Индукционный компаспйieйtiiч-:^^•^^•библио'. ^на ^^j

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О Il И С А Н И Е 339780

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”

М. Кл. G 01 с 17/30

Заявлено 29.IV.1970 (№ 1431182/18-10) с присоединением заявки №

Приоритет

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 629.1.053.11(088,8) Опубликовано 24.Ч.1972. Бюллетень № 17

Дата опубликования описания 21.VI.1972

Авторы изобретения Б. В. Вьтжелевский, И. И. Помыкаев, Е. Н. Власов, В. Ф. Увакин, Ф. М. Гольденберг, А. А. Карчевский, В. Н. Оранский и С. В. Зеленков

Заявитель

ИНДУКЦИОННЫЙ КОМПАС

Изобретение относится к области навигационного оборудования, устанавливаемого на самолетах для коррекции курсовых гироскопов по магнитному полю Земли.

В настоящее время в авиации как в отечественных гирокомпасных системах типа

ГМК, так и в зарубежных типа С вЂ” 12 фирмы

Sperrg в качестве построителя вектора, соответствующего горизонтальной составляющей магнитного поля Земли Н„задаваемого в виде двух или трех напряжений второй гармоники с датчика, используются двух,или трехфазные сельсины или синусно-косинусные преобразователи на переменном токе.

Однако известные компасные системы допускают ошибки в измерении курса.

Кроме того, компенсацию четвертной девиации в них производят путем симметрирования и фазирования сигналов с датчиков в цепи с комплексной нагрузкой, что приводит к дополнительной значительной нестабильности компаса.

Предлагаемый индукционный компас отличается от известных тем, что в нем ротор синусно-косинусного преобразователя снабжен дополнительной обмоткой возбуждения, которая подключена к бортовой сети переменного тока и расположена по периметру спинки магнитопровода, а статорные обмотки преобразователя последовательно соединены с компенсационными обмотками датчика магнитного мередиана.

Указанные отличия позволяют повысить точность и упростить компенсацию четвертной

5 девиации.

На чертеже изображена функциональная схема описываемого компаса.

Компас состоит из двухфазного индукционного датчика 1 с маятниковой подвеской чув10 ствительных элементов, имеющ|их обмотки возбуждения 2 и 8, сигнальные 4, б и компенсационные б и б по каждой оси чувствительности датчика. Магнитопровод датчика 1 может быть выполнен в виде отдельных ферро15 зондов или на едином кольцевом магнптопроводе с соответствующим расположением обмоток. С каждой сигнальной обмотки датчика 1 выходные напряжения второй гармоники подаются на избирательные усилители 7 и 8

20 с последующим детектированием фазочувствительными выпрямителями (ФЧВ) 9 и 10.

Выходные токи постоянного напряжения с

ФЧВ 9 и 10, строго пропорциональные измеряемым составляющим магнитного поля Зем25 ли, подаются в компенсационные обмотки б и б и статорные обмотки 11 и 12 синусно-косинусного преобразователя (СКП) 18, выполненные аналогично обмоткам серийных СКП на магнитопроводе со скосом пазов пластин

30 на одно зубцовое деление.

339780

77

Изд. № 699

Тираж 448 Подписное

Заказ 1774/8

Типография, пр. Сапунова, 2

Ротор 14 СКП 18, выполненный аналогично ротору существующих СКП, имеет дополнительную обмотку возбуждения по периметру спинки магнитопровода, запитываемую переменным током. Выходное напряжение с одной из роторных обмоток подается на усилитель 15* следящей системы. Двигатель Iб через редуктор отрабатывает ротор 14 СКП 18 в согласованное положение.

Индукционный дистанционный компас работает следующим образом.

Переменный ток в обмотках возбуждения датчика 1 периодически доводят до насыщения материала магнитопровода, вследствие чего в сигнальных обмотках 4 и 5 наводятся напряжения второй гармоники, пропорциональные измеряемым составляющим постоянного магнитного поля.

Предварительно усиленные в усилителях 8 и 7 эти напряжения детектируются ФЧВ 9 и

10, и постоянные токи подаются в компенсационные обмотки б и б, соединенные последовательно со статорными обмотками 11 и 12

СКП 18. Напряжения второй гармоники с обмоток 4 и 5 будут равны только при полной компенсации постоянным током внешнего поля в объеме магнитопровода датчика 1. Токи компенсации, строго пропорциональные измеряемым компонентам магнитного поля, проходя по статорным обмоткам 11 .и 12 СКП 18, создают результирующую нам агничивающую силу.

Ротор 14 преобразователя 18 с обмоткой возбуждения на спинке магнитопровода также является двухкомпонентным измерителем постоянного магнитного поля, создаваемого суммарной намагничивающей силой обмоток 11 и 12 статора.

Следящая система, состоящая из усилителя

l5, ФЧВ 17 и модулятора 18, электродвигателя Iб и редуктора, отрабатывает ротор в такое положение, в котором выходное напряжение второй гармоники с одной из обмоток ротора будет равно нулю, а с другой — соответствовать модулю горизонтальной составляющей магнитного поля Земли.

Угловое положение между ротором и стато10 ром СКП 18 соответствует измеряемому магнитному курсу объекта.

Напряжение возбуждения UßOÇä. индукционного датчика 1 и опорные напряжения У„,р. на ФВЧ 9 и 10 подаются от отдельного гене15 ратора 19, а напряжение возбуждения СКП ,8 — от бортовой сети.

Четвертная девиация компаса и четвертная инструментальная погрешность следящей системы устраняются переменными сопротивле20 ниями Ri.

Предмет изобретения

Индукционный компас, содержащий индукционный датчик магнитного меридиана, элек25 трояно-усилительный блок, приемник в виде синуспо-косинусного преобразователя с систе,юй отработки ротора в согласованное положение, отличающайся тем, что, с целью повышения точности и упрощения компенсации

30 четвертной девиации, в нем ротор синусно-косин.сного преобразователя снабжен дополнительной обмоткой возбуждения, которая подключена к бортовой сети переменного тока и расположена по периметру спинки магнито35 провода, а статорные обмотки преобразователя последовательно соединены с компенсационными обмотками датчика магнитного мсрп диана.