Устройство для рекуперативного торможения электроподвижного состава

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ 352806

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сони Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 23.111.1970 (№ 14;17243/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет—

Опубликовано 29.1Х.1972. Бюллетень № 29

Дата опубликования описания З.Х.1972

М. Кл. В 60l 7/12

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Ми нистров

СССР

УДК 621.337.522(088.8) Автор изобретения

Ю. П. Сташинов

Новочеркасский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт им. С. Орджоникидзе

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ

ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Известно устройство для рекуперативного торможения электроподвижного состава с тяговыми двигателями постоянного тока последовательного возбуждения, содержащее возбудитель с противокомпаундной обмоткой возбуждения и два электрических полупроводниковых вентиля, один из которых проводит ток в режиме тяги, а другой — в режиме рекуперации. Недостатками такого устройства являются сложность перехода от тягового режима в тормозной в связи с необходимостью предварительного разрыва силовой цепи, включения в работу возбудительного агрегата и затем замыкания силовой цепи при определенной э.д.с. тягового двигателя, исключающей бросок генераторного тока, а также возможность значительных бросков тока в режиме рекуперации при резком снижении напряжения тяговой сети из-за шунтирования обмотки возбуждения тягового двигателя низкоомной и безындуктивной цепью электрического вентиля, Цель изобретения — упрощение перехода двигателей в тормозной режим и улучшение протекания переходных процессов. Это достигается тем, что предлагаемое устройство снабжено дополнительным электрическим вентилем, соединяющим положительный полюс якоря возбудителя с противокомпаундной обмоткой возбуждения возбудителя. Электрический вентиль, проводящий ток в режиме тяги, включен между обмоткой возбуждения тягового двигателя и отрицательным полюсом тяговой сети, а вентиль, проводящий ток в

5режиме рекуперации,,включен между отрицательным полюсом тяговой сети и точкой соединения противокомпаундной обмотки возбуждения возбудителя с катодом дополнительного электрического вентиля, 10 На чертеже дана принципиальная электрическая схема описываемого устройства.

Якорь возбудителя 1 подсоединен к обмотке 2 возбуждения тягового двигателя 8 через последовательно соединенные дополнитель15 ный электрический вентиль 4 и противокомпаундную обмотку 5 возбуждения возбудителя. Между обмоткой 2 и отрицательным полюсом источника питания включен электрический вентиль б, проводящий ток тягового

20 режима, а между отрицательным полюсом источника питания и точкой соединения вентиля 4 с обмоткой 5 — электрический вентиль 7, проводящий ток в режиме рекуперацпи. Возбудитель 1 снабжен также обмоткой

25 независимого возбуждения (на чертеже не показана), служащей для регулирования величины э.д.с. вращения.

В тяговом режиме ток тягового двигателя протекает по цепи: положительный полюс тя30 говой сети — якорь тягового двигателя т—

3528Ооьч

Предмет изобретения

40

Составитель В. Кучумов

Техред 3. Тараненко

Редактор А. Пейсоченко

Корректор А. Васильева

Заказ 3344/12 Изд. № 1372 Тираж 406 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 обмотка 2 возбуждения двигателя — вентиль

6 — отрицательный полюс тяговой сети. Если при этом возбудительный агрегат включен и находится в работе, а падение напряжения на обмотке возбуждения двигателя от протекания якорного тока меньше э.д.с. вращения возбудителя, то подпитка обмотки возбуждения двигателя осуществляется по цепи: положительный полюс якоря возбудителя — вентиль 4 — противокомпаундная обмотка 5— обмотка 2 возбуждения двигателя — отрицательный полюс якоря возбудителя. Если же падение напряжения на обмотке возбуждения двигателя больше э.д,с. вращения возбудителя, то вентиль 4 закрыт и тяговый двигатель работает с чисто последовательным возбуждением. Таким образом, дополнительный вентиль 4 в цепи источника подпитки искл1очает ослабление поля тягового двигателя в тяговом режиме за счет шунтирования обмотки возбуждения цепью якоря возбудителя. Поэтому возбудительный агрегат может быть включен в работу без каких-либо осложнений в любой момент времени, а также постоянно находиться в работе даже в режиме тяги.

При электрическо м торможении ток рекуперации замыкается по цепи; положительный полюс якоря тягового двигателя — тяговая сеть — вентиль 7 — противокомпаундная обмотка 5 — отрицательный полюс якоря двигателя. Благодаря тому, что противокомпаундная обмотка возбуждения включена как в цепь генераторного тока, так и в цепь якоря возбудителя, она, кроме размагничивания возбудителя по мере роста тока рекуперации, выполняет также следующие функции; стабилизирующего сопротивления, дополнительно осуществляющего противокомпаундирование двигателя, что позволяет несколько уменьшить число витков противокомпаундной обмотки возбудителя и улучшить качество, переходных процессов; индуктивного дросселя, ограничивающего скорость нарастания, а следовательно, и величину броска генераторного тока; средства форсирования процессов, так как э.д.с. самоиндукции противокомпаундной обмотки при нарастании генераторного тока направлена в контуре подпитки навстречу э.д.с. вращения возбудителя, способствуя быстрому спаданию тока возбуждения.

Таким образом повышается качество персходных процессов в электроприводе при колебаниях напряжения в тяговой сети и при переходе в режим рекуперации.

Устройство для рекуперативного торможения электроподви>кного состава с тяговыми двигателями постоянного тока последовательного возбуждения, содержащее возбудитель с противокомпаундной обмоткой возбуждения и два электрических вентиля, один из которых

15 проводит ток в режиме тяги, а другой — в режиме рекуперации, отличаюш,ееся тем, что, с целью упрощения перехода двигателей в тормозной режим и улучшения протекания переходных процессов, оно снабжено дополнительным электрическим вентилем, соединяющим положительный полюс якоря возбудителя с противокомпаундной обмоткой возбуждения возбудителя, электрический вентиль, проводящий ток в режиме тяги, включен мехкду обмоткой возбуждения тягового двигателя и отрицательным полюсом тяговой сети, а электрический вентиль, проводящий ток в режиме рекуперации, включен между отрицательны и полюсом тяговой сети и точкой соединения

30 противокомпаундной обмотки возбуждения возбудителя с катодом дополнительного электрического вентиля.