Автоматический передатчик сигналов тревоги и сигналов бедствия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
М 34837
Класс б5а", 8
АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ
ОПИСАНИЕ автоматического передатчика сигналов тревоги и сигналов. бедствия.
К авторскому свидетельству В. М; Нагорского, заявленному 7 апрели
1932 года (спр. о перв. № 106913).
О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 января 1934 года. (159) Согласно международным правилам мореплавания все суда, находящиеся в море, во время бедствия должны посылать сигналы тревоги, предназначенные приводить в действие звонки автомати-ческих радиоприемников, установленных на плавающих судах и береговых спасательных станциях, а вслед за сигналом тревоги посылать сигнал бедствия „SOS" и сообщать позывные судна, а также географические координаты местонахо.ждения судна в море. Сигнал тревоги состоит из 12 тире, передаваемых в течение одной минуты с продолжитель-. ностью каждого тире в 4 секунды и с промежутками -между тире, равными
1 секунде.
Сигнал бедствия состоит из набора букв и цифр по азбуке Морзе, перецаваемых в следующем порядке:
1) слово „SOS", передаваемое три раза, 2) слово de;
3) позывные судна, терпящего бед-ствие (группа из 4 букв), передаваемых три рара;
4) двухзначное число, обозначающее градусы географической широты места —.бедствия;
5) разделительная точка;
6) двухзначное число, обозначающее минуты широты;
7) одно из слов North или South, соответственно северному или южному полушариям;
8) трехзначное число, обозначающееградусы долготы места бедствия;9) ра здел ител ьная точка;
10) двухзначное число, обозначающее . м инуты дол готы;
11) одно из слов East или Чеза, соответственно восточному или звпадномуполушариям (от Гринвича).
Во время сильной бури и качки„ в особенности, в аварийных условиях. хронометрически точная передача этих. сигналов от руки, является затруднительной, вследствие чего для этой цейи обычно применяются различные автома-тические устройства. При проектировании таких устройств обычно пытаются упростить пуск их в действие и необходимые подготовительные операции с тем„ чтобы, во-первых, избежать ошибок,. естественных при общей растерянности; на борту во время аварии и, во-вторых, чтобы дать возможность управлять. устройством не специальному лицу, а любому неквалифицированному работ. нику экипажа. В частности, например,, уже известны устройства для подачи:
- сигналов тревоги и бедствия, у которых. передача сигналов осуществляется при. посредстве кодовых дисков с нанесен ными на-них знаками, иФюченных в цепь управления передатчиком. Предлагаемое, согласно изобретению, устройство также основано на автоматической передаче знаков Морзе при посредстве двух ко.довых дисков., На чертеже фиг. 1- изображает эскиз передатчика; фиг. 2 †в прибора для
-qopasH сигналов тревоги с открытой крышкой; фиг. 3 — разрез его по линии а бд на фиг. 2; фиг. 4 — общий вид прибора для .подачи сигналов бедствия; фиг. 5 — разрез его по линии а бг е на фиг. 4; фиг. б — 10 — детали наборного хтриспособления; фиг. 11 и 12 — вид сверху и сбоку кодовой линейки; фиг. 13 — разрез
"одного из кулачков этой линейки; фиг. 14— частичный разрез цилиндров наборного приспособления со схематическим указанием расположения набранных к кодо-. вому диску кулачков кодовых линеек; фиг. 15 — перспективный вид части цилин:дров. наборного приспособления и кодовой линейки, и фиг. 16 — схему электри.ческих соединений передатчика.
Передатчик состоит из двух отдель.
:ных приборов Т и Б (фиг. 1), из которых первый служит для подачи сигнала тре;воги, а второй — для подачи сигнала бедствия. Включение в схему радиопередатчика любого из этих приборов осуществляется переключателем . 3, а подача сигналов кнопками 1 и, соответственно, 2.
