Музыкальный инструмент

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

3357I4

ОПИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 19.Ч.1970 (№ 1440246/28-12) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 11.1Ч,1972. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 1.11.1973

М. Кл. G 10d 7/12

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Яинистров

"CCP

УДК 681.816.8/9 (088.8) <

Автор изобретения

Д. П. Андрющенко

Заявитель

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Изобретение относится к музыкальным инструментам, выполненным в виде губной гармоники, предназначенной для исполнения мажорных, минорных или минорно-мажорных переменно-параллельного лада мелодий с гармонизацией их главными трезвучиями и диссонансами во всех тональностях.

Известен музыкальный инструмент типа губной гармоники, подвижной в пределах язычков для звуков октавы, состоящей из двух одинаковых планок с голосовыми язычками, настроенными в равномерно-темперированном строе, колодки с двухрядными каналами и пластинчатого с двумя рядами окон переключателя тональностей.

Недостатком этого вида музыкального инструмента является ограниченное число тональностей исполняемых мелодий.

Для повышения исполнительских возможностей и создания многотональностн с полной хром атизацией каждой тональности в предлагаемом музыкальном инструменте имеется фиксатор, позволяющий устанавливать пластинчатый переключатель в четырех рабочих положениях для получения трезвучных функций: тонической, субдоминантовой и доминантовой миноры и мажора с их хроматизацией для каждой тональности. Окна переключателя тональностей расположены так, что в каждом рабочем положении его посредством выдоха звучит субдоминантсептаккорд, построенный от примы его, а при вдохе — аккорд, построенный от квинты.

Для обеспечения свободного естественного

5 захвата игровой поверхности диапазоном в октаву музыкальный инструмент снабжен переходной трапецеидальной камерой. Доступ к двум смежным одного ряда каналам гармоники происходит через один канал правой по10 верхности. Число окон игровой поверхности уменьшен вдвое по сравнению с числом каналов одного ряда, а сравнительно с числом каналов обоих рядов — в четыре раза, поскольку вытяжные и вдуваемые язычки расположе15 пы»а одном канале.

Предлагаемый музыкальный инструмент спроектирован на три октавы и с его помощью может быть получено семьдесят два аккорда, На фиг. 1 изображен музыкальный инстру20 мент, общий вид; на фиг, 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг. 4— то же, вид спереди; на фиг. 5 — 8 — рабочие положения пластинчатого переключателя тональностей.

25 Музыкальный инструмент выполнен в виде губной гармоники, состоящей из колодки 1 и двух одинаковых планок 2 и 8 с голосовыми язычками и заключенной в каркас 4, в котором может перемещаться в пределах язычков

ЗО для звуков октавы на линейную величину, 3i35714

Смещением пластинчатого переключателя 35 при помощи кнопки 11 фиксатора 10 можно извлечь те же звуки, но с понижением на полтона.

Дальнейшее перемещение переключателя с помощью кнопки 12 дает возможность полу- 40 чить посредством выдоха в верхнем звукоряде новый септаккорд с соответственным пониженным на полтона ступенями, а на нижнем звукоряде посредством вдоха — септаккорд, из которого могут быть составлены малое и боль- 45 шое трезвучия функционально представляющие субдоминантовые аккорды мажора и параллельного гармонического минора.

При окончательном перемещении переключателя в верхнем звукоряде посредством выдо- 50 ха можно получить новый септаккорд, а на нижнем посредством вдоха — септаккорд с полутоновым понижением относительного предыдущего положения, из которого может быть выделен низкий субдоминантовый аккорд ма- 55 жора, энгармонически равный доминантовому аккорду гармонического минора и функционально принадлежащий тональности ля-минор.

Другим аккордом будет низкий субдоминантовый аккорд параллельного гармонического ми- 60 нора.

На фиг. 5 — 8 представлены рабочие положе65 з равную длине зубчатой гребенки 5. Установка фиксатора б с указателем 7 в том или ином положении относительно пазов гребенки определяет тональность гармоники. Голосовые язычки настроены в равномерно-темперированном строе.

Гармоника снабжена пластинчатым с двумя рядами окон переключателем 8 с кнопкой

9 и фиксатором 10 с двумя кнопками 11 и 12 для переключателя, который может при помощи одного фиксатора устанавливаться в четырех рабочих положениях.

Переходная трапецеидальная камера 13 через игровую поверхность с окнами 14 в ней открывает доступ воздуха к голосовым язычкам.

Игра на музыкальном инструменте производится в любой мажорной и минорной тональностях следующим образом.

В состоянии покоя пластинчатого переключателя 8 посредством выдоха звучит субдоминантсептаккорд, из звуков которого в основном виде можно выделить мажорное и параллельное минорное трезвучие, т. е. большое и малое трезвучия с терцовым соотношением.

Обращениями субдоминантсептаккорда можно заменить обращения малых и больших трезвучий с диссонирующими интервалами. Посредством вдоха звучит также субдоминантсептаккорд, из которого можно выделить малое и большое трезвучия, но каждое из них по отношению к извлекаемым выходам будет квинтовым восходящего порядка. ния пластинчатого переключателя при игре в переменно-параллельной тональности до-мажор-ля-минор.

