Устройство для определения отклонения скорости движения от заданной

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

34I258

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимый от патента №

Заявлено 13.VI.1969 (М 1347400/18-10) М. Кл. 6 01р 3/64

Приоритет 14Х1.1968, № 155124, Франция комитет по делам изобретеиий и открытий при Совете Мииистрое

СССР

Опубликовано 05.VI.1972. Бтоллетень № 18

УД К 531.767:621.3.083.72 (088.8) Дата опубликования описания 11.VII.1972

Автор изобретения

Иностранец

Жан Лавареи (Франция) Иностранная фирма

<ñÍîð-Авьясьон сосьете Насьональ де Констрюксьон Аэронатик» (Франция) Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОТКЛОНЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ОТ ЗАДАННОЙ

Изобретение относится к устройствам для контроля параметров движения.

Известные устройства для определения отклонения скорости движения от заданной, содержащие переключатели, реле и источник питания, не позволяют точно определить момент отклонения действительной скорости от заданной, особенно в случае, когда контролируемый объект движется с предельной скоростью или близкой к ней; кроме того, такие устройства имеют сложную конструкцию.

В предлагаемом устройстве, с целью упрощения конструкции и повышения точности измерения контролируемого параметра, между полюсами источника питания параллельно включены две электрические цепи, одна из которых выполнена в виде последовательно включенных первых пар контактов двух переключателей, контактов реле времени и обмоток исполнительного реле, контакты которого включены в схему сигнализации, а вторая цепь — в виде последовательно включенных второй пары контактов одного из переключателей, параллельно которой включены контакты второй пары другого переключателя, и обмотки управления реле времени, причем подвижный элемент снабжен гребенками, активные части которых кинематически связаны с переключателями и смещены друг относительно друга на заданную величину, обусловленную расстоянием между переключателями.

На фиг. 1 и 2 схематично представлен один из возможных вариантов, предлагаемого устройства при контроле им возвратно-поступательного движения; на фиг. 3 представлена диаграмма, поясняющая работу этого устройства; на фиг. 4 — схема из двух устройств, аналогичных устройству, показанному на

10 фиг. 1; на фиг. 5 — схема системы устройств; на фиг. 6 показан предпочтительный вариант устройства по данному изобретению.

Устройство (см. фиг. 1 и 2) представляет собой электрические цепи 1 и 2, включенные

15 параллельно между полюсами источника питания. Цепь 1 выполнена в виде последовательно соединенных переключателей 3 и 4 со спаренными контактами 5 и 6, контакта 7 реле 8 управления и контакта 9 в контуре 10, причем

20 отрицательная клемма реле 8 включена на массу т.

Цепь 2 выполнена в виде последовательно включенных ветвей из контуров 11 и 12 смон25 тированных параллельно, реле 13 времени, положительная клемма которого присоединена к точке q, а отрицательная — к массе т. Переключатель 3 управляет цепью 1 и контуром ll, а идентичный переключатель 4 — цепью 1 и

30 контуром 12; контакт ? управляется реле 13.

341258

Подвижный элемент 14, связанный с контролируемым объектом (на фиг. 1 и 2 не показан), снабжен гребенками 15 и 1б, совершающими возвратно-поступательное движение с элементом 14 (на фиг. 1 и 2 направление движения показано стрелками с индексами F и F"). Зубья гребенки 15 через ролик 17 взаимодействуют с переключателем 8, а зубья гребенки 1б через ролик 18 — с переключателем 4.

Расстояние между первыми зубьями гребепок 15 и 1б или вторыми зубьями этих гребенок устанавливается в соответствии с перемещением элемента 14. При его перемещении в направлении F (см. фиг. 1) первый зуб гребенки 1б замкнет переключатель 4 раньше, чем первый зуб гребенки 15, разомкнет переключатель 8. Аналогичное действие, но в обратном порядке, будет иметь место при перемещении элемента 14 в направлении F" (см. фиг. 2).

