Устройство для управления рычагами коробки передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 63 с, М Я

М

47-Ь;-++ 9

X 34323.АВТЯРСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО . НА ИЗОБРЕТЕНИЕ р ОПИСАНИЕ устройства для управления рычагом коробки передач.

К авторскому свидетельству А. П. Палчевского, заявленному 1 октября

- 1931 года (спр. о перв. № 95277). !

0 вмдаче авторского свидетельства опубликовано 31 января 1934 года; (145) Предлагаемое устройство предназначается для осуществления последовательного переключения скоростей от холостого хода до последней скорости от выключающей фрикционную муфту ножной педали при помощи двух поворотных пальцев . и двух переставных вилок, связываемых с рычагом и ножной педалью системой зубчаток и эксцентриков.

Подобное устройство значительно облегчает работу водителя машины и сильно упрощает управление последней, увеличивая тем самым надежность управления и безопасность езды. Устройство может быть установлено йа любой коробке скоростей всех видов самодвижущихся машин: легковых и грузовых авто-. машин, тракторов и пр. Устройство, имеющее назначением облегчить работу водителя по переключению скоростей, осуществляет таковое только для перецнего хода, так как пользование задним ходом, несравненно более редкое, имеет место преимущественно только на стоянке, когда внимание водителя не отвлекается управлением движущейся машиной, и поэтому пользование задней скоростью может быть без всякого ущерба для дела оставлено впрежнем виде, т.-е.

) посредством ручного рычага, соответ-, ственным образом . скомбинированного с предлагаемым устройством.

Последнее имеет целью создать безотказную работу из любого положения шестерен в коробке скоростей, т.-е., иными словами, при любых условиях хода машины должно давать включение на следующую скорость, при трогании. с места включать на первую скорость, при внезапных остановках на любой скорости после заднего хода и т. и. устанавливать коробку скоростей на холостой ход, не требуя при этом никаких дополнительных действий со стороны водителя для приведения устройства в исходное положение, за исключением одного лишнего движения педали ножного тормоза.

На прилагаемом чертежа схематически изображается конструкция упомянутого устройства, которая в основном представляет собой следующее. Сопряженные с педалью поворотные пальцы

1, 2 устройства, передвигающие рычаг в поперечном направлении, насажены на одни концы пустотелых валиков 17 и 18, из которых валик 18 вращается внутри валика 17. На противоположные концы этих же валиков насажены на валик 17, вращающийся против часовой стрелки, зубчатка 5, сопряженная с пальцем 2, а на валик 18, вращающийся по. часовой стрелке — диск 6, соединенный с пальцем 1 и приводимый в движение рычагом 7 с тягой 16, присоединенной к поперечине 14, .связанной с тягой 15 педали.

: Зубчатка 5; а следовательно и палец 2, приводится в движение особой зубчаткой 8, составляющей одно целое с зубчаткой 8 и имеющей зубцы на двух меньших половины окружности участках венца. Зубчатка 8, именующая зубцы на половине окружности венца, находится всегда в зацеплении с зубчатой рейкой 13.

Венцы и диски зубчаток 8 и 71 связаны храповым устройством, а сами зубчатки получают. движение от рейки 13, соединенной с общей поперечиной 14.

Переставные вилки 3, 4 устройства, .перемещающие рычаг I — 1П в продольном . направлении, связаны с концами эксцентриковых, тяг 9, 9, надетых на эксцентрики 10, 10. Последние насажены на концы валиков, на противоположные концы которых надеты зубчатки 11, 11, имеющие зубцы только на половине окружности венцов и взаимодействующие с зубчатыми рейками 12а, 12б.

Венцы и диски зубчаток 11, 71, аналогично зубчаткам 8, связаны между собой посредством храповых устройств.

Вращение зубчатки 11, 11 получают от реек 12а и 12б, присоединенных к общей поперечине 74 и имеющих зубцы на определенной длине, рассчитанной так, что рейка 72а находится в зацеплении со своей зубчаткой 71 в течение первых двух третей рабочего и последних двух третей холостого хода, а рейка 13би ее зубчатка 71 сцепляются на время последних двух третей рабочего и первых двух третей холостого хода.

Соединение общей поперечины 14 с ножной педалью делается так, чтобы, в момент первой части хода педали общая поперечина 14 на некоторое . время оставалась в покое, пока не отключится конус сцейной муфты, и только тогда должна начать свое рабочее движение.

Последовательность действий устройства для переключения рычага скоростей на I, 11 и Ш скорости и на холостой ход

0 следующая: й. Рычаг скоростей на холос т о м х о д у (д о л о ж е н и е О). При движении педальной тяги 15 (рабочий ход ее разбит на три цикла) общая поперечина 14, к которой прикреплены тяга 1б, (ычаг 7 от диаса б и три рейтти (12а, 12б, 13), вращающие описанные выше зубчатки, движется и тянет их за собой. При полном ходе поперечины тяга 16 поворачивает диск б на 90 и эксцентриковые зубчатки 17 — на 180 ; зубчатка же пальца 2 поворачивается соответственно тому, какое количество зубцов связанной с ней зубчатки 8 будет сцеплено с зубчаткой 5.

