Способ монтажа узлов точных машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
0 П И С А Н И Е 36l054
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
М. Кл. В 2,3р 19/00
F 16b 4/00
Заявлено 12.V.1970 (№ 14!36464/25-8) с присоединением заявки №
Приоритет
Комитет оо делам изобретений и открытий ори Совете Министров
СССР
УДК 621.757.002.72 (088.8) Опубликовано 07.Xll.1972. Бюллетень № 1 за 1973
Дата опубликования описания 5.П.1973
Автор изобретения
Ф. Л. Копелев
Заявитель Украинский научно-исследовательский институт станков и инструментов
ВСЕСОЮЗНАЯ
Н,",ЯН И-1," . т,= .Ь-.". Ми;;
СПОСОБ МОНТАЖА УЗЛОВ ТОЧНЫХ МАШИН
Изобретение относится к точному машиностроению и может быть использовано в станкостроительной, приборостроительной и других отраслях промышленности, предприятия которых заняты производством прецизионного оборудования.
Известен способ монтажа узлов путем предварительного под катия крепежных элементов, их последующего разогрева и естественного охлаждения.
Предложенный способ отличается от известного тем, что предварительное поджатие крепежных элементов производят с усилием, позволяющим смещать узел средствами выверки, затем производят разогрев крепежных элементов таким образом, чтобы при удлинении двух разогреваемых, расположенных по диагонали узла винтов другие, неразогреваемые крепежные элементы, обеспечивали сохранение положения выверенного узла, причем образовавшиеся в результате разогрева зазоры выбирают с приложением крутящих моментов, величина которых обеспечивает неподвижность выверенного узла. Кроме того, в расчет температуры разогрева крепежных элементов вводят поправку, учитывающую коэффициенты теплового расширения материалов узла и крепежного элемента.
Это позволяет обеспечить точное расположение узла относительно базовых поверхностей и избежать ослабления стыка в месте крепления узла.
Существо способа заключается в том, что
5 для обеспечения полной и точной выверки, а также жесткого закрепления узла в выверенном положении, узел устанавливают на месте предполагаемого закрепления и слегка затягивают крепежные элементы с усилием, доста10 точным для того, чтобы избежать непроизвольного смещения узла от случайных причин.
Затем производят окончательную выверку узла, после чего какие-либо два крепежные элемента, желательно более удаленные один от
lS другого, подогревают на месте, например, при помощи термоключей, до расчетной температуры и выбирают без приложения большого момента зазоры, образовавшиеся от теплового расширения крепежных элементов. После
2о некоторого естественного охлаждения этих крепежных элементов термоключи переставляют на два других и повторяют процесс, описанный выше, со всеми крепежными элементами попарно. Окончательная затяжка кре2S пежных элементов осуществляется за счет естественного охлаждения их до температуры окружающей среды. При этом ввиду осевого направления усилий от тепловых деформаций какие-либо смещения выверенного узла пс30 ключаются, а усилие зажима достигает рас,361054
Составитель С. Новик
Редактор Н. Спиридонова Техред Т. Миронова Корректоры: Л. Новожилова и Е. Зимина
Заказ 109/14 Изд. № 29 Тираж 404 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 четной величины, зависящей от температуры разогрева крепежных элементов.
Б случае необходимости установления контрольных штифтов отверстия под последние окончательно развертываются или притираются после полного охлаждения крепежных элементов.
При расчете температуры разогрева крепежных элементов вводится поправка для компенсации возможного ослабления жесткости стыка, вызываемого разными по величине тепловыми расширениями крепежных элементов и корпуса узла, если материалы их имеют разные коэффициенты теплового расширения.
Пред м ет изобретения
1. Способ монтажа узлов точных машин путем предварительного поджатия крепежных элементов, их последующего разогрева, например термоключами, и естественного охлаждения, отличающийся тем, что, с целью обеспечения точного расположения узЛа относительно базовых поверхностей, аредварительное поджатие крепежных элементов производят с усилием, позволяющим смещать узел средст5 вами выверки, затем производят разогрев крепежных элементов таким образом, чтобы при удлинении двух разогреваемых, расположенных по диагонали узла винтов другие неразогреваемые крепежные элементы обеспечивали
10 сохранение положения выверенного узла, причем образовавшиеся в результате разогрева зазоры выбирают с приложением крутящих моментов, величина которых обеспечивает неподвижность выверенного узла.
15 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью избежания ослабления стыка в месте крепления узла, в расчет температуры разогрева крепежных элементов вводят поправку, учитывающую коэффициенты теплового рас20 ширения материалов узла и крепежного элемента.