Способ термической обработки рельсов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ
344ОИ
Сок1з Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 30,1Õ.1970 (№ 1483281/22-1), 11. Кл. С 214 9/04 с присоединен teм заявки №
Приоритет
Опубликовано 07.V11.1972. Бюллетень ¹ - 1
Дата опубликования описания 14Х111.1972
Комитет по делом изобретений и открытий при Совете Мииистров
СССР
УД1(621.785.6-424(088.8) Авторы изобретения Д. С, Казарновский, П, T. Беседин, В. Н, Ермолаев и В. H. Крупеник
Заявитель
Украинский научно-исследовательский институт металлов
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ
Изобретение относится к металлургической промышленности.
Известен способ термической сбрабогки рельсов из углеродистой стали, включающий объемный нагрев и закалку головки с одновременным подстуживанием подошвы, Однако вследствие неравенства скоростей охлаждения элементов профиля рельс искривляется, для устранения которого необходимо проведение операции колодной правки.
Предлагаемое изсбрстепие предотвращает коробление при закалке и исключает операции холодной правки рельсов.
Описываемый способ отличается GT извесгного тем, что головку и подошву рельса од; овременно охлаждают со скоростью 8—
15 град/сек в интервале б50 †5 С.
Скорость охлаждения 8 — 15 град,сск в ичтервале превращений б50 — 550 С обеспечивает получе11ие в головке рельса из углеродистой стали микроструктуры сорбпта закалки, а также оптимальной работоспособности рельсов в эксплуатации. Повышение прочности металла подошвы, достигаемое при закалке по предлагаемому способу, дает положительные результаты, так как подошва рельса при эксплуатации работает на растяжение.
При одновременном охлаждении головка и подошва сокращаются, создавая изгибающие моменты относительно неохла>кдаемой шейки, направленные в прбтивоположныс сторс1ны: гoловка при охлаждении стремится изогнуть рельс в вертикальной плоскости головкой внутрь, а подошва в образном направлен1ш.
Распределение металла I.o поперечному сечен11ю профиля рельса таковО, что в головке н подошве находится, Примерно, равное количество металла, например в рельсе типа Р50—
38,2 и 37,4% соответственно, При одноврсх1ен10 ном охлаждении равных обьемов мегалла с одинаковой скоростью возможно обеспечп гь равенство величин термического сжатия Головки и подошвы, а следовательно, и раве lci во величин изгибающих рельс»o»eнтов, на1б правленных в противоположные стороны в течение всего процесса охлаждения, и, таких образом, избежать коробления рельса прп закалке. После закалки рельса осу ществл я От самОотпуск.
2О Благодаря более позднему охлаж;1енп о шейки рельса, по сравнению с другими элементами профиля, в рельсе формируются остаточные напряхксння благоприятного знака, си имающие на головке и подои1ве и растягч25 вающие в шейке.
Для снижения общего уров1гя оста гочны.. напряжений рельсы помещают в печь с 400—
500 С. При этом обеспечивается о г11у ск тех элементов профиля рельса, которые подверга30 лись охлаждению (головки ii подошвы), а так
344011
Предмет изобретения
Составитель А. Секей
Техред T. Ускова
Редактор Л. Лаврова
Корректор T. Китаева
Заказ 2499, 11 Изд. № 987 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совеге Министров СССР
Москва, >К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
>ке замедленное охлаждение шейки, которая к моменту загрузки в печь имеет температуру око lo 700 С. Регулируя время отпуска, можно получить заданный уровень остаточных напряжений без изменения Ilx эпюры, т. е. сохранить тот же знак напряжений в каждом из элементов профиля рельса.
Предлагаемый способ термической обработки может быпгь применен для закалки других профилей проката, например, двутавровых балок.
Способ термической обработки рельсов из углеродистой стали, включающий объемный
S нагрев и последующее охлаждение головки и подошвы, отличающийся тем, что, с целью предотвращения коробления при закалке и исключения операции холодной правки, головку и подошву рельса одновременно охлажда10 ют со скоростью 8 — 15 град/сек в интервале
650 — 550" С.