При повороте диска 6 скрепленный с ним палец 1 поворачивается и толкает рычаг скоростей вправо до вертикальной прорези (Щ цикл). К концу 1-го цикла, когда рычй скоростей приходит в вертикальную прорезь, к этому же месту подходит вилика 3, движимая тягой, 9 правого эксцентрика 70 и идущая от положения „задний ход" (правее положения О) до горизонтальной прорези в течение 1-го цикла и от горизонтальной прорези до положения „1-я скорость" »в течение И=го цикла; в течение III-го цикла вилка не движется, так как рейка

72а на этом участке рабочего хода не имеет зубцов.

Б. Рычаг скоростей на положении „!-я скорость". Правая зубчатка в течение 1го и II-го циклов рабочего хода передвигает вилку 3 из положения „I-я скорость" в положение—

„задний ход"; вилка с рычагом скоростей проходит в конце 1-ro цикла горизонтальную прорезь, к которой в этот момейт подходит палец 2 зубчатки 5, захватывает рычаг скоростей и перебрасывает его . с правой вертикальной прорези в левую (П-й цикл рабочего хода).

В конце II-ro цикла рычаг скоростей находится в левой вертикальной прорези, где захватывается вилкой 4, движимой левой эксцентриковой тягой 9. Левая. зубчатка 77 имеет в 1-м цикле. холостой ход (нет зубцов на рейке 12б) и за П-й цикл проводит вилку из положения, ÄIII-я скорость" до горизонтально" прорези, а за Ш-й цикл проводит вилку от горизонтальной прорези до положения

„П-я скорость".

B. Рычаг скоростей на положении „П-я скорость". Левая зубчатка в 1-м цикле идет вхолостую. За это время палец 2 переводится, в положение под углом в 90 к нулевому положению рычага скоростей (холостой ход). За II-й и 1П-й циклы зубчатка 11 посредством своей вилки 4 перебрасывает рычаг скоростей из положения „И-я скорость" з положение „П(-я скорость".

Г. Рычаг скоростей на положен ни „Ш-я скорость". Левая зубчатка 11 в 1-м цикле идет вхолостую.

За II-й цикл она посредством своей вилки 4 перебрасывает рычаг скоростей из положения „П1-я скорость" к горизонтальной прорези, где его в конце И-го цикла захватывает палец 1 диска 6 и за ill-й цикл переводит в, положение

„холостой ход" (нулевое положение).

Диск 6 за каждые три цикла каждого рабочего хода поворачивается на 90, что достигается помощью пружинной собачки и прорезов в соответственных местах его обода.

Специально построенными диаграмиами (которые не прилагаются) рассчи- тываются графическим способом, отдельные моменты работы зубчатки 5, диска 6 и вилок 3, 4, и совместные действия их точно координируются благодаря расчету и соответственному подбору их основных размеров и взаимно связанных элементов.

Предмет изобретения

1. Устройство для управления рычагом коробки передач, отличающееся тем, э что в целях последовательного перемещения рычага из одного положения в другое и притом при посредстве одной общей с муфтой сцепления педали, прииенены два поворотных пальца 1, 2, перемещающие рычаг в поперечном направлении, и две переставных вилки

3, 4, перемещающие рычаг в продольном направлении, из коих палец 1 сопряжен с педалью при помощи диска 6 и рычага 7 с тягой 16, палец2 — при помощи зубчаток 5, 8, 8 и рейки 13, и вилки 3, 4 сопряжены с той же педалью при помощи эксцентриков 10, 10 с тягами 9, 9 и зубчаток ll, 11 с рейками 12а и 726. 2. Форма выполнения устройства по и. 1, отличающаяся тем, что венцы и диски зубчаток 71 и 8 связаны между собой посредством храповых устройств, а венец и диск зубчатки 8 жестко связаны между собой и с диском зубчатки 8, причеи зубья расположены по половине окружности венцов 11 и 8 и на двух меньших половины окружности участках венца 8 .

3. Форма выполнения устройства по и. 1, отличающаяся тем, что диск 6 и рычаг 7 связаны друг с другом при посредстве храпового устройства.

4. Форма выполнения устройства по и. 1, отличающаяся тем, что в начале движения педали, когда происходит рас=. цепление муфты, общая поперечина 14, связывающая тягу 16 и рейки 12а, 126, 73 с тягой 15 педали, остается неподвижной.

5. Форма выполнения устройства по пп. 1 — 4, отличающаяся тем что рейка 13 всегда сцеплена с зубчаткой 8, рейка 12а сцеплена с зубчаткой 71 в течение первых двух третей рабочего хода и последних двух третей холостого хода поперечины 14, а рейка 726 и соответствующая зубчатка 17 сцецлены между собой в течение последних двух третей рабочего хода и первых двух третей холостого хода той же поперечины.

V.Б авторскому свидетельству А. П. Жлчевсюго м 34е28

Эксперт Я. И. Редькин

Редактор Н. Я. Александров

/ . Ленпромпечатьсоюа. Тип, .Печ. Труд". Зак 2852 — 209