Приспособление для постепенного включения и выключения фрикционных муфт в самодвижущихся экипажах и т.п.

Патент № 356

Авторы патента

Патент № 356 «Приспособление для постепенного включения и выключения фрикционных муфт в самодвижущихся экипажах и т.п.» входит в следующие категории:

 

,I

Фрее-ЯО--"-э -,= р

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ № 356

О ПИСАН ИЕ приспособления для постепенного включения и выключения фрикционных муфт в самодвижущихся экипажах и т. п.

К патенту К. Д. Сабанеева, заявленному 30 августа 1919 года (заяв. свид. ¹ 73899б).

0 выдаче патента опубликовано 30 июня 1925 года. Действие патента распространяется иа 15 лет от 15 сентября 1924 г.

Ддя достижения плавного сцепления и расцепления двух механизмов, например, автомобильного двигателя с дальнейшей передачей на движущие колеса, необходимым качеством сцепления является возможно большая прогрессивность действия.

Существующие фрикционные муфты работают, по мнению автора, как при сцеплении, так и при расцеплении, в значительной мере неплавно, так как, при сцеплении, сжимающая фрикционные поверхности друг с другом пружина или пружины (называемые в этом описании рабочими пружинами) действуют почти с полной силой сразу как только эти поверхности приведены в соприкосновение опусканием ручного ры- чага или ручной педали, а при расце- плении, совершаемом нажатием на рычаг или педаль, полное усилие пружины, сцепления опять-таки почти сразу. уничтожается этим нажатием. Благодаря такому несовершенному действию механизма сцепления, части его, а равно и части дальнейшей передачи (например, в автомобилях — карданные сочленения, механизм перемены скоростей и т. д.) подвергаются частым, резким напряжениям, вызывающим их скорый износ и порчу.

Предлагаемый способ имеет целью обойти указанные недостатки существующих фрикционных сцеплений и достичь плавного, вполне прогрессивного сцепления и расцепления.

Он состоит в том, что рукояткой или педалью действуют не на орган, находящийся под непосредственным воздействием рабочей пружины и либо непосредственно несущий сцепляемую и расцепляемую часть механизма сцепления, либо жестко связанный с этой частью, а на добавочный упругий орган, например, на пружину, резиновый буфер и т. и., надлежаще выбранной упругости, который, при нажатии на педаль или рычаг, все более и более деформируясь, передает прогрессивно растущее (при расцеплении) усилие на находящуюся под воздействием главной пружины (рабочей пружины) часть сце.пления, противодействуя со все наро стающей силой этой пружине (или пружинам, или, вообще, пружинящему ортану), и, обуславливая тем самым постепенное уменьшение давления фрикционных поверхностей, обеспечивает возможно плавное расцепление. Аналогичным порядком, при сцеплении, постепенное опускание рычага или педали, влекущее за собой обратное деформирование вышеупомянутого добавочного упругого органа в первоначальное положение, сопровождается прогрессивным ослаблением его действия и, напротив, все растущим действием главного пружинящего органа: давление (трение) между фрикционными поверхностями прогрессивно возрастает от нуля до наибольшей величины, и включение сцепления происходит плавным образом.

Выбирая надлежащим образом добавочный упругий орган и доводя, посредством его противодавления, давление рабочей пружины до нуля или почти до нуля, можно производить расцепление, даже не разводя между собой трудящихся поверхностей механизма сцепления, если только нет опасности их перегревания от трения скольжения, например, работающих в масле дисков дисковых сцеплений.

Описанный способ включения н выключения сцепных механизмов может быть осуществлен разным образом, В дальнейшем, приспособление представлено в нескольких примерных выполнениях.

На фиг. 1 изображен вертикальный вид механизма сцепления с добавочным упругим органом в виде спиральной пружины, работающей на сжатие; на фиг. 2, 7, 8 и 9 то же самое с добавочным упругим органом в форме плоской пружины, работающей на гнутие; на фиг. 3 — перспективное изображение части механизма сцепления, добавочным упругим органом которому служит спиральная пружина, работающая на кручение и соединенная с педальным рычагом; на фиг. 4 — вертикальный вид, отчасти в разрезе, части механизма сцепления, с добавочной спиральной пружиной под педалью; на фиг. 5— видоизменение приспособления, изображенного на фиг. 4 с заменой пружины буферами из упругого материала; на фиг. 6 — видоизменение приспособления, изображенного на фиг. 4 — снабженного пневматическим амортизатором, В форме выполения по фиг, 1 на втулку С, соединенную наглухо с конусом трения или вообще частью С, передающей усилие рабочей пружины D на поверхности трения муфты (например, фрикционные диски), надето свободное кольцо Б с кольцевой канавкой, в которую входит ролик R рычага F,Å, несущего рукоятку или педаль К и поворачивающегося на цапфе О. Между кольцом Б и закраиной M втулки C помещена добавочная или вспомогательная пружина А для посредственной передачи усилия от педали К на муфту сцепления.

Видоизменением описанного приспособления будет такое, в котором вместо одной витой, окаймляющей втулку С, пружины А, применено несколько также продольных и также упирающихся в закраину М и кольцо Б пружин, расположенных вне втулки С.

