Патент ссср 348793
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
348793
Союз Советских
Социалистических
Республик ч
Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”
Заявлено 21,1Ч.1970 (№ 1430521/25-28) М.Кл. F 161 3/08 с присоединением заявки ¹â€”
Г1 р и ор и тетв
Опубликовано 23.V(I l.1972. Бюллетень № 25
Дата опубликования описания 12.1Х.1972
Комитет пб делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 62-567.12(088.8) у,,®с
В. А. Белый, Л. С. Пинчук, А. С. Михневич, Л. С. Корецкая и
А. И. Щербаков
Авторы изобретения
Институт механики металлополимерных систем
Заявитель
ДЕМПФЕР
Изобретение относится к устройствам для гашения колеоаний и может быть использовано в любой отрасли машиностроения.
Многие узлы машин и механизмов вынуждены работать в условиях воздействия знакопеременных нагрузок и вибраций, 1-1адежность и долговечность таких узлов в значительной степени определяется способностью конструкции воспринимать и гасить посторонние колебания. 10
Известны демпферы, содержащие упругоэластичный элемент, расположенный в зазоре телескопически сопряженных корпуса и штока, обращенные друг к другу поверхности которы:;. имеют выступы и впадины. 15
Известные демпферы неудобны тем, что невозможно демпфировать большие амплитуды, так как:в этом случае втулка освобождается и выходит из зазора между обоймой и штоком, а также тем, что демпфирующие элементы упруго деформируются и проскальзывают между жесткими поверхностями,что приводит к быстрому износу.
В предлагаемом демпфере упруго-эластичный элемент снабжен выступами и впадинами, входящими в зацепление с впадинами и выступами корпуса и штока, и имеет полость, заполненную демпфирующе-антифрикционной средой, например, гидропластом. Это позволяет расширить диапазон и автоматически petyтпровать режим демпфирования.
На чертеже изображен прсдлагаемьш демпфер.
Демпфер содержит корпус 1 и шток 2, между которыми расположены торообразный демпфирующий элемент 8, имеющий полость 4, заполненную демпфпрующе-антифрикционной средой. На обращенный друг к другу поверхностях трубы п штока выполнены с определенным шагом кольцевые канавки и выступы. На поверхности демпфирующего элемента выполнены такие же выступы и канавки. При сборке демпфера выступы и канавки упруго-эластичного элемента входят в соответствующие канавки и выступы корпуса и штока, образуя зубчатое зацепление. При осевом перемещении штока 2 относительно корпуса 1 упруго-эластичный элемент перекатывается в зацепленшь
На перекатывание затрачивается определен ная энергия, которая используется в описываемом устройстве для демпфирования соответствующих механических усилий. Способность устройства гасить механические колебания определяется параметрами перекатывания упруго-эластичного элемента по поверхностям корпуса и штока. Усилие перекатывания зависит от деформационных свойств упруго-эластично го элемента и гистерезисно-релаксационных явлений в зацеплении, поэтому регулировать
348793
Предмет изобретения
Составитель Е. Андреенкова
Текред Л. Богданова Корректор Т. Китаева
Редактор С. Титова
Заказ 4074 Изд. ¹ 1163 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров ССС1
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Загорская типография
3 параметры демпфирования можно несколькими путями:,измене11ием упруго-эластичных свойств тороидального демпфера, приданием соответствующего профиля зацеплению, а также изменением формы демпфера путем регулирования зазора между штоком корпуса. Демпфирующие свойства тороидального элемента можно в широких, пределах регулировать, выполнив тор полым и заполнив его средой с требуемой величиной внутреннего трения, например гидропластом. Среда при изменении формы под действием динамических нагрузок поглощает определенное количество энергии и одновременно служит антифрикционным ингредиентом, позволяющим значительно повысить Jo;Iговечность упруго-эластичного элемента. Последний заполняется средой lIp11 изготовлении, или среда нагнетается в него при монтаже через самоуплотпяющийся ниппель. Описываемая конструкция демпфера путем придан1ья 20 соответствующих профилей поверхностям корпуса и штока позволяет задавать и автоматически поддерживать в процессе работы расчетный режим демпфирования. Материалом для упруго-эластичного элемента, наиболее полно 25 отвечающим предъявляемым к пему требованиям, являются полимеры. Необходимая прочность может быть придана им технологическими приемами, например, армированием.
Вследствие низкой теплопроводности материала температура полимерных амортизаторов обычно существенно повышается при действии многократных нагружений. В предлагаемой конструкции поглощенная упруго-эластичным элементом механическая энергия не приводит к перегреву элемента вследствие повышенной теплоотдачи за счет перекатывания его по металлическим поверхностям, обладающим хорошей теплопроводностью, Теплообмену способствует также заполнение внутренней полости пластически деформируемой средой.
Демпфер, содержащий упруго-эластичный элемент, расположенный в зазоре телескопически сопряженных корпуса и,штока, обращенные друг к другу поверхности которых имеют выступы и впадины, отлича1ощийся тем, что, с целью расширения диапазона и автоматического регулирования режима демпфирования, упруго-эластичный элемент снабжен выступами и впадинами, входящими в зацепление с впадинами и выступами корпуса и штока, и имеет полость, заполненную демпфирующе-антифрикционной средой, например гидропластом.