Пропашник с качающимися рабочими органами
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 44 а;-Я1 - ЗЯу, дВТОРСНОЕ ОВИЙЕТЕПЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ
О П И::С А;Н И Е нртддаыника с качающимися поперек хода орудия рабочими органами.
Е авторскову свидетельству Г. И. Стуброва, заявленному 5 августа
1932 года (снр. о перв. ¹ 113800).
О выдачелвторскего свидетельетва опубликовано 31 яываря 1934 года,,(мо) Предлагаемве:изобретение касается пропаиининов;с качающимися поперек хода орудия рабочими органами, присоединенными к двум независимым кареткам,:получающим качание от кривошипною вала, соедмненною с валом двигателя трактора. В предлагаемом пропаынаике, с целью сообщения кареткам взаимно противоположного хода, последйие смазаны друуг с другам посредством кремальерной пары, а ыатун присоединен к каретке:аосредсввом кремальернфй резьбы и аубчатон.
На схематическем нертеже фыг. 1 изображает вид сверху пропашника;.фиг. 2— вид его сбоку фиг. 3 — вид сверху на заднюю часть рамы,,когда каретки Х и У находятся в другом крайнем положении противоположном .фнг, 1", фиг. а — вид сверху передаточных механизмов; фиг. 5 и б — вид сверху на:.регулятор величины расхождения рабочих органов (в двух крайних положениях),; фиг. 7 — вид сверху кремальерной пары; фиг. 8-вид сверху
„замедлителя"; фиг. 9--вид доверху приспособления для автоматиче юго nose,рота штурвала управления.
Предлагаемый пропашник анабжен . неподвижными 12 и подвижными 9 и 10 рабочнии органами, допускающидаи об-. ,работку почвы в меищурядиях м рядках.
Рама пропашника установлена HB двух колесах .30 и состоит из поперечных балок — одной передней 17 и двух задних 15 и 16, скрепленных между собою рядом продольных балок и распорок.
К передней балке 17 с помощью планок 18 и тяг 18 прикреплены неподвижные относительно рамы пропашннка лапы 12, служащие для обработки почвы в междурядиях. Балки 15 и 16 уголкового сечения и установлены (фиг. 2) так, что образуют корыто с продольной щелью в его дне. В корыте установлены на роликах а и в две независимых друг от друга каретки Х и У. К кареткам на стойках .8 и 11 прикреплены парные лапы 9 и 1О так, что одна лапа пары прикреплена к каретке Х, другая — к каретке K Чтобы уменьшить трение кгреток о стенки корыта, каретки снабжены роликами к, установленными на вертикальных пальцах, прикрепленных к кареткам (фиг. 2). Каретки Х и У совершают вдоль корыта противоположно направленное друг другу возвратно-поступательное движение посредством кремальерной пары 26 и 27 (фиг. 7) от шатуна, присоединенного к кареткам посредством кремальерной резьбы 3 и 6 и зубчаток 4 и 5 (фиг, 5 и б). Шатун 24 получает качательное движение от кривоI шипа 23 вала 21, вращаемого карданным валом 31 помощью зубчаток 19 и
20 или же зубчатками. 79 и 20 с дру гим передаточным числом (фиг. 1, 4).
На фиг. 1 каретки Х и У находятся в крайних положениях, когда лапы 9 и .10 сомкнуты. За полъоборота кривошипа 23 каретки займут противоположные крайние положения и лапы 9 и 76 разойдутся (фиг. 3). При движении пропашника вперед и при одновременном перемещении кареток перпендикулярно к движению машины лапы 9 и 10совершают зигзагообразно схоДящиЕся и расходящиеся пути, огибая культивируемые растения, обрабатывая почву и подрезая сорняки в рядке между культурными растениями. Необходимым условием для правильной обработки рядка служит посев растений на одинаковом расстоянии, друг от друга.в рядках, ином, при у неодинаковом расстоянии, будут срезаны обрабатываемые растения. Правильное размещение растений достигается гнездовыми сеялками. Величина пути качания кареток, а следовательно и величина расхождения лап 9 и 70, может быть регулируема соответствующим подбором зубчаток 79 и 20 и, кроме того, с помощью специального регулятора 28 (фиг. 1) следующего устройства. Конец шатуна 24, противоположный кривошипу 23, имеет на своей верхней стороне райку 6, входящую в сцепление с зубчаткой 4, сидящей жестко на горизонтальном валике 2 (фиг. 1, 5 и 6), на противоположном конце которого также жестко насажена зубчатка 5, входящая в сцепление с рейкой 3, укрепленной на каретке Х.
