Зсссоюзная jп?.те111до-т1кш':е'^мяп} биьл^-ютеил \
Реферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 15.Х.1970 (№ 1484195/25-27) с црясоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 11 IV.1972. Бюллетень № 13
Дата опубликования описания 15.V.1972
М. Кл. F 16d 25/062
Комитет по делает изобретеиий и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621 825 ч4(088 8) Авторы изобретения
Е. М. Калешев и А. Е. Степанов
Богородский механический завод
Заявитель
ДВОЙНАЯ ГИДРОУПРАВЛЯЕМАЯ МНОГОДИСКОВАЯ
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных реверсивных передачах, требующих быстрого включения и отключения привода, в частности в реверсивно-редукторной передаче судового двигателя.
Известны также двойные муфты со встроенными в них золотниками, расположенными на валу и автоматически регулирующими поток жидкости в рабочих камерах. Но такие муф- 10 ты конструктивно сложны, и подвод рабочей жидкости к золотнику в них затруднителен, Недостатком является и то, что возвращение в нейтральное положение поршня осуществляется с помощью дополнительных приспо- 15 соблений, например пружин. Немаловажную роль в реверсивных передачах играет скорость переключения их, чего нельзя добиться при применении известной муфты.
Цель изобретения — упрощение конструк- 20 ции и ускорение реверса.
В предлагаемой муфте в отличие от известной золотник установлен в корпусе, сопряжен с поршнем двустороннего действия и имеет дополнительные сообщающиеся с рабочими 25 камерами и магистралями подачи и отвода жидкости каналы, размещенные между основными каналами симметрично относительно оси поворота золотника на расстоянии, меньшем ширины поршня. 30
На фиг. 1 показана описываемая муфта, продольный разрез (основные и дополнительные отверстия условно находятся в плоскости разреза); на фиг. 2 — золотник в нейтральном положении; на фиг. 3 — золотник в положении «задний ход»; на фиг. 4 — золотник в положении «передний ход».
Муфта содержит корпус 1, распределительный золотник 2, поршень 8, крышку 4, два пакета дисков 5 и барабаны б, воспринимающие усилие нажатия при включении муфты.
Золотник включает в себя: зеркало 7, состоящее из вставки 8 и основания 9, корпус
10, распределительный элемент 11, валик 12 переключения, пружину 18 и рукоятку 14 переключения. Поршень выполнен с нажпмными плоскостями 15 и 1б. Полость муфты разделена поршнем на две рабочие камеры 17 и
18. В зеркале золотника выполнены соединяющие рабочие камеры с магистралями подачи и отвода жидкости основные каналы А и Б и дополнительные В и 1. Дополнительные каналы расположены между основными симметрично относительно оси поворота золотника на расстоянии, равном ширине поршня, и перекрываются им в нейтральном положении.
Площадь отверстий дополнительных каналов больше площади основных.
Распределительный элемент золотника выполнен с перепускным каналом 19 (на фиг.2—
335463
25
4 обозначен пунктиром) и сквозными отверстиями 20 — 25.
Рукоятка переключения имеет три положения: «передний ход», «задний ход» и «холостой ход». При переключении рукоятки переключения в положение «холостой ход» масло под данлением из магистрали через отверстия
20 и 25 распределительного элемента по каналам А и Б поступает в камеры 17 и 18. Каналы В и Г перепускным каналом распределительного элемента соединяются со сливной магистралью (магистралью отвода).
Если поршень находится в смещенном относительно оси поворота золотника положении, то отверстие одного из дополнительных каналов оказывается открытым, и через него начинается слив. Давление в камере, соедИненной с этим отверстием, падает и поршень давлением в другой камере перемещается и перекрывает его своей кромкой. Давление в камерах 17 и 18 выравняется, и поршень останавливается в нейтральном положении. Малейшее смещение поршня относительно оси приводит к открытию выпускного отверстия; давлением с противоположной стороны поршень возвращается в исходное положение. Таким образом, обеспечена автоматическая установка поршня в нейтральное положение.
При переключении рукоятки на «задний ход» масло под давлением поступает через отверстия 21 и 22 распределительного элемента по каналам А и В в зеркале золотника в камеру 17. Каналы Б и Г через перепускной канал распределительного элемента соединяют со сливным каналом. Давление в камере
17 повышается, поршень перемещается вправо и плоскостью 1б воздействует на пакет дисков.
При переключении рукоятки на «передний ход» масло под давлением поступает через отверстия 28 и 24 распределительного элемента по каналам Б и Г зеркала золотника в камеру 18. Каналы А и В через перепускной канал распределительного элемента соединяются со сливйой магистралью. Давление в камере 18 йовышается, поршень перемещается влево и плоскостью 15 воздействует на пакет дисков 5. Использование этой муфты в реверси вно-редукторных передачах обеспечивает быстрое переключение муфты, например, с
«переднего хода» на «задний ход». В этом случае поршень находится в крайнем левом положении, отверстие канала В перекрыто поршнем, каналы Г и Б соединяются со сливным каналом, канал А — с напорным. В начальный момент происходит резкое падение давления в камере 18 вследствие интенсивного истечения рабочей жидкости из отверстий каналов Г и Б и ускоренное перемещение поршня вправо. Затем, когда отверстие канала Г будет перекрыто поршнем, отверстие канала В будет открываться, и дополнительный подпор будет также ускоренно перемещать поршень вправо. Аналогичная картина наблюдается при переключении с «заднего хода» на
«передний ход».
Предмет изобретения
Двойная гидроуправляемая многодисковая фрикционная муфта, содержащая корпус, два пакета дисков, поочередно поджимаемых расположенным между ними поршнем, перемещаемым под действием жидкости, поступающей по каналам в золотнике, и элементы возврата поршня в нейтральное положение, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и ускорения реверса, элементы возврата поршня выполнены в виде перекрывающихся поршнем двух радиальных дополнительных каналов, предусмотренных в золотнике, который установлен в корпусе смежно с поршнем, причем дополнительные каналы расположены симметрично относительно оси золотника на расстоянии, меньшем ширины поршня, и сообщаются с магистралью подачи или отвода жидкости.
335463
Фй.2, c
Фиг. У
Фиг
Составитель И. Чернышова
Редактор Л. Жаворонкова Техред А. Камышникова Корректор Е. Михеева
Заказ 1175/3 Изд. № 516 Тираж 448 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2