Передатчик снабжен контрольной лам пой 5 и звонком 4, служащим для про-верки правильности работы приборов Т йли Б при выключенном радиопередат-. чйке. Кодовый диск 56 прибора Т (фиг. 2 ж 3) имеет на ободе двенадцать выступов, соответствующих двенадцати тире, .и двенадцать выемок, соответствующих интервалам между тире. Диск этот приводится во вращение от часового меха:низма 83 через передачу 84, 87 и может .взаимодействовать с контактными пру ; .жинами 57, и 58, включенными во время „работы прибора в цепь радиопередат-чика. Пусковая кнопка 1 включена в цепь батареи Ез (фиг. 1б) последовательно электродвигателем 60, якорь 61 кото:рого, оттягиваемый нормально вверх пружиной (фиг. 2), снабжен зубом, вхо-. ,дящим в вырез стопорного колеса 59;:жестко насаженного на вал 85 кодового .циска. Нормально зуб входит в вырез колеса 59 и удерживает часовой механизм. При замыкании кнопки 1и срабатывании электромагнита 60 зуб освобождает. часовой механизм, и кодовый диск поворачивается на 360 . После поворота на 360 механизм вновь стопорится зубом якоря 61. На оси часового механизма имеется звездчатка 63 (фиг. 16), снабженная контактом, замыкающим, по окончании завода пружины часового механизма, цепь звонка 65, предупреждающего обслуживающий персонал о не-обходимости завода.
Прибор Б (фиг. 4 и 5) имеет несколько видоизмененное стопорное приспособление, останавливающее часовой механизм, а следовательно, и передачу сигнала о бедствии лишь тогда, когда кодовый иск сделает два полных оборота, т.-е. когда сигнал о бедствии будет передан дважды.
Соответственно этому стопорный диск 79 устанавливается не непосредственно на оси 88, а на оси 89, сцепленной с осью 88 передачей с передаточным числом /я.
Кроме того, на боковой поверхности диска 79 имеется палец 78, служащий для размыкания контактов 75 и:76, вклю-чаемых в цепЮ реле 70 и 73, управляющих радиопередатчиком.
Кодовый диск 81 прибора Б, взаимодействующий при своем вращении с контактными пружинами 30 и 31, имеет на ободе все необходимые знаки азбуки
Морзе, т.-е. точки и тире в той после-. довательности, как это было указано в пп. 1 — 11 сигнала о бедствии, причем знаки по пп. 1, 2, 3, 5 и 9 награвированы постоянно- (см. часть E — М диска.81,. на фиг. 8), а остальные набираются в зависимости от местонахождения судна в море. Набор этот производится при посредстве наборного приспособления, состоящего из двух цилиндров, внутреннего 92 и наружного 93,, сидящих на оси 88.
На поверхности наружного цилиндра
93 сделаны продольные прорезы 94 и поперечный прорез 94, являющийся про- должением постоянной части К вЂ” М кодового диска 81. Внутренний цилиндр 92 имеет пазы, в которых могут передвигаться основания 97 кодовых линеек (фиг. 13, 14 и 15), охватывающих своим гнездом 98 выступы 96 цилиндра 92.
К основанию 94 каждой из кодовых линеек шарнирно прикреплены на теле -скопических стержнях 115, 116 кодовые. кулачки 100. Снизу кулачок 1С0 имеет шарнирно устаневленную на стержне-115 пуговку 95 с закраинами, при помощикоторой он и устанавливается в продольных прорезах цилиндра 93. Эта же пуговка 95 сгужит рля перервиженйя кодовых кулачков по поперечному йрорезу цилиндра 93, т:е. в плоскости-кодового диска 81 и для установки кодоBb1x кулачков по отношению к кодовому диску 81 так, чтобы они составляли про— -должение постоянной его части. Телескопические части стержня 115 116 ,скреплены между собой пружиной 117.
По наружной поверхности кодовогокулачка 1СО имеются впадины и выступы соответственно тому знаку, который должен передаваться при взаймодействии его с контактными пружинами. На фиг. 11,.
12 и 15 изображена кодовая линейка с набором цифр от 0 до 10. Правая часть этой линейки (на фиг.15 показанная слева), выступающая наружу прибора Б (см, фиг. 1 и 7), представляет собой упругую пластинку 102 с расположенными на ней обозначениями; снабженную на нижней поверхности стопорным зубом 103, входящим в соответствующие из углублений в цилиндре 92 (фиг. 15).
При наборе требуемой комбинации кодовых кулачков каждую из линеек передвигают так, чтобы соответствующий. знак, награвированный на. части 102, установился у грани 104 (фиг.7). Например, на фиг.7 изображены две набранных линейки — одна установлена на цифру 5, а другая на цифру 3. Поокон-, чании набора соответствующие кулачки всех кодовых линеек установятся в плоскости кодового диска, т.-е. в прорезе 94 .
Сдвиг всех кулачков и одновременный-запор всей системы линеек производится при помощи приспособления, изображенного на фиг. 9 и 10. Это приспо- собление выполнено в виде эксцентрика 105 с двумя пальцами 106 и .107 насаженного на ось 88 в плоскости кодового диска.