Зо

На каждой фигуре имеется два звукоряда: верхний 15 и нижний 16, все звуки которых извлекаются соответственно на голосовой планке 2 выдохом и планке 3 посредством вдоха.

Как видно из верхнего ряда 15 (см. фиг. 5), мажорное тоническое трезвучие основного вида со звуками до-ми-соль извлекается выдохом на каналах 17, 18, 19, а минорное — со звуками ля-до-ми на каналах 20, 17, 18. На каналах 21, 20, 17, 18 — секундаккорд, на каналах 20, 17, 18, 19 — субдоминантсептаккорд основного вида, на каналах 17, 18, 19, 22— квинтсекстаккорд, на каналах 18, 19, 22, 23— терцквартаккорд.

В нижнем ряду 16 — доминантовое трезвучие мажора основного вида со звуками сольси-ре на каналах 21, 24, 25, а вместе с каналом 18 — квинтсекстаккорд с диссонирующим звуком ми, на каналах 24, 25, 18, 19 — терцквартаккорд, на каналах 26, 18, 19, 25 — секундаккорд.

Верхний ряд 15 (см. фиг. 6) дает пониженное на полтона мажорное тоническое трезвучие основного вида со звуками си-ми-бемольсоль-бемоль (каналы 24, 2i7, 28), а минорное со звуками ля-бемоль-си-ми-бемоль (каналы

29, 24, 27) . На каналах 30, 29, 24, 27 — секундаккорд, на каналах 29, 24, 27, 28 — субдоминантсептаккорд основного вида, на каналах

24, 27, 28, 31 — квинтсекстаккорд, на каналах

27, 28, 31, 32 — терцквартаккорд.

В нижнем ряду 16 — пониженное на полтона доминантовое трезвучие мажора в основном виде со звуками соль-бемоль-си-бемольре-бемоль на каналах 30, 33, 34, а вместе сканалом 27 — квинтсекстаккордом с диссонирующим звуком ми-бемоль; на каналах 33, 34, 27, 28 — терцквартаккорд, на каналах 34, 27,28, 35 — секундаккорд.

Нижний ряд 16 (см. фиг. 7) — субдоминантовое трезвучие мажора в основном виде со звуками фа-ля-до (каналы 36, 22, 23) и субдоминантовое гармонического минора со звуками ре-фа-ля (каналы 25, 26, 32), на каналах

20, 27, 25, 36 — терцквартаккорд, на каналах

17, 25, 36,22: — секундаккорд, на каналах 25,!

36, 22, 23 — субдоминантсептаккорд основного вида со звуками ре-фа-ля-до.

На фиг. 8 изображено то же, что и на фиг.7, но с пониженными на полтона звуками: каналы 34, 18, 31 — субдоминантовое минора, каналы 18, 31, 32 — судоминантовое мажора, энгармонически и функционально принадлежащее тональности ля-минор и выступающее в качестве доминантового трезвучия.

На каналах 29, 24, 34, 18 — терцквартаккорд, и т. д.

Таким образом, в октаве принимает участие двадцать четыре звука, двенадцать из которых являются повторяющимися в различных соединениях их. Лишь фа и си-бемоль — в единственном объединении, а ми и си — в трех соединениях; остальные восемь звуков — в двух с оеди н ен и ях к аждый.

3i35714

12 Риг.1

12 Ю Фиг.2

Предмет изобретения

1. Музыкальный инструмент нт, выполненный е губнои гармоники, подвижной в делах язычков для звуков октавы, состоящей нои в преиз двух одинаковых планок с язычками планок с голосовыми рирова, настроенными в ином ст ое равномерно-темпер, колодки с двухрядными каналами и пластинчатого с пе го с двумя рядами окон ереключателя тональност тем что с е теи, отличающийся что, с целью повышения исполнительских возможностей, он снабж жен фиксатором, позво6 ляющим устанавливать пластинчатый пе еключатель в четы рех рабочих положениях,при нчатыи переэтом окна переключателя тональностей асположены так что в в каждом рабочем положении

Б его посредством выдоха и вдоха зв чат с аккорды вто ой ст зв чат септрой ступени в квинтово-квартовом соотношении друг к другу.

2. М з у ыкальныи инструмент по п. 1 чающийся тем, что с п., отли, о„ c целью обеспечения своигровои нове ходкого естественного захвата и ности диапазоном в октав о, он сна жен переходнои трапецеидальной камерой.,3i35 714

Ct

Ю

Ю

Ю

С3

С3

С3

С3

Ю

С3

Ю

Ю

Ю

Ю

Ю

Ю

Ю

D а

С3

С3

Фиг.4 фиг.5 фиг о

Составитель М. Лиманова

Редактор Л. Гончарова Техред А. Камышникова

Корректор E. Сапунова

Заказ 64/8 Изд. № 1847 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2