Шариковое соединение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

) ТТ."1л .О.

О ГГИ М ." А"" Н- И Е

343084

Союз Советскин

Социалистических

Респтбпин

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 10.11.1970 (№ 1406619 25-27) М. Кл. F 16Ь 2/16 с присоединением заявки №вЂ”

Комитет по делам изобретений и открытий

IlpH Совете Министров

СССР

Приор игегв

Опубликовано 22.V1.1972. Бюллетень ¹ 20 УДК 621-229.312 (088.8)

Дата опубликования описания 17.XI.1972

Автор изобретения

Ю. В. Ремизович

Заявитель

ШАРИКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть и спользова но в разьемных соединениях деталей машин типа шпон,очных.

Известны шпоночные соединения. Серьезными недостатками шпоночных соединений являются: снижение несущей способности вала, обу1сла вленное уменьшением его сечения пазами;,невозможность передачи одной шпанкой значительных крутящих моментов; концентрация напряжений в углах шпано чного,паза.

Углы шпо н очного паза являю,тая концентра торами напряжений, что приводит к усталостно му характеру разрушения вала даже при обеспечении многократного запаса прочности п р и статических нагрузках.

Извесгно соединение деталей с помощью шариков. В ступице и на валу выполнены

V-образные пазы, в которых расположены шарики, сохраняющие расстояние между собои при помощи п руж ины растяжения.

Недостатком такого соединения является сложность изготовления и паз на валу, осл а бляющий его.

Цель изооретения — уменьшение ослабления вала и расширение мощностных возможностей его прои сохранении геометрических размеров (увеличение длины вала при сохранении его диаметра). Это достигается тем, что на поверхности вала параллельно его оси выпол иены два ряда расположенных с одинаковым шагом IHO смыкающихся между собой углублений, в которых ра сположены шарики.

На чертеже изображена предлагаемое шариковое соединение, продольный и поперечный разрез.

Шарогковое соединение состоит из вала 1, на диаметрально прогивополож|ных сторонах которогэ выполнены конусообразные углубле)а ния 2. Расположение углублений в ряду характеризуется шагом — расстоянием между осями утспубле нпй. Шаг в обоих рядах одинаков, а число углублений в одном из рядов на единицу меньше, чем в другом, что позволяет

15 сместить расположение ряда с меньшим числом углублений на полови ну шага. Это сделано с целью недопущения суммарного ослабления сечения вала углублениями. В углублении помещены стальные закаленные шарики

2о 3 так, что шарик выступает относительно образующей цилиндрической поверхности вала на половину своего диаметра (что в общем случае не является обязательным). В соединение составной частью входит ступица 4, в которой выполнены два V-образных паза.

Ступица надета на вал так, что шарики входят в пазы и контактируют с их гранями. Таким образом, по типу сопряжения соединение по предлагаемому изобретению относится к.

30 числу напряженных

343084

Предмет изобретения

Составнтеов Н, Рахманина

Редактор И. Бродская Техред Л. Богда)н)ва Корректор Е. Зимина

Заказ 40!2 Изд. М 904 Тираж 406 Подписное

ЦПИИПИ Комитета по де;(ав! изобретений и огкрытий при Совете М:пиастров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Обок тин. Костро)le!((>l о v(I!) II I) 1е1111!1 и:)д!(те )ьст(1, I 0 111Г!) а(!) !н! I I к ни ж 1 ой торГО в. Ill

В случае, если переда 1а нереворсиВная, соединение можно выпол(нять и ненапряженным.

Работа соединения основана íà !з.м, что за счет заклинивания шариков ступица неподв(ижна относительно вала и наоборот, (то делает возмо;кным передачу крутящего момента как с вала на ступицу. так и со ступицы на вал.

Диаметр шариков целесообразно выби(рать равным или несколько меньшим высоты призматической шпо(нкп по ГОСТ 8788 — 58, который преду1сматривает размеры поперечного сечения шпонки в зависимости от диаметра вала.

Угол при вершине углубления и лазы в ступице могут быть рекомендованы равными 90, при таком значении угла площадь сечения углубления в 1,5 раза меньше площади шпоночного паза по ГОСТ 8788 — 58, ITo является ценным достоинством предлагаемого соед(инсния.

Вал и ступицу целесообразно термообработать до H1(C 35-42. Предлагаемое сосди!(ение может быть использовано для за(крепления на валах зубчатых колес, блоков зубчатых колес, шки(вов и т. д. в корюбках скоростей станков, коробках передач тракторов, автомашин и т. д., в редукторах и прочих машинах и меха5 низмах. IIIBlpHIKH могут быть и1спользова(ны от отслуживших ша(р(икоподшип!ниюв.

Простота изготовления, возможность повтор(ного использ(ования шарико(в, надежность, повышение несущей способности вала обеспе10 чат при внедрении данного соединения немалый экономичеек)ий эффект.!

5 Шариковое соединение, содер>кащее ступицу и вал с V-образными пазами, а также шарики, частично входящие в пазы, отличающееся теом, что, с целью уменьшения ослаблечия вала, пазы последнею выпол(не!ны прерыви2)0 стыми в виде двух рядов углублений, расположенных с одинаковым шагом:и несмыкающихся между собой, причем углубления одного ряда смещены относительно углублений другого ряда на половину шага.