Предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАЙ И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
337577 боюа Советский
Социалистических
Респу0лик
Зависимое от авт. свидетельства М
Заявлено 12.llf.1971 (№ 163255I3/25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 05Х.1972, Бюллетень № 15
Дата опубликования описания 29,V.1972
М. Кл. F 16d 11/04
F 166 7:06
Комитет по делам иаобрвтвний и открытий ори Совете Министров
СССР
УДК 621.825.5 (088.8) Авторы изобретения
М. Я. Шполянский и В. Б. Горохов
Заявитель
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в самолетостроении при разработке трансмиссий управления предкрылками, закрылками и поворотным крылом самолетов с изменяемой геометрией для размыкания трансмисси в случае ее заклинивания. Такая необходимость вызвана тем, что в случае резкого заклинивания одно10 из агрегатов трансмиссии из-за скачкообразного увеличения крутящего момента, обусловленного инерцией вращающихся частей привода, может произойти разрушение трансмиссии.
Известна предохранительная муфта, содержащая подпружиненную ведущую и ведомую полумуфты, выполненные с кулачками на торцах, а также шарики, удерживающие полумуфты в расцепленном состоянии. Однако, такие муфты не надежны в работе.
Предлагаемая муфта снабжена установленным между полумуфтами промежуточным элементом-крестовиной, в хвостовиках которой выполнены радиальные пазы для шариков, взаимодействующих с кулачками полумуфт и перемещающихся при размыкании последних к оси вращения муфты под воздействием предусмотренных на внутренней поверхности полумуфт спиралевидных выступов. Кроме того, радиальные пазы в хвостовиках крестовины выполнены с увеличивающейся к периферии глубиной. Это повышает надежность работы муфты.
На фиг. 1 показана муфта, разрез; на фиг. 2 — то же, в разомкнутом состоянии; »а фиг. 3 — то же поперечный разрез.
Муфта содержит ведомую 1 и ведущую 2 полумуфты снабженные торцовыми кулачками; подшипники 3 для установки полумуфты 1 в корпусе 4; подшипники 5 для установки по10 лумуфты 2 в плавающей обойме б; тарированную пружину 7 для обеспечения размыкания муфты при определенном крутящем моменте; плавающий промежуточный элемент— крестовину 8, опирающуюся с помощью плава15 ющих подшипников 9 на полумуфты 1 и 2; шарики 10, служащие для передачи крутящего момента с ведущей полумуфты 2 «а ведомую полумуфту 1 и размещенные в радиальных пазах 11 крестовины 8; регулпровочные
20 винты 12 для регулировки затяжки пружины
7. Радиальные пазы 11 выполнены с увеличивающейся к периферии глубиной.
В процессе работы муфты в зависимости от
25 направления вращения крутящий момент от ведущей полумуфты 2 к ведомой полумуфте I передается с помощью кулачков 18 на ведущей полумуфте 2 (при вращении по часовой стрелке), заставляющих вращаться в ту же
30 сторону крестовину 8, которая с помощгио шариков 10, упирающихся в скосы 14 va ведомой полумуфте I, увлекает ее за собой.
После изменения направления вращения крутящий момент от ведущей полумуфты 2, с помощью шариков 10, упирающихся в скосы
14 на ведущей полумуфте 2, передается на крестовину 8, которая, упираясь в кулачки 18 на ведомой полумуфте, заставляет ее вращаться в ту же сторону.
При возрастании передаваемого крутящего момента до величины, превышающей заданную (в случае вращения по часовой стрелке) шарики 10, расположенные с правой стороны плавающей крестовины 8, выходят из зацепления с ведомой полумуфтой 1, отжимая крестовину 8, сжимают пружину 7 и в процессе последующего движения перемещаются вдоль спиральных буртиков 15, имеющихся на ведомой полумуфте 1, к центральной гладкой ее части, что обеспечивает возможность бесшумной и длительной работы муфты в разомкнутом состоянии.
Если вращение происходит в противоположную сторону (против часовой стрелки), то размыка«ие муфты происходит путем отжимания шариками 10, расположенными с левой стороны крестовины 8 ведущей полумуфты 2, подпружиненной той же пружиной 7.
В этом случае после размыка«пя муфты шарики 10 увлекаются вдоль спиральных буртиков 15, расположенных «а ведущей полумуфте 2, к центральной гладкой ее части, обеспечивая, как и в первом случае, возможность длительной работы в разомкнутом состоянии.
Для взведения разомкнутой муфты в исхоДное состояние достаточно сделать один — два оборота в противоположную сторону вращения. При этом, за счет составляющей силы
5 пружины 7, создаваемой наклонным днищем пазов крестовины 8, и за счет центробежной силы, направленной от центра муфты к ее периферии, шарики 10, двигаясь вдоль спиральных буртиков 15 в противоположном направ10 ленни, вновь западают в пазы 16 между кулачками полумуфт.
Предмет изобретения
15 1. Предохранительная муфта, содержащая подпружиненную ведущую и ведомую полумуфты, выполненные с кулачками на торцах, а также шарики, удерживающие полумуфты в расцепленном состоянии, отличающаяся
20 тем, что, с целью обеспечения реверса и повышения надежности работы, она снабжена установленным между полумуфтами плавающим промежуточным элементом-крестовиной, в хвостовиках которой выполнены радиальные
25 пазы для шариков, взаимодействующих с кулачками полумуфт и перемещающихся при размыкан|ии последних к оси вращения муфты под воздействием спиралевидных, выступов, выполненных на внутренней поверхности по30 лумуфт.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что радиальные пазы в хвостовиках крестовины выполнены с увеличивающейся к периферии глубиной.
2 13 8 О
337577
Фиг.2 иг. 3
Составитель И. Злотиик
Корректор Н, Орлова
Редактор Т, Баранова
Техред Л. Богданова
Заказ 1489 14 Изд. № 633 Тираж 448 Подписное
LIHHHIlH Комитета по делам изобретении и открытий при Совете Министров СССР
Москва, 5К-35, Раунтская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2