Устройство для противоразгонной защиты гидротурбины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
34I962
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сова Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
М. Кл. F ОЗЬ 15/18
Заявлено 04.Х1.1968 (№ 1280669/24-6) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 14.И.1972. Бюллетень № 19
Дата опубликования описания 17Л II,1972 комитет по делам наобретений и открытий при Сосете Ыинистрое
СССР
УДК 621.224-546 (088.8) Авторы изобретения
Заявитель
В. М. Голубчиков и А. М. Иванов
Особое конструкторское бюро Всесоюзного ордена Ленина проектно-изыскательского и научно-исследовательского института
«Гидропроект» имени С. Я. Жука
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОТИВОРАЗГОННОЙ ЗАЩИТЫ
ГИДРОТУРБИ Н Ы
Известны устройства для противоразгонной защиты гидротурбин, содержащие тахогенератор с подключенной к нему обмоткой основного реле оборотов, включенного своими контактами в цепь электромагнита аварийного золотника.
Надежность таких устройств недостаточна, особенно для турбин с медленным закрытием направляющего аппарата, установленных на
ГЭС с длинными напорными водоводами без уравнительных резервуаров. При каждом сбросе полной нагрузки такие турбины достигают предельно возможной скорости вращения прп нормальной работе системы регулирования. Известные устройства подают в этом случае ложный сигнал на срабатывание защиты, что ведет к опорожнепию длинных водоводов ГЭС и к затягиванию повторного пуска турбины и недоотпуску энергии.
Цель изобретения — повышение надежности устройства. Для этого к тахогенератору подключена обмотка дополнительного реле оборотов, настроенного на уровень срабатывания выше основного реле оборотов, с контактами в цепи реле времени, контакты которого включены в цепь обмотки дополнительного реле оборотов и в цепь электромагнита аварийного золотника.
На фиг. 1 показан переходный процесс регулирования скорости вращения после полного сброса нагрузки; на фиг. 2 и 3 — электрические схемы устройства.
Изменение скорости вращения во времени после полного сброса нагрузки в момент времени t< может характеризоваться кривой 1 при нормальной работе системы регулирования или кривой II при неподвижном направляющем аппарате и уходе турбины в угон10 ный режим. Моменты времени tz, t3 и t4 соответствуют моментам достижения турбиной соответствующих скоростей по характеристикамм. Вначале скорость вращения увеличивается от исходного значения ni до уровня
15 срабатывания основного реле, например до
115% п, (на фиг. 1 этот уровень не показан), что вызывает подачу сигнала на закрытие направляющего аппарата. Если скорость вращения после этого продолжает повышаться, 20 то при ее значении аа (например, 140% n>) срабатывает дополнительное реле, которое включает реле времени с установкой (/4 в 4).
В случае нормальной работы системы регулирования (кривая I) в момент времени t4
25 сигнал на дополнительном реле снизится до уровня его срабатывания. Аварийное срабатывание в этом случае не нужно, и дополнительное реле, зафиксировав прохождение скорости вращения через максимум, отключает
30 устройство.
341962
/72
Если же изменение скорости вращения происходит по кривой II, реле времени в момент
t4, определяемый расчетом или экспериментально, подает сигнал на аварийный золотник и на аварийное перекрытие напорного трубо- 5 провода турбины.
К тахогенератору 1 (см. фиг. 2) после выпрямительно-регулировочного блока 2 подключены через размыкающиеся контакты 8 катаракта Фервомотора и замыкающиеся кон- 10 такты 4 датчика положения командоаппарата направляющего аппарата обмотка основного реле 5 и обмотка дополнительного реле б через контакты 7 а, 7 б реле 7.
При срабатывании основного реле б его 15 контакты ба подают ток в обмотку промежуточного реле 8, которое контактами 8а замыкает цепь электромагнита 9 включения аварийного золотника и контактами 8б подает команду на отключение генератора от сети. 20
Реле 10 подает контактами 10 а аварийное воздействие на систему сигнализации.
Если скорость вращения возрастает до уставки срабатывания дополнительного реле б, последнее срабатывает. Замыкая кон- 25 такты б а, реле б включает реле 7, мгновенные контакты которого переключает катушка, а временные — двигатель 7в. Реле 7 самоблокируется контактами 7 г, запоминая сигнал реле б, и отключает реле б контактом 7а. З0
В момент времени 14 (см. фиг. 1) реле 7 замыкает контакты 7б в цепи реле б, подключая его к тахогенератору 1. Если при этом скорость вращения выше уровня п, реле б опять срабатывает, замыкая контакты б а. 35
Затем реле 7 размыкает контакты 7д, снимая самоблокировку и удерживаясь во включенном положении только контактами ба. В случае снижения скорости вращения турбины реле б. отпадает и отключает реле 7. При продолжающемся разгоне реле 6 удержит реле 7 времени во включенном положении, и последнее замкнет контакты 7ж, включая реле 1(и
12 Контакты 11 а включают аварийный золотник, контакты 11б подают сигнал на аварийное перекрытие напорного трубопровода, например на срыв вакуума сифонного водоприемника или сброс быстроподающих щитов. Контакты 118 подают сигнал на отключение генератора от сети, контакты 12 а включают световую и звуковую сигнализации. После прекращения доступа воды к турбине скорость вращения падает. Кнопка 18 служит для аварийной остановки турбины со щита, кнопка 14 — для снятия защелки электромагнита аварийного золотника, Предмет изобретения
Устройство для противоразгонной защиты гидротурбины, содержащее тахогенератор с подключенной к нему обмоткой основного реле оборотов, включенного своими контактами в цепь электромагнита аварийного золотника, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, к тахогенератору подключена обмотка дополнительного реле оборотов, настроенного на уровень срабатывания выше основного реле оборотов, с контактами в цепи реле времени, контакты которого включены в цепь обмотки дополнительного реле оборотов и в цепь электромагнита аварийного золотника.
341962
РиГ Я
Составитель А. Калашников
Техред Л. Богданова
Корректор Е. Жаворонкова
Редактор Н. Вирко
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 20(7/!6 Изд. № 861 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5