Валик 2 проходит через отверстие прилива 7 салазок 1, могущих перемещаться относительно.- рамы орудия вращением вала 33 с винтовой нарезкой при помощи штурвала 32. Конец шатуна перемещается в направляющих 28 ползуна 1.
Таким образом, перемещением ползуна 1, а следовательно и зубчаток 4 и 5 валом 33 в ту или другую сторону может быть уменьшено или увеличено число зубцов рейки б шатуна 24, входящих в сцепление с зубчаткой 4; соответственно с этим будет уменьшен или увеличен ход каретки Х и связанной с ней кремальерной парой 26, 27 каретки У.
При буксовании колес пропашника, а также при работе на склонах и при заездах в конце гона расхождение рабочих органов может быть не согласовано с расположением растений, благодаря чему могут быть срезаемы обрабатываемые растения. С целью регулирования расхождения рабочих органов во время подхода их к пропалываемому растению применен другой регулятор — муфта 22 (фиг. 1 и 8). Кривошипный вал 21 составлен из двух частей — передней Зб и задней 37. Соединены обе части вал@ муфтой 22 при помощи резьбы наподобие стартера трактора, Передняя часть вала Зб имеет винтовую нарезку 39 и ввинчена в переднюю часть муфты 22.
Задняя часть вала 37, имеющая конец квадратного сечения, вставлена в такое же квадратное отверстие 40 задней части муфты 22. На муфту надеты два кольца 41 и 42, имеющие между собой шариковый подшипник 43. Кольцо 41 жестко соединено со втулкой 22, а кольцо 42 — с тягами 44 {нижняя тяга на чертеже не видна), связанными рычагом 47 с валом 46 штурвала 45. При вращении кривошипного вала 21 по часовой стрелке (если смотреть сзади машины) передняя его часть будет ввинчиваться во втулку 22, но этому ввинчиванию препятствуют тяги 44. Кольца 41 и 42 прижимаются друг к цругу, поэтому происходит вращение задней части 37. вала 21. Прижимание с помощью штурвала 45-кольца 42 к кольцу 41 с большей или меньшей силой дает возможность передней части36 вала ввинчиваться в часть 22 муфты, вследствие чего угловая скорость части 22 муфты уменьшается и вместе с тем изменяется и скорость вращения задней части вала 27, а следовательно и скорость кривошипа 23будет меньше. Таким образом, муфта 22 действует, как замедлитель
На протяжении гона или в конце его резьбы в муфте может не хватить (муфта .подвинута назад в крайнее положение), следовательно ускоритель работать не будет. С целью регулирования расхо; ждения рабочих органов во время подхода их к про пал ываемому растению применен храповой механизм 47 с пружиной 50 (фиг. 1, 2), служащий для выключения карданного вала 31 тягой 48 при нажатии на ножную педаль 49. При расцеплении храповика орудие холостым ходом продвинется на желаемое расстояние, после чего храповик включается.
Кроме регулировки величины расхождения рабочих органов с помощью регулятора-муфты 22, действие которой ограничено длиной нарезки, пропашник может быть снабжен другим регулятором, работающим от ножной педали 57 (фиг. 4). Карданный вал 31 на своем продолжении несет зубчатку 53, насаженную на вал свободно и входящую в зацепление с зубчаткой 54, насаженной на задней части 37 кривошипного ,вала 21, зубчатка 54 при помощи храпового механизма 55 и 56 соединена с передней частью. Зб вала,21, причем храповое колесо 55 жестко соединено передней частью 36 кривошипного вала 21, а вторая часть храповика 56 жестко связана с зубчаткой 54. На квадратный конец вала 31 квадратным же отверстием надета с возможностью скольжения вдоль вала втулка 57, жестко связанная с фрикционным диском 59.
Пружиной 58 диск 59 .оттягивается,от боковой поверхности зубчатки 53, представляющей собою также фрикционный диск. Педаль 51 соединена с рычагом второго рода 60, имеющим точку опоры 61, а другим концом присоединенным к втулке 57. При нажатии фа пе,даль 51 произойдет сцепление дифа 59 с зубчаткой 5Я, что вызовет вращение зубчатки 54, а следовательно и врашение задней части вала 21, но так как зубчатка 53 больше зубчатки 19 при обычной постоянной передаче, вал будет вращаться с большей угловой скоростью, что возможно при наличии храповика 55, 56, соединяющего переднюю и заднюю часть вала 21.