Палец 107 на своем конце имеет выступ 108, в свободном состояйии входиций левой частью под действием пружины 109 в паз диска 81. Палец 10б может быть поднят вверх кулачком 110,. насаженным на штанге 111. При повороте штанги 111, кулачок 110 поворачивает эксцентрик 105,. а вместе с тем и выступ 108 вправо и отодвигает вправо. все кодовые кулачки.
Одновременно кулачок 110 штанги 111 застопорит всю систему. Конец 112 штанги 111 выходит наружу и располагается так, как это показано на фиг. 1„
Во время вращения кодового диска штанга 111 вращается вместе с ним.
Для установки наборного приспособления в исходное положение поворачивают конец штанги 112 в обратном направлении, отчего все кулачки устанавливаются против соответствующих продольных прорезей цилиндра 93 и могутбыть переставлены вместе с кодовыми. линейками влево.
При включении приборов Т или Б переключателем 3 (фиг. 1б) цепь реле 8 периодически замыкается и размыкается пружинами 57, 58 или 30, 31, управляемыми соответствующими кодовыми дисками 56 или 81. Одновременно загорается контрольная лампа 5, включаемая при посредстве реле 50. Якорь реле 8» при срабатывании этого реле, периодически замыкает цепь ключа радиопередатчика; контакт 9, провод 14, контакты
17 и 24 переключателя 12, провод 40,. ключ радиопередатчика, провод 16, контакт 48. Если цепь ключа где-либо разомкнута, например, в переключателе 12, то будет приведен в действие звонок 4: по следующей цепи: контакт 35 батарейного переключателя, провод 14, контакты 9 и 48, звонок 4, контакты 19, 20, контакт 37. Устройство предусматривает аварийный радиопередатчик 11, который может быть включен переключателем 12.
При переходе с главного радиопередатчика на аварийный переключатель 12" переставляется на положение „аварийный", и переключатель 10 включает аварийную батарею. Устройство может работать только при рабочем положении аварийного передатчика. При нерабочем его положении, при попытке начать передачу податчиками, получается сигнал звонком 49.
В случае работы прибора Т одновременно с приведением в действие реле 8 работает реле 70 по следующей
1влепи: батарея Е>, пружины 57 и 58, обмотки. реле 8 и 50, обмотка 74 реле 70, батарея Е . Якорь реле 70 притянется н контакту- 71 и останется до тех пор
:в таком положенин, пока не будет разомкнута цепь: батареи Е, в контактах
75 и 7б прибора Б, в-которую включена вторая шунтирующая обмотка 72 реле 70.
Но при замыкании контакта 71 будет приведено,в действие реле 73, и его .якорь замкнет контакт 77, подготавливая тем самым цепь для подачи сигналов от йрибора Б. Разблокировка реле 73 произойдет только тогда, когда контакты 75 и 7б будут, на один момент ра.зомкнуты (см. выше), что будет иметь место только после передачи два раза сигнала бедствия. Таким образом, реле 70
-служит для того, чтобы не допустить передачу сигналов бедствия до пере.дачи сигналов тревоги. Для передачи
-сигнала бедствия после подачи сигнала тревоги, как уже указывалось в начале описания, достаточно установить пере:ключатель 3 в другое положение.
Предмет изобретения.
1. Явтоматический передатчик сигна.лов тревоги и сигналов бедствия; от-личающийся применением наборного г Ъ приспособления, состоящего из двух ч илиндров, внутреннего и наружного, и кодовых линеек, вложенных в пазы ( внутреннего цилиндра, причем на поверхности наружного цилиндра сделаны прорезы, через которые проходят основания кодовых кулач Ков, наса женных нижней плоскостью на поверхность наружнего цилиндра таким образом, чтобы йри передвижении при наборе кодовых линеек кулачки двигались по продольным и поперечным прорезам наружного цилиндра, имеющего поперечный прорез в плоскосги кодового диска, и ставились по отношению к кодовому диску так, чтобы составлять продолжение постоянной его части.
2.-. При передаче по н. 1 применение запорного приспособления, состоящего из штанги с кулачком, причем при поворачивании штанги кулачок нггжимает на эксцентрик, надетый на ось передатчика бедствия и связанный с нажимным кулачком, нажимающим на кодовые кудачки и,сдвигающим их к постоянной части кодового диска, одновременно запирая всю систему линеек.
3. При передатчике по пп. 1 — 2 применение кодовой линейки, состоящей из основания, к которому прикреплены на телескопических стержнях кодовые кулачки, причем основание стержней верхней трубки и нижней наса жены шарнирно один на пуговку нижнего основания кулачка, а второй — на брусок кодовой линейки.