Машина для проходки шахт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 5 с, 1

ABTOPGHOE- СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ, ОПИСАНИЕ машины для проходки шахт.

К авторскому свидетельству B. В. Голенищева, заявленному 14 января

1932 года (спр. о перв. № 101332).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 28 февраля1934 года.

ga) Предлагаемая машина для проходки. шахт предназначается для прохождения шахт по породам, идущим на кайлу, как-то: глинам, лессу, растительной земле, мягким сланцам и т. и. Машина состоит из двух металлических барабанов, снабженных регулирующими зубьями для снимания грунта и вращающимися во время работы вокруг горизонтальной оси в подшипниках, укрепленных в раме, в свою очередь, вращающейся вокруг вертикального стержня, вбиваемого в в центр шахты. Захватываемый режущими зубьями снятый грунт ссыпается на ленточный транспортер и подается на многоковшевой элеватор, который поднимает грунт и ссыпает его,через рукав в подставленные бадьи. Машина передвигается на колесах, причем передние колеса могут подниматься и опускаться при помощи особой каретки.

На чертеже фиг. l изображает вид машины сбоку; фиг. 2 — вид ее сверху; фиг. 3 — разрез по линии АВ на фиг. 1; фиг. 4 — вид сверху на фиг. 3; фиг. 5— вертикальный разрез машины; фиг. 6— вид сверху приспособления для подъема и опускания переднего ведущего колеса; фиг. 7 — вид элеватора сбоку.

Машина (фиг. 1 и 2) состойт из двух е соединенных между собои рам 1 прямоугольного сечения, выполненных из корытного железа. Малая рама служит основанием для второй части элеватора„ в большой же раме помещаются на подшипниках два металлических барабана 2. На эти барабаны насажен ряд зубчатых колес 3 для цепей Галля 3, соединяющих соответствующие пары колес на обоих барабанах. На каждой паре колес укреплены режущие зубья, которые при вращении производят подрезание и подъем грунта (фиг. 3).

Форма зубьев предусмотрена такая„ которая обеспечивает наименьшее со-противление подрезываемой массы.

Вся рама покоится на четырех колесах 4, 5, расположенных таким образом, что их оси пересекаются в одной точке.

В этой точке укреплено ухо 27, надеваемое на железный стержень, служащий осью вращения всей этой системы.

Два задних колеса 4 укреплены на раме неподвижно, а два передних 5 могут перемещаться в вЕртикальной плоскости. Это движение по вертикали может пронсходить благодаря тому, что ось левого колеса 5 укреплена на специальной каретке, которая может подниматься и опускаться, так как соединенный с нею полоз б может двигаться в параллелях 7. Движение каретки вверх и вниз производится вращением маховика 8, который, ввинчивая или вывин. чивая винт, нажимает на полоз и тем самым заставляет его вместе с кареткой совершать то или иное движение.

Другое колесо (правое) имеет кон-. струкцию несколько сложнее. Оно также укреплено на специальной каретке, но, кроме того, на колесе имеется зубчатая шестерня 9 (фиг. 4), соединенная с ко.нической шестерней 10. Последняя сидит на длинной оси 11, насаженной на зуб"чатую шестерню 13 (фиг. 3, 4 и 5). Со"единение этой оси с шестерней свободное, но в шестерне имеется шпонка, :которая может свободно ходить по длинному пазу 12. Такое соединение позволяет каретке подниматься и опускаться, так как ось конической шестерни 10 не

-соединена неподвижно с шестерней 13, но зато вращение шестерни 10 будет передаваться шестерне 13, в каком бы положении она вместе с кареткой ни была. Эта каретка, как и первая, имеет полоз 14 в виде корыта, который ходит .в параллелях 15 и может тоже свободно, помощью маховичка 16 и винта 17, подниматься и опускаться (фиг. 2, 3, 5 и 6).

Сверху рамы и описанных труб укреплены два уголка 18 (фиг. 1, 2, 3), на .которых помощью подшипника укреплена шестерня 13, не имеющая, кроме вращения, благодаря кронштейну 19, нйкакого движения. В шестерню проходит вал 11, с которым она не соединена наглухо, так как шпонка может ходить по длинному пазу 12.