Приспособление, изображенное на фиг, 2, отличается от вышеописанного тем, что добавочная пружина А взята пластинчатой формы, рычаг Г, Е расчленен на два рычага F и Е, и коих E свободно насажен на ось О, à F- — наглухо, при чем пружина А прикреплена к E и упирается другим концом о выступающее над осью О колено F рычага F, а ролик R рычага Г опирается и действует на закраину М втулки С; кольцо Б здесь, как и во всех последующих формах выполнения, уже не нужно.

В приспособлении по фиг. 3 вспомогательная пружина А, работающая на кручение, помещена на оси О, при чем один конец ее закреплен к педальному рычагу Е, свободно сидящему на оси О. Можно совсем обойтись при такой конструкции без пружины А, взяв ось О настолько гибкую, чтобы она могла работать на кручение: тогда рычаги Г и E должны быть закреплены наглухо на оси О.

Приспособление, изображенное на фиг. 4, отличается от предыдущего тем, что вспомогательная пружина А поме-,, .цена в стакане Р, наглухо соединен- ном с рычагом E. На этот стакан Р одевается другой стакан .Р, составляю- щий одно целое с педалью Л: рычаг E соединен наглухо через ось О с рыча-

roM F, ролик R рычага F действует на закраину М втулки С сцепления.

Видоизменением этой последней кон-, струкции будет замена пружины А ( надлежащим числом резиновых или т. п. полых или сплошных шаров, составляющих собой резиновый или резиново- . пневматический буфер (фиг. 5).

Приспособление, изображенное на фиг. 6, представляет из себя соединение приспобления по фиг. 4 и 5 с пне- вматическим амортизатором. В этом случае стакан Р укрепляется непо-, движно; в него, с одной стороны, входит, в роде поршня, подвижное дно И", (фиг. 6), соединенное серьгой S с рычагом Е, а с другой стороны, тоже как, 1 поршень, — — подвижная крышка V. Между обоими поршнями И и V помещается пружина А (либо резиновый или резиново - пневматический буфер),, упирающийся в V не непосредственно, .а в составляющий одно целое с педалью Л клапан q, могущий закрывать отверстие t крышки v и снабженный, сквозным небольшим отверстием надлежащей величины просвета. При, нажатии на педаль / одновременно нажимается и клапан д и, следовательно, передача усилия совершается через пружину А на рычаг Е, и дальше — через ось О и рычаг Г на закраину М втулки С. При этом вы-, ход воздуха из стакана .Р может про- исходить свободно через отверстие

Включение сцепления может происходить . либо обычным порядком — постепенным, подыманием ноги (когда воздух входит в цилиндр .Р свободно), либо полным! предоставлением педали самой себе (снятием ноги с педали); в этом по-: следнем случае клапан q тотчас же за- крывается пружиной Р, и вход воздуха ( в стакан .Р сможет происходить уже, через малое отверстие /, вследствие чего разжимание пружины будет тор- мозиться и происходит настолько мед- ленно, насколько это желательно: таким образом, противодавление пружины А рабочей пружине D будет падать медленно, и включение фрикционной муфты произойдет с достаточной и желательной прогрессивностью. Приспособление это может, по мнению автора, иметь большое значение на автомобилях, предотвращая опасные последствия несвоевременного отпуска педали сцепления Л.

В приспособлении, изображенном на фиг. 7, пружина А, взятая пластинчатой, помещена в разрезанный на две части рычаг F, чем достигается гибкость и упругость его, ролик R рычага F действует на закраину М втулки С, а рычаг F соединен наглухо помощью О с рычагом Е, оканчивающимся педалью Л, как на фиг. 1.

На фиг. 8 изображено положение механизма при нажатой педали К.

Приспособление, изображенное на фиг. 9, отличается от показанного на фиг. 7 и 8, тем, что оно сделано пружинным (рычаг Е вместо рычага F), прочие же части тождественны.

Видоизменения, представленные на фиг. 2 — 9, имеют, по мнению автора, то преиму щество перед приспособлением по фиг. 1, что они гораздо легче могут быть дополнительно приделаны к уже готовым механизмам сцепления. пРедмет изовРетения.

1. Приспособление для постепенного включения и выключения фрикционных муфт в самодвижущихся экипажах н т. п., характеризующееся применением между нажимающим рычагом E и подвижной частью С фрикционной муфты дополнительной плоской пружины А (фиг. 2, 7 — 9), работающей на изгиб, или спиральной пружины А, работающей на сжатие (фиг. 1) или скручивание (фиг. 3), каковые пружины действуют в направлении противоположном действию главной пружины D муфты.

2. Видоизменение, охарактеризованного в п. 1 приспособления, отличающееся тем, что дополнительный пружинящий орган А вводится в тело самого рычага Е, который делается с головкой в виде стакана Р (фиг. 4, 5), заключающего в себе спиральную пружину или упругие шары А, и закрываемого крышкой P .

3. Видоизменение охарактеризованного в и. 2 приспособления, отличаю-:, щееся тем, что стакан Р делается не-! подвижным и снабжается дном И в виде поршня, соединенного с рычагом Е, и крышкой V, которая нагружена пружиной Л и имеет клапан q u отверстие t (фиг. б),