От реле 8 срабатывает контакт 9 в контуре 10 при проходе тока в цепи 1, т. е. в случае, когда он одновременно прерван переключателями 3, 4 и контактом 7. Движение объекта, связанного с элементом 14, зависит от основной цепи. Если она замкнута или разомкнута, движение обьекта может продолжаться ил и п рекр а щатьс я.

Временное реле 18 при разомкнутой цепи 1 не срабатывает. Подача на него напряжения, обусловленного соответствующим положением переключателей относительно контуров If и

12, вызывает размыкание контакта 7. Это размыкание длится до момента истечения времени Т задержки, если цепь контура 11 или 12 не была замкнута соответствующим переключателем до истечения этого времени. В этих случаях его срабатывание продолжается до появления напряжения на его клеммах, т. е. до тех пор, пока оба переключателя 8 и 4 не будут разомкнуты, Этим выключением напряжения обусловливается их возвращение в нерабочее состояние при замкнутом контакте 7.

Диаграмма (см. фиг. 3) иллюстрирует работу устройства, .представленного на фиг. 1 и 2. .Она показывает временную последовательность состояний различных элементов устройства. Для этого полагают, что реле 18 подгоговлено на размыкание контакта 7: первый раз — в момент 4=0,,принятый за начало времени .в направлении F, и во. второй — в момент t6, =6,9; принятый за начало времени в направлении F". Предполагается, что это реле размыкает цепь 1 соответственно в моменты

4, =0,9 в направлении F и t6=6 — в направлении F".

Для удобства изложения .полагают, во-первых, что - .в . направлении Р (или F") смещение подвижного элемента 14 на заданное расстояние производится за вре,.мя. меньшее, чем время Т= 1,:1 реле 18, т. е., скорость элемента 14 выше установленной, предельной скорости и, следовательно, переключатель 4 замыкает цепь 1 и цепь контура 11, например в момент 1о;9=0,9, тогда как

65 переключатель 8 замыкает цепь 1:и цепь контура 12 в момент ti =1.

В этих условиях разомкнутое состояние основной цепи обеспечивается в результате одновременного замыкания переключателей 8, 4 и контакта 7 в промежутки между to 9 — — 0,9 и

4=1, когда объект перемещается в направлении г, и в результате одновременного размыкания тех же органов — в промежутки между

4=6 и 4л — — 5,9, когда объект перемещается в направлении F".

Если предположить, что элемент 14 перемещается в направлении F (или F") на ту же заданную длину, что и указанная выше, за время, большее чем Т=1,1 реле 18, т. е. со скоростью ниже установленной предельной скорости, то основная цепь остается замкнутой, так как переключатель 4 не,продолжит возбуждения реле 18 своим замкнутым управляющим контактом; поэтому реле 18 перейдет в .разомкнутое состояние. В случае перемещения объекта в направлении F", если переключатель 4 изменяет свое состояние, переходя от замыкания к размыканию за время большее, чем длительность времени задержки (tg,a=5,8), основная цепь остается замкнутой, так как переключатель 8 предварительно не продлил возбуждения реле 18 посредством своего закрытого контакта, и, следовательно, реле 18, .перейдя в разомкнутое состояние, останется в этом положении.

Таким образом, устройство, показанное на фиг. 1 и 2, позволяет производить контроль скорости возвратно-поступательного движения. Отсюда видно, что регулировка, с одной стороны, времени Т задержки и, с другой стороны,— расстояния между гребенками, расположенными на подвижном элементе 14, позволяет точно определять предельную или критическую скорость смещения этого элемента и обеспечивать автоматическое размыкание основной цепи, когда эта критическая скорость достигнута. Разомкнутое состояние переключателей 8 и 4, кроме того, приводит реле 13 в его исходное замкнутое, нерабочее положение, в котором оно может быть снова возбуждено.

Описываемое устройство позволяет обнаружить превышение движущимся объектом предельной скорости любыми движущимися органами одной и той же системы, зависящих или не зависящих друг от друга. Например, два устройства А> и А> (см. фиг. 4), аналогичные показанному на фиг. 1 и 2, могут быть смонтированы параллельно на общей цепи.