Шестерня 13 сцеплена с конической шестерней 20, а последняя, помощью общего вала 21,— с шестерней 22, назначенной для цепи Галля (фиг. 2, 5, б).

Вставленные в раму два барабана 2 укрепляются в ней помощью двух подшипников 22в. У правого подшипника на валу верхней трубы имеется шестерня 23 для цепи Галля.

Сзади барабанов, на той же раме, укреплен ленточный конвейер, лента которого надета на деревянные ролики 24 и может двигаться благодаря следующему механизму. Один из роликов 25 является ведущим и получает движение от шестерен 2б. Шестерня 29 соединена . цепью Галля с ведущим валом30машины ,(фиг. 1, 2).

Движение первой части осуществляется следующим образом. Предположим, что наша рама поставлена на поверхности, и что через ухо 27 вбит в землю железный стержень длиною / арш. Пусть ведущая ось ЗО получила каким-то образом вращение, тогда оба барабана 2, соединенные цепями Галля, тоже получают вращение, и закрепленные на них зубья приходят в движение (фиг. 2 и 3).

Оба передних колеса можно опустить таким образом, что концы зубьев будут срезать поверхность земли и сбрасывать ее на конвейер; последний, благодаря тому, что он соединен с помощью шестерен и цепи Галля с ведущим валом, придет тоже в движение и будет переносить срезанную землю и сбрасывать ее с левой стороны. Для того, чтобы зубья продолжали резать землю, нужно всю раму каким-то образом двигать, и тогда каждый зуб будет срезать новые полосы земли.

Движение этой рамы производится помощью двигательного аппарата, состоящего из мотора 31 (фиг. 2), соединенного с червячной передачей в общем футляре 32. Колесо червяка имеет с каждой стороны по шестерне 33 и 34.

Шестерня 33 соединена помощью цепи

Галля с шестерней 23, и потому вращение мотора передается ведущему валуЗО.

Шестерня же 34 соединена помощью цепи Галля с шестерней 35, и потому .вращение мотора через цепь Галля, шестерни 20, 13, вертикальный вал 11 и шестерни 10 и 9 передается колесу 5, снабженному шпорами Зб (фиг. 2 5, б).

При вращении мотора, следовательно, вращается шестерня и, благодаря шпорам, врезывающимся в почву, совершается поступательное движение всей системы.

Но, так как рама имеет неподвиж-. ную точку 27 в виде стержня, вбитого в землю, то движение всей системы может происходить только по окружности, причем зубья будут все время срезывать землю и сбрасывать ее на конвейер, отчего происходит углубление круглой шахты с каждым поворотом системы, Многоковшевой элеватор (фиг. 7) состоит из рамы 37, выполненной из углового железа. На. этой раме укреплен каркас 38 из такого же железа.

На общем с шестерней 39 валу надета шестерня 40, сцепленная с конической шестерней 41, которая имеет вал, лежащий в подшипниках 42, находя- щийся на поперечных балках- швеллерах, закрепленных на системе швеллеров.

На валу 43, который является ведущим, имеется подвижная муфта 44 (фиг. 1), ходящая своей шпонкой по пазу; эта муфта, помощью болтов, соединяется с муфтой, находящейся на ведущем валу верхнего барабана. В верхней части на каркасе укреплено второе элеваторное, колесо, подшипники которого лежат на швеллерах. На элеваторных колесах натянуты цепи Галля с ковшами, имею- щими такую форму, чтобы сыпучее тело в начале опрокидывания не рассыпа- лось, а само тормозилось помощью вы-" тянутого края 45. Сбоку элеватора, на кронштейне, укреплен съемный шланг 46, 1 который благодаря вырезу в его муфте 47 и штифту 48 может легко разъединяться.

Вся земля, высыпающаяся из ковшей, должна попадать в отверстие шланга, откуда она поступает в подставленную бадью. Чтобы земля не рассыпалась, колесо элеватора закрывается не показанным на чертеже кожухом.

