отдельными элементами опоры.

К недостаткам известных опор относятся невозможность обеспечения оптимальных соотношений упругих и демпфирующих характеристик опор, разброс и нестабильность характеристик, значительное выделение тепла и малая надежность опор, Целью изобретения является улучшение демпфирования и увеличение долговечности опоры.

Это достигается тем, что предлагаемая опора снабжена вторым упругим элементом, установленным между корпусом и подшипником, и связанным с ротором фазопреобразующим устройством, деформирующим второй упругий элемент в направлешш, противоположном вектору дисбаланса ротора.

Кроме того, фазопреобразующее устройство содержит вал, установленный в корпусе, связанный с ротором и несущий эксцентрик, взаимодействующий через охватывающий его подшипник со свободны;I концом второго упругого элемента, выполненного в виде белпчь10 его колеса, а вал фазопреобразующего устройства и ротор могут быть соединены посредством шлицевой рессоры.

На чертеже представлена упруго-демпферная опора ротора газотурбинного двигателя.

15 Опора содержит упругие элементы 1 и 2, выполненные по типу беличьего колеса, а также фазопреобразующее устройство для деформации упругого элемента 2, которое состоит из вала 8, вращающегося в подшипни20 ках 4 и выполненного заодно с эксцентриком

5. Вал 3 с эксцентриком 5 приводится во вращение рессорой б от ротора 7. Вращение эксцентрика 5 вызывает через подшипник 8 круговую деформацию упругого элемента 2, а

25 возникающее прп этом усилие передается на ротор 7 через роторный подшипник 9, установленный в корпусе 10.

Такая же по величине, но противоположно направленная сила передается на статор изде30 лия через подшипник 4.

332267

Составитель Т. Крылова

Техред А. Камышиикова Корректор С. Сатагулова

Редактор Е. Братиикова

Заказ 947!1 Изд. ¹ 368 Тираж 448 Подписизе

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретепий и открытий ирп Соьете Министров СССР

Москва, 7(-35, Раушская паб., д. 4, 5

Типография, пр. Сапупова, 2

Взаимное окружное положение эксцентрика

5 и ротора 7 выбирается таким образом, чтобы обеспечить необходимое направление силы, при котором она будет оказывать демпфирующее воздействие на ротор, т. е. направление против скорости .прецессии ротора, перпендикулярно к линии смещения цапфы. Это означает, что при работе на резонансном режиме вектор эксцентриситета должен составлять

180% с вектором дисбаланса на роторе, Значение модуля демпфирующей силы определяется жесткостью упругого элемента 2 и величиной эксцентриситета эксцентрика 5.

Изменением этих параметров легко обеспечить оптимальное соотношение упругой и деформирующей сил в опоре, при котором вибрации изделия укладываются в установленные нормы.

Предмет изобретения

1. Упруго-демпферная опора ротора преимущественно газотурбинного двигателя, содержащая подшипник, установленный в корпусе посредством упругого элемента, например беличьего колеса, отлича ощаяся тем, что, с целью улучшения демпфирования и увеличения

5 долговечности, опа снабжена вторым упругим элементом, установленным между корпусом и подшипником, и связанным с ротором фазопреобразующим устройством, деформирующим второй упругий элемент в направлении, 10 противоположном вектору дисбаланса ротора.

2. Опора по п. 1, отличакщаяся тем, что фазопреобразующее устройство содержит вал, установленный в корпусе, связанный с рото15 ром и несущий эксцентрик, взаимодействующий через охватывающий его подшипник со свободным концом второго упругого элемента, выполненного в виде беличьего колеса.

3. Опора по пп. 1 и 2 отличаюшаяся тем, 20 что вал фазопреобразующего устройства и ротор соединены посредством шлицевой рессоры.