Патент ссср 354385
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е 354385
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Со:са Советскмк
Социалнстическик
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
М. Кл. G 01ч 7/02
Заявлено 02.Х1.1970 (№ 1490196/?6-25) с присоединением заявки ¹â€”
Комитет по делам изобретений и открытий ари Совете Министров
gGCP
Приоритет
Опубликовано 09.Х.1972. Бюллетень № 30
Дата опубликования опис íèÿ 31.Х.1972
УДК 550.831(088.8) Авторы изобретения
В. О. Баграняиц, К. Е. Веселов, А. М. Коленцев, В. С. Кутепов, E И. Попов, А. П. Райнот, М. Д. Степин, П. Н. Федотов и С. Г. Юрковецкий
Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизических методов разведки
Заявитель
ГРАВ ИМЕТР
Изобретение относится к области гравиметрии.
Известны гравиметры, содержащие размещенные в корпусе чувспьительную систему, компенсационное устройство и демпферное устройство, состоящее из у креплелного на чувствительной системе подвижного элемента, например, пластины, и неподвижного элемента, например, выполненного в виде пластин, симметрично расположенных относительно подвижного элемента.
Недостатком известных гравиметров является низкая точность измерений, вследствие большой продолжительности переходного процесса.
Для устранения указанного недостатка неподвижный элемент демпферного устройства кинематически связан с компенсационным устрой|ством.
Такое конструктивное выполнение гравиметра позволяет увеличить точность .измерений.
На чертеже изображена схема гравпметра.
Гравиметр содержит размещенные в корпусе 1, запол,пенном жидкостью 2, маятник 3, подвешенный на нитях 4, 5 и пружине б, неподвижные пластины 7 — 10 и связанные с маятником 8 подвижные пластины 11 — 18, На корпусе 1 установлены микрометрические устройства 14, 15 и двигатель 1б, кинематически связанный с микрометрическим устройст,вом 15.
Пластины 9 и 10 расположены симметрично относительно пластины 18 н связаны между
5 собой, с пру>кипой 6 и с микрометрическим устройством 15.
Пластины 7 и 8 расположены под пластинами 12 и 11 соответственно и связаны между собой и с мнкрометрическпм устройством 14.
10 Гравпметр работает следующим образом.
При изменении ускорения силы тяжести маятник 8 íàчинает отклоняться от исходного поло>кения, при этом двигатель 1б начинает вращать микрометрическое устройство 15 та15 ким образом, чтобы перемещение пластин 9, 10 и деформация пружины б вызвали бы обратное движоние маятника 8 к исходному положенгпо. При этом мерой изменения ускорения силы тяжести служит угол поворота
20 двигателя 1б.
Поскольку, пластины 9, 10 и 13 расположены в жидкости 2, то при их относительном перемещении на маятник 8 действует сила, 25 пропорциональная их относительной скорости. Поэтому, регулируя величину зазора между пластинами 9, 10 и 13, их площадь и качество поверхности, можно устанавливать необходимую продолжительность переходного
354385
Предмет изобретения
Составитель Ю. Евдокимов
Текрсд Е. Борисова
Редактор Л. Мазуронок
Коррскторы: Л. Кириллова и T. Гревиова
Заказ 3581i12 Изд. № 1473 Тира>к 406 Подписное
UHHHIlH Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 процесса и тем самым повышать точность измерений.
Изменяя с помощью мнкрометричсского устройства 14 величину зазора между пластинами 7, 8 и 12, 11 можно установить необ«одимую степень демпфирования маятника о .
Для повышения точности ориентировки гравиметра вдоль истинной вертикали к корпусу 1 подвешивают с помощью сталшн,13 нитей малой жесткости четыре гирометра (не показаны), связанные попарно шарнцрш1мн меканизма ми (не показаны) н расположенные так, что осн вращения нк роторов горизонтальны, а кн нем атнческие моменты связанны: гиромоторов направлены противоположно.
Гравиметр, содержащий размещенные в корпусе чувствительную систему, компенсационное устройство и демпферное устройство, состоящее из укрепленного на чувствительной системе подвижного элемента, например, пластины, и неподви>кного элемента, например, выполненного в виде пластин, симметрично располо>кенных относительно подвижного элемента, отлича>ощнася тем, что, с целью увеличения точности измерений, неподви>кный элемент демпферного устройства кннсматически связан с компенсационным устрой15 ством.