Для установки комбайна в центр намечаемой шахты вбивается на глубину /4 арш. металлический стержень,,на который вдевается ухо 27 рамы, а сама рама опускается вместе с барабанами 2 на землю, упираясь в нее своими четырьмя колесами. Винты 17 должны быть ввинчены до отказа, в таком положении края зубьев не", касаются почвы.

Затем ня малую раму надевают- эле-, ватор и скрепляют его с рамой защелками или болтами (не указанными на чертеже). Элеватор соединяется с ведущим валом 30 помощью подвижной муфты 44 (фиг. 1). Далее, на особое место, находящееся выше барабанов 2, ставят собранный агрегат, состоящий из мотора с червячной передачей, и соединяют зубчатые шестерни 33 и 34 помощью, цепей Галля с шестерней 23, передающей движение ведущему валу 30,, и с шестерней 35, благодаря которой вся машина будет иметь поступательное движение.

Когда машина собрана, ° пускают ток (все электросоединения на чертежах не показаны); мотор начинает работать, и червячная шестерня приводит во вращение оба барабана; вместе с ней начинают двигаться и зубья, которые своими краями не достают почвы; помощью же другой -шестерни 35 вся машина получает поступательное движение.

Элеватор, будучи соединен с валом, приходит тоже в движение. Движение всей. системы, благодаря одной неподвижной точке, будет вращательным.

В следующий момент вывинчивают винты 17 (фиг. 3), благодаря чему зубья начинают своими концами срезать почву и сбрасывать ее на транспортер, а последний передавать влево, где срезанная масса будет подхватываться ковшами элеватора. Ковши, наполненные землей, поднимаются кверху и там ее сбрасывают в шланг.

Работа эта весьма трудоемкая, занимает много рабочих рук, особенно при крупных шахтах, и все же очень медленная. Поэтому иметь предлагаемую машину для прохождения шахт весьма целесообразно, ибо перевозка ее ничего не стоит, но получается выигрыш во времени и стоимости. Каждая машина может легко обслужить проходки разных диаметров, для чего требуется лишь незначительная переделка.

Предмет изобретения.

1. Машина для проходки шахт, отличающаяся тем, что она состоит из двух вращающихся металлических барабанов 2 (фиг. 2), соединенных между собой движущимися по зубчатым колесам 3 цепями Галля 3 с укрепленными на них режущими зубьями для подрезания и подъема грунта.

2. Форма выполнения машины по и. 1, отличающаяся тем, что барабаны 2 укреплены на раме 1, а приведение их в движение осуществляется при помощи мотора, - установленного на той же раме через посредство шестерни 23 и цепи Галля.

3. Форма выполнения машины по и. 1, отличающаяся тем, что для передвижения ее по почве служат четыре колеса 4 — 5, оси вращения коих пересекаются в точке (фиг. 2), в которой к раме 1 прикреплено ухо 27, надевае:мое на железный стержень, служащий осью вращения всей машины., 4. При машине по пп. 1 — 3 применение ленточного конвейера, движущегося на ролйках 24 вдоль рамы машины и приводимого в движение мотором 31 через посредство ведущего вала 30 машины (фиг. 1 и 2} и ряда передач.

5. При машине по пп. 1 — 4 применение многоковшевого элеватора, поддерживаемого рамой 38 и приводимого в движение через посредство ряда передач, ведущего вала 43 и подвижной муфты 44 от ведущего вала 30 верхнего барабана. б, Форма выполнения машины по пп. 1 — 5, отличающаяся тем, что подшипники задних колес укреплены на раме 1 неподвижно, а подшипники передних колес могут перемещаться в вертикальной плоскости при помощи кареток, для чего служит либо маховик 8 (внутреннее колесо), ввинчивающий или вывинчивающий винт, соединенный с кареткой, либо шестерня 13 (наружное колесо), соединенная при посредстве вала 11 и двух конических шестерен 9 и 10 с передним ведущим колесом (фиг. 5 и 6) и служащая для передачи движения от мотора к ведущему колесу через шестерню 34, цепь Галля, шестерни 35 и 20.

Б авторскому свидетельству В. В. Голенищева

¹ 84496

Эксперт В. В. Комаров редактор Ю. Н. Герман

Пенпромнечатьсоюз. Тип. „Печ. Труд. Зак. 3427 — 20