Регулирование пропашника по направлению рядков производится с помощью руля 20. На, валике 74 руля 70 жестко насажен ролик 77, а на прицепной скобе пропашника имеется второй ро. Мик 72. Через оба ролика натянут трос 75 (фиг. 1 и 2). При вращении руля 70 тросом 75 будет вращаться ролик 72, сидящий на одной оси с роликом 76, имеющим вверху гладкий ободок, которым он перекатывается по рейке 77, соединенной с серьгой трактора 78, а внизу — зубчатый, сцепляемый с зубцами той же рейки 77. Назначение первого ободка — передавать силу тяги трактора на орудие, а второго ободка — поворачивать орудие вправо или влево, согласно расположению рядков растений.
Ролик 73 служит натяжным роликом для троса 75. Чтобы управляющий машиной мог своевременно изменить ее ход относительно расположения рядков, впереди рабочих органов устанавливается на передних тягах рамы сигнализатор 79, состоящий из двух легких прутков, поставленных под углом и распираемых пружинкой. Вершиной регулятор направляется вперед, и по отклонению растениями соответствующих рядков прутка можно судить о правильности перемещения пропашника и своевременно направлять е го по рядка м.
Для облегчения работы штурвалом предлагается приспособление с фрикционным диском 88 (фиг. 9). На карданном валу 31 устанавливается коническая зубчатка 80, которая вращает две конические зубчатки 81 и 82, насаженные наглухо на втулки 83 и 84, имеющие четырехгранную внешнюю форму и надетые свободно на валу 85, соединенном с помощью шарнира Гука 86 со штурвалом 70. Между зубчатками 81 и 82 на том же валу установлен и жестко связан с ним диск 88, к которому могут быть поочередно прижаты диски 89 и 90, установленные соответственно на муфтах 83 и 84 и отжимаемые от диска 88 пружинами. Вал 85, кроме того, несет зубчатку 91, которая входит в зацепление с рейками кареток:-Х и У. Нажимая при помощи педали поочередно то на диск 89, то на диск 90, управляющий рулем помогает повороту орудия по направлению рядков. Чтобы облегчить работу рулем колеса орудия снабжены тормозами 92, прижимаемыми к колесам педалями 93 при помощи системы рычагов 94, 95, 96.
Предмет изобретения.
1. Пропашник с качающимися поперек хода орудия рабочими органами, присоединеиными к двум независимым кареткам, получающим качание от кривошипного вала, соединенного с валом двигателя трактора, отличающийся тем, что.. с целью сообщения кареткам Х и У взаимно противоположного. хода, последние связаны друг с другом посредством кремальерной пары 2б, 2?, а шатун при соединен к каретке посредством креиальерной резьбы 3 и б и зубчаток 4, 5 (фиг. 5 — 7).
2. Форма выполнения пропашника по и. 1, отличающаяся тем, что с целью регулирования величины расхождения рабочйх органов во время подхода их пропалываемому растению, зубчатки 4, 5 посажены на салазках 1 (фиг.5), могущих перемещаться относительно рамы орудия вращением вала 33 с винтовой нарезкой.
3. В пропашнике по пп. 1 — 2 применение приспособления для регулироваФ
I ния момента расхождения рабочих органов во время подхода их к пропалываемому растению, в виде храпового механизма 55, 56, соединяющего переднюю часть вала с шестерней 57задней части вала, каковой механизм проскальзывает по шестерне 57при включении фрикционной муфты 57 — 59 посредством педали 51 (фиг. 4).
g. В пропашнике по пп. 1 — 3 применение приспособления для автоматического поворота штурвала (фиг. 9), вал 85 которого связан., с фрикционным диском 88, к коему могут периодически поочередно примыкать диски 89 и 9О" фрикционной муфты, получающие вращение от, кривошипного вала через конические передачи 80, 81 и 82.
Б авто скому свидетельству Г. И. Стуброва М 34221
Эксперт С. А. Горчинский
Редактор В; И. Ти.бачук..
Ленлроипечатьефюз. Тип,, Печ. Труд". Зак. 3264 — 400