Каждое из этих устройств предназначено для контроля скорости движущего объекта и обеспечивает размыкание общей цепи, когда скорость (постоянная или переменная) контролируемого объекта .превышает установленный предел. Точно так же (см, фиг. 5), в качестве примера, устройства А>, А, ..., А, аналогичные устройству, показанному на фиг 1 и 2, смонтированы параллельно основной (общеи) цепи. Каждое из этих устройств предназначено для наблюдений за скоростью движущегося

341258

5 объекта, входящего в систему из и устройства, Превышение каким-либо одним из них заданного предела скорости приводит к размыканию общей цепи.

Что касается изменений состояния цепей, то очевидно, что они могут быть реализованы любыми соответствующими средствами, например фотоэлементами, не только с помощью гребенок и, что, кроме того, электрические цепи могут быть заменены гидравлическими цепями с соответствующими органами управления.

Предпочтительный вариант реализации предлагаемого устройства может быть использован, в частности для управления движением органов автоматической самолетной аппаратуры. Известно, что некоторые аппараты автоматического контроля полета контролируются внешними цепями этих аппаратов, питаемых от независимых от них детекторов, например детекторов угловой скорости, ускорения и т. п.

В других аппаратах автоматического контроля полета, наоборот,— наблюдение производится с помощью внутренних цепей этих аппаратов, которые называются «внутренним наблюдением» или «автонаблюдением». Но такое «автонаблюдение», в принципе не перекрывает всю область полетов и иногда может быть недостаточным для некоторых частных фаз полета, например для захода на посадку и автоматической посадки. При этом может возникнуть необходимость продублировать такое габлюдение автономным средством (по соображениям безопасности) .

Предлагаемое устройство позволяет осущсствлять наблюдение извне, причем это наблюдение может комбинироваться, добавляться или удаляться, полностью или частично, во внутреннюю систему наблюдения для того, чтобы скорость смещения органа управления, которая подлежит контролю, например управление глубиной, эйлеронами или направлением, была бы «видна» в пределах одного или нескольких диапазонов отклонений руля как

«нормальная» или «ненормальная», т. е. ни>ке некоторой определенной величины или выше этой величины. Для этого служит устройство контроля (см. фиг. 6) в своем предпочтительном варианте.

Это устройство содержит опору 19, связанную системой 20 тяг и рычагов управления с валом 21. На опоре 19 укреплены гребенки 15 и 1б, регулируемые соответствующими винтами 22 и 28. Эти гребенки приводятся во вращение вокруг оси вала 21, когда система 20 тяг и рычагов сама .приходит в движение в направлении F или F".

На опоре 24, жестко укрепленной по отношению к летательному аппарату, смонтирован электрический контур (на фиг. 6 не показан), содержащий два .переключателя 25 и 2б, прикрепленные к опоре 24 соответственно винтами 27 и 28 с одной стороны и винтами 29 и

30 — с другой, а также реле 13 задержки времени и реле 8 размыкания и замыкания основной цепи (на фиг. 6 не показана). Этот контур и данком случае служит цепью автоматического запуска аппаратуры контроля полета и аналогичен по своим функциям основной цепи (см. фиг-, 1 и 2). Электрическая цепь замыкается или размыкается переключателями 25 и 2б, которые запускаются соответственно гребенками 15 и 1б во время их вращения. Эти гребенки расположены по отношению к галетам 31 и 32 указанных переключателей аналогично тому, как в описанном выше устройстве (см. фиг. 1 и 2) расположены гребенки !

5 и 1б по отношечию к роликам 17 и 18 переключателей 3 и 4. В этих условиях устройство работает подобно описанному устройству.

Диаграмма его работы аналогична диаграмме, показан.ной на фиг. 3.

На фиг. 6 в качестве примера показаны (в угловых единицах) соответствующие расстояния выбранных точек каждой гребенки 15 и

1б. Эти значения и положение гребенок (гребенка 15 поддерживает переключатель 25 в разомкнутом положении, а гребенка 1б оставляет переключатель 2б в замкнутом положении) обеспечивают смещение на 0,9 между замыканием одного и другого переключателей.

