Устройство для обучения глухих речи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

343290

ОПИСАНИЕ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 14.XI1.1970,(№ 1609380/31-16) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 22.V1.1972. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 12.VII.1972

М. Кл. А 61f 11/00

G 09Ь 5/06

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Мииистров

СССР

УДК 615.47:616.28-008.14 (088.8) Авторы изобретения А. П. Громов, Ю. П. Жилинский, В. Д. Лаптев, А. П, Матвеев, Л. Л, Мясников, Е. Н. Мясникова, Ю. И. Смирнов и В. Н. Цуканова

Ленинградское протезно-ортопедическое предприятие

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ РЕЧИ

Изобретение относится к области слухопротезирования, в частности к устройствам для обучения речевым навыкам людей с тяжелыми дефектами слуха.

Известны устройства для обучения глухих речи, основанные на использовании тактильной чувствительности, остаточных слуховых функций и визуальных ощущений, содержащие микрофон, усилитель, источник света и экран.

Однако при их использовании не обеспечена необходимая оптическая различимость .произносимых больным звуковых сигналов. Кроме того, они сложны в изготовлении и употреблении.

Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что в нем установлены системы волоконных световодов различной длины, закрепленных на преобразователе электрических колебаний в механические, например, на пьезоэлектрическом преобразователе, а экран выполнен в виде мозаичной оптической маски, светонепроводящие элементы которой соответствуют количеству и расположению выходных зрачков волоконных световодов.

Такое выполнение устройства увеличивает оптическую различимость произносимых больным сигналов и упрощает устройство.

На чертеже изображена оптическая схема предлагаемого устройства.

Оно содержит микрофон 1, источник 2 света в виде электрической лампочки, систему волоконных световодов различной длины, состоящую из оптического конденсатора 8, формирующего параллельный пучок света, направленный на оптико-волоконный анализатор 4, и стеклянных волокон-световодов 5 различной длины с держателем б.

Кроме того, устройство содержит пьезо1о электрический преобразователь, включающий в себя мозаичную маску 7, пьезоэлемент 8 и держатель 9 пьезоэлемента.

В качестве основных элементов оптико-волоконного анализатора 4 используются тон15 чайшие стеклянные нити — волокна — световоды 5. Несколько сот стеклянных волокон скрепляются в пучок с помощью профильното держателя таким образом, чтобы один их конец мог совершать свободные колебания. Во20 локна обладают различной длиной, и, следовательно, различной собственной частотой механических поперечных колебаний. Различная длина свободных концов волокон обеспечивается профилем держателя этих волокон, жест25 ко соединенного с пьезоэлементом, установленном на держателе пьезоэлемента. Пьезоэлемент электрически соединен с микрофоном.

Со стороны закрепленных концов все волокна мозаики подсвечиваются источником парал30 лельного света: источником света и конденсо343290

Предмет изобретен.ия у ф

Составитель Н. Р. Дорогова

Техред А. Камышникова Корректор E. Миронова

Редактор И. Бродская

Заказ 2!58/3 Изд. № 887 Тираж 406 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапу нова, 2 ром. Перед свободными концами волокон устанавливается мозаичная маска так, чтобы при невозбужденном состоянии оптико-волоконного анализатора непрозрачные участки на мозаичной маске, соизмеримые по величине с диаметрами волокон заслонки, экранировали светящие торцы стеклянных волокон-световодов и рабочее поле оптико-волоконного анализатора со стороны наблюдения казалось бы темным. Количество и расположение светонепроводящих элементов мозаичной маски соответствует количеству и расположению стеклянных волокон-световодов в пучке оптиковолоконного анализатора. Звуки речи, воздействуя на волокна через пьезоэлектрический преобразователь, приводят в колебания те из них, собственные частоты которых совпадают с частотами, содержащимися в спектре светового сигнала: амплитуда колебаний волокон зависит от резонансной настоты волокон и их механической "добротности. Колебания свободных концов приводя+ к появлению светящейся картины, форма которой зависит от звука речи и расположения самих волокон.

Видеограммы воспринимаются непосредственно глазом, как световые точечные фигуры на

4 темном фоне. После непродолжительного обучения они могут служить для восприятия звуков речи в дополнение к звуковому слуховому восприятию. Для людей с полностью поражен5 ным слухом визуальное восприятие может сочетаться с тактильным, создаваемым специальным вибратором или применяться отдельно.

Устройство для обучения глухих речи, содержащее микрофон, усилитель, источник све15 та и экран, отличающееся тем, что, с целью увеличения оптической различимости произносимых больным звуковых сигналов и упрощения устройства, в нем установлена система волоконных световодов различной длины, за20 крепленных на преобразователе электрических колебаний в механические, например, на пьезоэлектрическом преобразователе, а экран выполнен в виде мозаичной оптической маски, светонепроводящие элементы которой соответ25 ствуют количеству и расположению выходных зрачков волоконных световодов.