Кривошипно-храповая передача с переменным радиусом кривошипа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

АВТОБУСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

35 35514

Кааее 47h, ) (1

ОПИСАНИЕ кривошицио-храповой передачи с переменным радиусом крквошипа.

К авторскому свидетельству Б. П. Дикова, заявленному 6 мая. 1930 rosa .(заяв. свид. % 69565). °

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 марта 1934 года, Предлагаемый механизм предназначей.. для передачи вращающего момента от двигателя ведомому валу, подвергающе-. муся переменной нагрузке. и скорости. движения, как это, например,, имеет. место в автомобилях.rrpir передаче силы от мотора к движущей оси, Уже известны преднавначаемые для этой цели передачи, заключающие в себе ведущий кривошип, имеющий перемей--. ный радиус- вуащения,,и храповое-уст - . ройство, в котором кривошипы сочле-: нены с пальцем ведущего кривошйпа и несут собачки, переставляемые на своих осях для возможностй реверсирования передачи. В предлагаемой передаче не-" сущая переставную цапфу кривошипанолзушка помещена в пазу кривошипного диска, нагружена пружиной и одновре- менно находится под действием цеитробежного груза, переме:цающегося в пазу того же диска. -Подобное устройство дает возможность автоматического изме= нения радиуса кривошипа в зависимости от нагрузки ведомого вала.

На чертеже фиг, 1фзобр жает.бокову вид,.передачи;.фиг». 2 — .форму.,выйолнения храпового устройства; фиг. 3 — вид криво» шипвого диска н фиг. 4 —.деталь храпо-,, вого устройства. .4

l (ф9з) Передача состоит из кривошипиого диска 2, сцепленного с ведущим валом 1 коническими шестернями. Диск Я имеет направляющий паз, в котором может скользить от одного до другого ceo крайнего положения центробежный.а руз 6 таким образом, что даже B ближайшем своем положении к центру вращения диска 2 центр тяжести груза 6 не совпадает с указанным центром. Fpys 6 имеет фасонны и вырез, ограниченный криволинейными поверхностями 3. Сверху груза 6 перпендикулярно к его оси, также в направляющих пазах, можетскользить ползушка 7, несущая на, себе цапфу 5.

В свое крайнее (правое) положение

:.ползушка 7 прижимается пружиною 4, причем в этом положении центр цапфы совпадает с центром вращения диска 2.

Ползушка 7 имеет снизу палец, который. . входит в вырез, ограниченный криводинейнымн поверхностями 3 груза 6 таким образом, что при движении груза 6

- вверх палец ползушки 7, скользя по ,криволинейным поверхностям 3 груза, -увлекает.ползушку 7, а следовательно, и цапфу 5 от их. центрального положе-. ния.. При обратном движении груза 6 вйиз ползушка 7, отжимаемая пружи— ною 4, возвращает»ся к своему цен.тральному положению. На цапфу 5 надет

1 Ъ уса, а затем, п мере увеличения цеит обеаной силы груза 6, все большего и. болюаего радиуса и увлекает за собою шатун -8,. который приведат в, колебатавное движение, вокруг центра вала f2, хфйповик 10 и таким образом зубчатка 11 придет во вращение. Форма криволиней;. нык аов@риыюатей. 3 подбирается таким образом, что по иМре удаления цапфы:5 ат центра диска. 2. усилие,. передаваемое через цанфу шатуну, уменьшается. Вследствие этого, при дальнейшем увеличении скорости вращения . ведущего вала до нормального его числа оборотов, ско-. рость вращения зубчатки 11 также увеличивается, llo только до того момента, . козда;; sanyивк ниннамсие между работФо, передаваемою от ведущего вала, и работою сопротивления вращению ведомого вала. Таква Образом, крутящий момент, получнеинй передачею, будет переднваа ыж на — зубчжку нейависимо от . чиела ее оборотов, устанавливающегося автоматически в зависимости от сопротиилеяня вр нцейикфидомото вала;

Механизм .указанного типя легко лу блкруется; припек два диска:: 2-; сидят(не . на одипи s том же валу, своими полз амн 7 действуют"на общую цапфу 5.:-.

"я .уравновешивания. передачи центро; бежные грузы 9 двух дисков могут быть при;этом:расположены в,дмаметрллънем друг к другу направлении. . Дри расиолекеиии двух таких. пар диаюв. на одном валу, как показано на. фиг, - 3, и соединении их. ивпф, 5 с. риаз, ными: ведомыми, валами (напр, - с..полуоафци: автомобиля), валы этн„в случае различного их сопротивления-. вращению,, бу иметь .различное число: оборотов, ир @им обуазем;. при установке на авте-. мебфле- подобная передача может вы полйять- такще. функции диференциала.