Из диаграммы (см. фиг. 3) видно. что, если моменты 4, t, ..., t7 на абсциссе выбраны таким образом, что отделяющие их промежуток времени взяты в качестве единицы измерения, будут равномерно разнесены друг от друга на полсекунды и, если промежуток задержки времени T равен 0,55 сек (последиий показан на графике длиной t=1,1), то угловая скорость системы рычагов и тяги, соответствующая предельной угловой скорости, в этом случае будет равна 1 за 0,55 сек.

В случае, когда угловая скорость системы рычагов и тяг выше предельной скорости, например 1 в секунду в направлении Г, гребенка 15 замыкает электрическую цепь посредством прерывателя 25 в момент to, в результате чего реле 13 задержки времени срабатывает и размыкает его на 0,55 сек позже, т. е. в момент

tt 1 — — 1,1; затсм реле замыкается на 0,5 сек позже, т. е. в момент t . Между тем гребенка 1б приводит в действие переключатель 2б для замыкания на 0,45 сек позже 1„т. е. при 10, — — 0,9, и на длительность 0,5 сек, для того, чтобы поддержать это размыкание до момента

1ь — — 1,9.

Очевидно. что за период между 4л — — 0,9 и

tt — — 1, одновременно размыкаются переключатели 25 и 2б и реле 18, что необходимо для запуска основной цепи. Картина будет аналогичной, когда движение происходит с той же скоростью, но в обратном направлении F".

Кроме того, когда реле 13, которое нормально запускается при замыкании какого-либо из переключателей (25 или 2б), управляемых гребенками 15 и 1б, не срабатывает из-за неисправности цепи питания, оно остается в разомкнутом положении размыкания. В результате, какова бы ни была скорость движущегося объекта, основная цепь будет замкнута, и

341258 такая неисправность не снизит надежность работы.

Рассмотренное устройство предназначено для автоматического контроля полетом. Оно надежно обеспечивает получение сигнала о венормальной работе аппаратуры, которая контролирует скорость перемещения того или иного объекта, или в результате неисправности самого устройства контроля.

Несколько устройств, аналогичных этому устройству, могут быть сгруппированы в комплекс для одновременного контроля за группой органов управления полетом летательного аппарата, например направления, глубины и перекоса. Каждое из устройств взаимодействует соответственно с органом управления.

Цепи этих устройств включены в основную цепь парадлельно и соединены с реле, которое управляет основной цепью, взаимодействую:щей с:различными элементами на пульте пилота, например с цепью реле запуска автопи.лота, -которое управляется реле устройства при автоматическом полете.

Поскольку указанные устройства комплекса работают аналогично устройства, представленным на фиг, 1 и 2, а их цепи связаны соответственно с цепями органов управления летательного аппарата, то всякое отклонение контролируемого параметра от своего номинала будет обнаружено и передано в виде, например, оптического сигнала на пульт управления летательного аппарата, Предмет изобретения

Устройство для определения отклонения скорости движения от заданной, содержащее переключатели, реле и источник питания, от10 личающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения точности измерения контролируемого параметра, в нем между полюсами источника питания параллельно включены две электрические цепи, одна из которых выполнена в виде последовательно включен,ных первых,пар контактов двух переключателей, контактов реле времени и обмоток исполнительного реле, KQHTBKTbI которого включены в схему сигнализации, а вторая цепь — в виде

20 последовательно включенных второй, пары контактов одного из переключателей, параллельно которой включены контакты второй пары другого переключателя, и обмотки управления реле времени, причем подвижный элемент снабжен гребенками, активные части которых кинематически связаны с переключателями и смещены друг относительно друга на заданную величину, обусловленную расстоянием между переключателями.

341258

Аг1

Я г 6

Составитель И. Кривцов

Техред Л. Богданова

Корректор Л. Орлова

Редактор A. Батыгин

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2016/17 Изд. № 848 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и огкрытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5