Устройство для рекуперативного торможения- электроподвижного составаьи&лиотгкд
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП И САН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 24.IV.1970 (№ 1434266/24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Ч. Кл. В 601 7/12
Комитет оо делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Опубликовано 23,VIll.1972. Бюллетень ¹ 25
I, Дата опубликования описания 04.IX.1972
УДК 621.337.522(088.8) Автор изобретения Ю. П. Сташинов
Заявитель Новочеркасский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт имени С. Орджоникидзе. —.,— л т
Л -4, ; Ъ«iu Гт
В
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ—
ЭЛ ЕКТРОПОДВИЖНО ГО СОСТАВА
Изобретение относится к устройствам для рекуперативного торможения электрического подвижного состава с тяговыми двигателями последовательного возбуждения и возбудителем и предназначено для электроподвижного состава постоянного тока.
Известны устройства для рекуперативного торможения электроподвижного состава с тяговыми электродвигателями постоянного тока последовательного возбуждения, содержащие возбудитель с противокомпаундным возбуждением и два полупроводниковых вентиля, один из которых включен в силовую цепь между якорем и обмоткой возбуждения двигателя и проводит ток в режиме тяги, а второй подсоединен параллельно указанному вентилю и обмотке возбуждения в направлении проводимости тока рекуперации.
В известных устройствах возбудитель должен быть рассчитан на полную мощность возбуждения тягового двигателя. Кроме того при переходе в режим рекуперативного торможения необходим ряд переключений в силовой цепи, так как противокомпаундная обмотка возбуждения возбудителя должна быть включена последовательно в цепь якоря тягового двигателя, а якорь возбудителя подсоединен параллельно обмотке возбуждения двигателя.
Указанные переключения усложняют управление электровозом, что особенно существенно при автоматическом вождении поездов по путям со сложным профилем.
Цель изобретения — снизить мощность возбудителя и упростить перевод электропрнвода из тягового в тормозной режим и обратно.
Эта цель достигается тем, ITQ параллельно якорю возбудителя подсоедштена цепочка цз последовательно соединенных противокомпаундной обмотки возбуждения возбудителя и
10 двух электрических вентилей, а минус тяговой сети подключен к катоду вентиля, подсоединенного анодом к отрицательному зажиму якоря возбудителя. Положительный зажим якоря возбудителя подсоединен непосредствен15 но к обмотке возбуждения двигателя, нли же для предотвращения шунтирования обмотки возбуждения в тяговом режиме цепью якоря возбудителя — через третий дополнительный электрический вентиль.
20 На чертеже приведена принципиальная схема устройства.
В предложенном устройстве между якорем 1 и обмоткой возбуждения 2 тягового двигателя включен электрический вентиль 3, проводящий
25 ток в режиме тяги, а параллельно вентилю 8 и обмотке возбуждения включен электрический вентиль 4, проводящий ток в режиме рекуперации. Параллельно якорю 5 возбудителя подсоединена 1епочка, состоящая из после30 довательно соединенных противокомпаундной
348402
10 обмотки б возбуждения возбудителя и дополнительных электрических вентилей 7 и 8. Отрицательный полюс тяговой сети подключен к катоду электрического вентиля 8, подсоединенного анодом к отрицательному зажиму якоря возбудителя. Положительный зажим якоря возбудителя подсоединен непосредственно к обмотке возбуждения двигателя, или же для предотвращения шунтирования обмотки возбуждения цепью якоря возбудителя в тяговом режиме — третий дополнительный электрический вентиль 9.
Устройство работает следующим образом. В двигательном режиме ток тягового двигателя протекает по цепи: положительный полюс тяговой сети, якорь 1 тягового двигателя, вентиль 8, обмотка возбуждения 2 двигателя, вентиль 8, отрицательный полюс тяговой сети.
Когда этот ток создает на обмотке возбу>кдения 2 падение напряжения, большее э.д.с. возбудителя, вентиль 9 заперт, и двигатель работает на мягкой механической характеристике, имея последовательное возбуждение.
При снижении нагрузки на валу двигателя, уменьшении величины питающего напряжения или увеличении э.д.с. возбудителя, когда падение напряжения на обмотке возбу>кдения становится меньше э.д.с. возбудителя, вентиль 9 отпирается. Начинается подпитка обмотки возбуждения двигателя от возбудителя. Двигатель переходит на более жесткую характеристику.
Когда э.д.с. вращения якоря тягового двигателя превышает напря>кение питания, двигатель автоматически переходит в тормозной режим с замыканием тока рекуперации по цепи: положительный полюс якоря 1 тягового двигателя, источник питания, вентиль 7, противокомпаундная обмотка 6 возбуждения возбудителя, якорь 5 возбудителя, вентиль 4, отрицательный полюс якоря тягового двигателя.
Двигатель работает в режиме генератора с противокомпаундной характеристикой. Через
40 якорную цепь возбудителя при этом протекает сравнительно небольшой ток, равный разности токов якоря и обмоток возбуждения тягового двигателя, что позволяет использовать возбудитель малой мощности.
Благодаря вентилю 9, исключающему замыкание тока двигателя в тяговом режиме, через цепь возбудителя, возбудительный агрегат запускается в работу без каких-либо осложнений в любой момент времени или же остается в работе и в режиме тяги, что особенно важно при автоматическом вождении поездов на линиях со сло>кным профилем.
Предмет изобретения
1. Устройство для рекуперативного торможения электроподви>кного состава с тяговыми двигателями постоянного тока последовательного возбуждения, содержащее возбудитель с противокомпаундным возбуждением и электрические вентили, один из которых включен в силовую цепь между обмотками якоря и возбуждения по направлению протекания тока тягового ре>кима, а второй включен параллельно первому. электрическому. вентилю и обмотке возбуждения по направлению протекания тока и тормозного режима, отличающееся тем, что, с целью снижения мощности возбудителя, оно снабжено двумя согласно включенными электрическими вентилями, соединенными последовательно с противокомпаундной обмоткой возбу>кдения возбудителя, подключенными параллельно якорю указанного возбудителя, а общая точка согласно включенных электрических вентилей подключена к отрицательному полюсу сети.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения технико-экономических показателей, оно снабжено третьим дополнительным электрическим вентилем, котоpbIH Вкл!Очен между положительным полюсом якоря возбудителя и обмоткой последовательного возбуждения тягового двигателя.
348402
Составитель В. Кучумов
Текред А. Камышникова
Корректор Т. Миронова
Редактор В. Фельдман
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2696!13 Изд ¹ 1185 Тираж 406 Подписное
Ц1-1ИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4!5