Дзя. получения вращения ведомого:вма в-а4пажнем, щвравлаииа ось храповика.,19 (фир.. 2P- сеедмиейа- свободно на ней.,аи- . дйфы поводком 14 с,.концем-.етержнЫ5,. ия-.. -фугою куще -котерохо надета пру-, жина 17, йрижимающав стержень посред-:, . ством упора 16; к кулачку 18 переключатвльной - шайи, Ьвбодир надетой.sa наит:.=12 и удеуфивяемой в нужном пойп.-йе икиг поводком, 19. В показанном й». червеже положении. (прямого хода) ниж-"

ski головка стержня 15 буМет скользйть б

/ шатун 8 (на фнг. 1. для ясности головка шатуна оббрвана), который другйм концам шарнирне соедмнан с обоймою 9, свободе . надетая МведФфый вал 12. Рядом с обуй» мой на тот же вал 12 надета и жестко sa нем закреплена зубчатка 11.- На обойме ®: свободно закреплен храповик 10, прижи- маемый к зубчика вружииою 13 (фиг. 2).

На фнг. I хрйаофим . Расположен так, . чу.:нржарэщении обоймы: 9 против часовой стрелки он, вращает зубчатку 11, а в обратном направлении имеет свободный ход. Шатун .8 показан двойным и соединен одновременно..с двумя независимыми обоймамй только для.лучшего уравновешивания передачи и достижения большей .непрернвиоейг s передаче вращающего момента, причем схемадей, ствия передачи остается такою же, как, если бы:шатун 8 был соединен с одною обоймою.

Действие передапв:пр4исаздн следующим образом. При пуске двигателя-. в ход н начале вращения диска 2rpys 6 пад действиеи появляющейся центробежидй сали стреыится отдалитвся от ценф» spauiesss диска 2, а следовательно, и сместить цапфу, 5 из ее- центрального положения. Сма эта пропор- циональна массе груза, расстоянию его цеятра тяжести от центра вращения и квадрату числа оборотов. Величине же силы, действующей на ползушку T я цапфу 5, йроме того зависит еще: и от формы. криволинейных яоверхаостей 3 выреза груза 6; Подбором перечислейинх величин редько достигнуть того, что при некотором заданном малом числе обо,ротов передачи возникающая центробежная сила грузов-6 будет недостаточен» для "того, чтобы преодолеть как сопро- тйвленйе пружины 4, так главным об=. рйзюм, и сопротивление-: ведомого вала — вследствие чего цапфа 5 будет оставаться на месте, что .будет соответствовать хо- лостому ходу. двигателя, причем диск 2 будИ служить только маховиком., При увелвчвйии- оборотов передачи бистро уйличиваетси центробежная сила груза 9, и .наступит момент; когда мой .сиди будет достаточно, чтобм преодолеть сопротивление и атуна 8; зубчатки П и дальнейшего привода. Благодаря враще нию диска 2 цапфа Э начинает опмсйвать окруаности, си»чала очень малого piasI

l I по, поверхности кулачка 18, не изменяя своего положения по отношению к осталь- ным: движущимся частяй .:; Ья обратного хода храповик 10 сделан двусторонним, и двойной; ширины (фиг. 4), а ряйом за зубчаткрй прямого хода:иадета тождественная зубчатка .20 заднего хода с зуб= цами, направленными в обратном,.направлении. Для обратного хода пере-:. . ключательная шайба поворачивается на оси при помощи поводка 19, причем голорка стержня 15 соскальзывает с кулачка 18 и поводком 14 и пружиною 17 поворачивает храповик вокруг его оси, переключая его на обратный ход.

Предмет изобретения.

- 1. Кривошипно-храповая передача с переменным радиусом кривошипа, отличающаяся тем, что . с целью автоматичеФиг 1;

Фиг Б

Фиг 4 —

Тяп. „Промполиграф . Тамбовская, 12.."-ак 5690, Эксперт Я. И. Рудькин

-: Редактор А. E. Делакроа ского изменения радиуса кривошипа в зависимости от, нагрузки ведомого вала пелзушка 7, расположенная в соответствующем пазу кривошнпаого диска 2 и несущая цапфу 5 крнвошипа, находится одновременно под воздействием пружины 4 и кривой поверхности 3 центробежного груза 6, свободно, помещенного в другом пазу того же диска., 2. Форма выполнения передачи по п. 1, отличающаяся тем, что поверкности 3 центробежного. груза придана такая кривизна, нри которой отношение смещения ползушки к соответствующему смещению груза возрастает по мере удаления последнего Ьт центра.

3. Форма выполнения передачи по пЛ, отличающаяся тем, что пазы для ползушки и.для груза расположеньг,взаимно перпендикулярно друг к другу.