Подшипниковый узел

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Саюз Ссеетскик

ОП АНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Сонкалисткческнл

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 28.1Ч.1967 (№ 1153126/25-27) М.Кл. F 16с 17/24 с присоединением заявки №вЂ” ноопттет по делотв авобретений и открытий орн Совете Министров

СССР

Hip.иор итет—

Опубликовано 21.IV.1972. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 21 VII.1972

УДК 621.822.5 (088.8) Автор изобретения

А. Г. Персиянов

Кишиневский политехнический институт

Заявитель

ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

Изобретение относится к области машиностроения и касается конструкции подшипникового узла с регулируемым подшипником скольжения.

Известны подшипниковые узлы, содержащие вкладыши, установленные в корпусе равномерно по окружности с возможностью радиального перемещения и поддерживающие вал, каждый из которых имеет на концах наружной поверхности два скоса, направленные в разные стороны, а также содержащий клинья, расположенные между скошенными участками вкладыша и перемещаемые в осевом направлении при помощи винтового устройства для регулировки зазора.

Для повышения надежности работы подшипника скольжения в течение длительного времени подшипниковый узел выполняется с винтовым устройством, обеспечивающим автоматическую регулировку положения каждого вкладыша подшипника при его износе.

На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипниковый узел, продольный разрез; на фиг.

2 — то же, поперечный разрез.

Каждый вкладыш 1 свободно установлен в радиальном пазу корпуса 2 и опирается на два одинаковых клина 3, в поперечных пазах которых расположены гайки 4 и 5 с правой и левой резьбой. Гайки 4 и 5 взаимодействуют с винтом б, имеющим на торце цилиндрическую головку 7 с лыской. На этой головке установлен пусковой рычаг 8, поворачивающийся между упорами 9 и 10, а в свободном положении рычаг 8 прижат к упору 9 пружиной 11. Винт б с гайками 4 и 5 отжимается от вала 12 четырьмя пружинами 18, а а по направлению к валу на винт б действует со значительно большей силой пружина 14 через рычаг 15, свободно поворачивающийся вокруг оси lб.

На фиг. 1 и фиг. 2 головка 7 винта обращена к валу лыской, а винт б в этом положении опирается на неподвижный штифт 17, закрепленный в корпусе подшипникового узла, и фиксируется от проворота при помощи лунки, выполненной в стенке кольцевого паза 18, имеющегося на головке 7 винта.

При износе вкладышей 1 вал смещается до предельно допустимого значения и касается поверхности рычага 8. Центр дуги конца рычага смещен с оси поворота рычага таким образом, что рычаг заклинивается между валом и своей осью на головке 7 винта. При этом рычаг 8 отталкивает головку 7 от вала и освобождает винт б от задержки штифтом 17.

Дойдя до упора 10, рычаг 8 поворачивает винт цилиндрической поверхностью к валу, а затем возвращается пружиной 11 к упору 9.

Сила прижатия головки 7 к валу пружиной зо 14 обеспечивает вращение винта б от вала

336441

3 силой трения. При этом винт с помощью гаек сближает клинья, которые смещают вкладыш, регулируя этим зазор между валом и вкладышем.

Описанный цикл компенсации износа вкладыша продолжается в течение одного оборота винта, пока головка 7 прижата к валу своей цилиндрической поверхностью. При повороте головки 7 к валу лыской она смещается к валу и фиксируется в этом положении при помощи штифта 17 и лунки, выполненной в стенке кольцевого паза на расстоянии, наиболее удаленном от лыски головки 7 винта.

При этом между валом и рычагом 8 устанавливается необходимый зазор.

Предмет изобретения

Подшипниковый узел, содержащий вкладыши, установленные в корпусе равномерно по окружности с возможностью радиального перемещения и поддерживающие вал, каждый из которых имеет на концах наружной поверхности два скоса, направленные в разные стороны, а также содержащий кларинья, расположенные между скошенными участками вкладыша и перемещаемые в осевом направлении при помощи устройства для регулировки зазора, отличающийся тем, что, с целью автоматической регулировки зазора при износе подшипника, винтовое устройство, обеспечивающее регулировку положения каждого вкладыша, содержит винт, выполненный с двумя резьбовыми участками, с резьбой разного направления, взаимодействующий с двумя гайками, каждая из которых размещена в пазу соответствующего клина, установленный с возможностью перемещения в радиальном по отношению к валу направлении, находящийся под действием пружин, расположенных между клиньями и гайками, и имеющий головку с лыской и с кольцевым пазом на торце, обращенном к корпусу, в котором закреплен штифт, входящий своим концом в этот паз, а также содержит два подпружиненных рычага, один из которых установлен на головке эксцентрично, с возможностью поворота между двумя упорами, закрепленными на этой головке, и имеет наружную рабочую цилиндрическую поверхность, а другой рычаг, воздействующий на винт радиально по направлению к оси вала, установлен в корпусе, при этом расстояние от оси рычага, смонтированного на головке, до его рабочей цилиндрической поверхности больше, чем расстояние от этой оси до лыски на головке винта, а в стенке кольцевого паза, наиболее удаленной от лыски, выполнена лунка, обеспечивающая фиксацию винта при взаимодействии с упомя30 нутым штифтом.

336441

А-А !!

Со с та в и телo Г. Мар ты ш кина

Редактор К. Шанаурова

Техред Е. Борисова Корректор Е. Миронова

Заказ 3044 Изд. № 550 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Областная типография Ко тромского управления по и яэ г