Способ очистки крекинг-бензина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
о ll „Й.„, . и е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
1щ ЗЗб9 94
Союз Советских
Социалистических
Респуолик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ,«ф».=" »,„, (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.08.69 (21) 1356288/23-04 с присоединением заявки М (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.80. Бюллетень Ы 16 (45) Дата опубликования описания 30.04.80 (51) М. Кл."С 106 23/00
Государственный комитет (53) УДК 665.658.2 (088.8) пп делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения T 3. Хурамшин, В. М. Гермаш, H. П. Смирнов, Б. Я, Рисов, Г. Г. Теляшев, И. А. Герштейн, Ю. И. Сыч, Г. A. Берг, С. Г. Хабибуллин, Г. М. Кулинич, T. С. Кириллов и Л.Я. Скундина (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОЧИСТКИ КРЕКИНГ-БЕНЗИНА
Изобретение относится к способу очистки крекинг-бензина от сернистых и непредельных соединений.
Известен способ гидрогенизационного облагораживания бензинов вторичного происхождения. Гидрирование крекинг-бензина в чистом виде ведут на специализированных установках при температурах 360 †4 С, давлении 30 — 50 ат, объемной скорости подачи сырья 1 — 2 ч вЂ, циркуляции водородсодержащего газа 300 — 600 нм /м с использованием промышленного алюмокобальтмолибденового катализатора и получают сырье для установок каталитического риформинга.
При осуществлении известного способа из-за высокого теплового эффекта реакции (140 — 180 ккал/кг) на стенках аппаратуры откладывается большое количество смолистых веществ; для снятия излишнего тепла требуются специальные приемы и оборудование.
Цель изобретения — снижение образования смолистых веществ в продукте.
Это достигается тем, что гидрированию подвергают смесь крекинг-бензина с дизельным топливом или вакуумным газойлем с последующим выделением целевого продукта известным способом. Крекингбензин и дизельное топливо или вакуумный 30 газойль берут в соотношении 3: 7.
Предлагаемый способ очистки бензина вторичного происхождения в отличие от известного позволяет проводить облагораживание на типовых установках гидроочистки дистиллятов, выкипающих в пределах дизельного топлива и вакуумного газойля.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.
Высококачественные нефтепродукты получают из бензиновых дистиллятов вторичного происхождения (например, от процессов термического крекинга и коксования тяжелых остатков сернистых и высокосернистых нефтей) или прямогонных фракций, выкипающих в пределах дизельного топлива или вакуумного газойля, совместной их переработкой в гидрогенизационной зоне на промышленном алюмокобальтмолибденовом катализаторе. После зоны гидроочистки охлажденные продукты поступают последовательно в сепараторы высокого и низкого давления, где целевые продукты отделяют от избытка водородсодержащего газа и направляют на ректификацию. В колонне ректификации происходит отделение бензиновых фракций от основного тяжелого дистиллята.
Бензиновые фракции служат сырьем для установок каталитического риформинга с блоком предварительной гидроочистки. Тяжелые фракции в зависимости от пределов
336994 б
Формула изобретен ия
Составитель Н. Лихтерова
Редактор Л. Письман Техред В. Серикова Корректор В. Петрова
Заказ 761/1 Изд. № 300 Тираж 545 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по де.гам изоорегеннй и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 выкипания используют как товарный продукт (дизельное топливо) или как сырье установок каталитического крекинга (вакуумный газойль).
Пример 1. Исходный бензин термического крекинга гудрона арланской нефти (фракция НК 200 С) с содержанием серы
1,1% и йодным числом 97 г J/100 г продукта, октановым числом б8 пунктов (по моторному методу в чистом виде) смешивают с дизельным топливом (фракция 200—
350 С) с содержанием серы 1,9% в соотношении 30: 70. Полученную смесь с содержанием серы 1,7% и йодным числом около
34 г J/100 r продукта подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом катализаторе при температуре 370 С, давлении 50 ати, объемной скорости подачи сырья 3 ч-, отношении водородсодержащего газа к сырью 500 нл/л.
Тепловой эффект в этом случае не превышает 40 — 45 ккал/кг и обеспечивается нормальный темгературный режим в гидрогенизационной зоне. От гидрогенизатов, полученных при этих условиях, отгоняют бензин (фракция НК 180 С).
Полученный бензин имеет октановое число 55 пунктов по моторному методу при содержании серы н азота не более 0,1% и
0,0002 о соответственно.
При каталитическом риформинге такого бензина на алюмоплатиновом катализаторе
АП-64 получают 80% товарного бензина с октановым числом 85 пунктов по моторному методу в чистом виде.
Фракция дизельного топлива содержит не более 0,2% серы, цетановое число 48.
Пример 2. Исходный бензин вторичного происхождения смешивают с вакуумным газойлем в тех же соотношениях, как в примере 1, и направляют в гидрогенизационную зону.
Качество использованного бензина приводится в примере 1. Вакуумный газойль с промышленной АВТ, выкипающий в пределах 248 — 47 5 Ñ, содержит 3,25% серы.
Смесь характеризуется йодным числом 34 г
J/100 г продукта и содержанием серы 2,7%.
Гидроочистку проводят при температуре
380"С, давлении 50 ати, отношении водородсодержащего газа к сырью 500 нл/л, 10 объемной скорости подачи сырья 1,0 ч —, Отогнанный от полученного гидрогенизата бензин содержит менее 0,15% серы и имеет октановое число 53 пункта по моторному методу в чистом виде. После каталити15 ческого риформинга такого бензина получают товарный продукт с выходом и октановым числом, аналогичными указанным в примере 1.
Содержание серы в газойле не превыша20 ет 0,35 вес. %. Использование этого газойля в качестве сырья установок каталитического крекинга позволяет получать бензин каталитического крекинга с октановым числом 79 пунктов по моторному методу.
1. Способ очистки крекинг-бензина от сернистых и непредельных соединений пу30 тем гидрирования на алюмокобальтмолибденовом катализаторе при температуре
380 — 400 С, давлении 30 — 50 ат, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью снижения образования смолистых веществ в продукте, 35 гидрированию подвергают смесь крекингбензина с дизельным топливом или вакуумным газойлем с последующим выделением целевого продукта известным способом.
2. Способ по п. 1, отличающийся .я тем, что крекинг-бензин и дизельное топливо или вакуумный газойль берут в соотношении 3: 7.