Союзиля i%ff •^''" ,.•»*';-* ' fl •^\. '^ui>&f •пк^шш'!.^^;' -- iби&я^ю!^ 1

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИ Е ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советски

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт.. свидетельства ¹â€”

3< Кз F 16d л9 00

Заявлено 19,Х.1970 (№ 1482478/25-27) с присоединением заявки ¹â€”

Комитет па делам изобретений и открытий

Сри Сосете Мииистрсе

СССР

Приоритет— Опубликовано 21.111.1972. Бюллетень М 11 ! Дата опубликования описания 15Л .1972

УДК 621-592 (088.8) Автор изобретения

А. Г. Лавилов

Днепропетровский горный институт им. Артема

Заявитель

О10Я1.т Д Я

КЛИНЧАТЫЙ ФРИКЦИОИНЫЙ ТОРМОЗ

Изобретение относится к области машиностроения.

Известен клинчатый фрикционный тормоз, содержащий клинчатый каток и взаимодействующий с ним тормозной элемент.

Недостатком известной конструкции тормоза является то, что одна из трущихся поверхностей постоянно находится в контакте и изолирована от окружающей среды, из-за чего теплоотдача может производиться только через тело, например колодки, что затрудняет теплообмен и приводит к быстрому перегреву трущейся поверхности и ускоренному ее износу.

Этот недостаток устраняется за счет замены тормозного башмака ведомым катком.

Другим преимуществом предлагаемого тормоза является уменьшение усилия прижатия трущихся поверхностей, которое достигается тем, что тормоз снабжен зубчатой передачей с передаточным отношением, отличающимся от передаточного отношения клинчатых катков.

На чертеже изображен предлагаемый тормоз.

Клинчатый каток 1 с зубчатым колесом 2 жестко закреплены на валу 3 трансмиссии или исполнительного органа машины. Зубчатое колесо 2 во время торможения входит в зацепление с зубчатым колесом 4, сидящим на шлицевом валу 5 совместно с клинчатым катком 6, который прижимается к катку 1. Ввод в зацепление с зубчатым колесом 2 и катком I ведомых колеса 4 и катка 6 производится поворо5 том вокруг точки О кронштейна 7, в котором установлен вал 5. Кронштейн 7 поворачивается посредством тяги 8 механизма управления тормозом. Для осевого смещения катка 6 на шлицевом валу имеется пружина 9.

)О Во время работы машины без торможения вал 5 с зубчатым колесом 4 и клинчатым катком 6 опущен вниз, колесо 4 и каток 6 выведены из зацепления с колесом 2 и катком 1. При необходимости торможения кронштейн 7 пово15 рачивается вокруг оси 0 по часовой стрелке, клинчатый каток 6, сдвинутый приблизительно на четверть ширины клиновой канавки в осевом направлении пружиной 9, вначале одной боковой стороной своих выступов входит в

20 контакт с выступами клинчатого катка 1 и вместе с зубчатым колесом 4 и валом 5 начинает вращаться, что облегчает ввод зубьев колеса 4 в зацепление с зубьями колеса 2.

Вал 5 может состоять из двух частей, соеди25 ненных между собой карданным валом. На одной части вала в этом случае будет находиться зубчатое колесо 4, на другой — клинчатый каток 6. Это позволит держать в постоянном зацеплении зубчатые колеса 2 и 4, клинчатые

;;0 катки 1 и 6 сводить только в момент торможе333330

Предмет изобретения л е к г г

Состаоп гель И. Чернышова

Текред А. Камышникова

Редактор К. Шанаурова

Корректор Л. Бадылам»

Заказ 2277 1 1зд. № 416 Тираж 448 Подпи сное

1.!НИИПИ К .

Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Ооластная типография Костромского управления по печати ния. При этом необходимость в шлицах и пружине 9 отпадает.

Тормозной эффект получается благодаря тому, что передаточные отношения зубчатой передачи и клинчатой фрикционной передачи различны, и окружные скорости клинчатых катков получаются неодинаковыми, то есть между ними происходит трение

/лувч.) 1фринц- к натка г ) 1 кRTI

Каток 6 может выполняться со съемным клинчатым ободом из быстрее изнашивающегося материала, чем каток 1 для его периодической замены при износе.

1. Клинчатый фрикционный тормоз, содержащий ведущий клинчатый каток, закрепленный на валу, и взаимодействующий с ним тормозной элемент, установленный на откидной оси, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения трущихся поверхностей и уменьшения усилия прижатия

5 тормозного элемента к катку, он снабжен парой находящихся в зацеплении зубчатых колес, закрепленных соответственно на валу и на откидной оси, установленной с возможностью вращения, а тормозной элемент выполнен в ви10 де ведомого клинчатого катка, причем передаточное отношение зубчатого зацепления отличается от передаточного отношения клинчатых катков.

15 2. Клинчатый фрикционный тормоз по п. 1, отличающийся тем, что ведомый каток смещен по оси относительно ведущего и подпружинен со стороны торца.