Всясоюзная
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
361331
CoNs Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
М Кч F 16d 43/14
Заявлено 07 т 1.1971 (№ 1668243125-27) с присоединением заявки К
Приоритет
Комитет iG делай1 иаобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.825.5(088.8) Опубликовано 07.Х11.1972. Бюллетень М 1 за 1973 г.
Дата опубликования описания 25.1.1973
Авторы изобретения
А.-П. К. Каволелис и Б. П. Спруогнс
Вильнюсский инженерно-строительный институт
Заявитель
УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прецизионных машинах и приборах, в которых передаваемый крутящий момент является небольшим и к которым предъявляются повышенные требования к равномерности вращательного движения, для них характерна повышенная крутильная податливость.
Известна упруго-центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, каждая из которых выполнена в виде ступицы с двумя противоположно направленными хвостовиками, образующими совместно крестовину и имеющими прорези для закрепления центробежной массы в виде упругого кольца.
Недостатками такой муфты являются: — небольшая податливость (особенно при значительной толщине кольца); — сравнительно сложная схема деформации кольца при крутильных колебаниях, что существенно осложняет расчеты и снижает надежность муфты.
Цель изобретения — увеличение податливости муфты.
В предлагаемой упруго-центробежной муфте в отличие от известной ступица ведущей полумуфты выполнена эксцентричной относительно оси вращения муфты, а внутри нее,поворотно на шариках смонтирован диск, жестко связанный с валом.
На чертеже показаны описываемая муфта (общий вид) и разрез по А — А.
Ведущая полумуфта представляет собой диск 1, жестко насаженный на ведущий вал 2, и ступицу 8, которая может свободно и легко проворачиваться относительно эксцентрика.
Легкость проворачивания обеспечивают шарики 4, которые расположены между диском и ступицей, как в шарикоподшипнике. Вырез
10 в правой части диска служит для его уравновешивания относительно оси ведущего вала.
Ступица имеет два диаметрально противоположно направленных хвостовика 5 и б и вы.полнена эксцентрично оси вращения муфты.
К концам хвостовиков жестко (при помощи накладок 7 с винтами) прикреплено упругое эластичное кольцо 8 (из стали, пластмассы и других материалов, имеющих небольшую продольную податливость) .
20 Ведомая полумуфта представлена в виде стержня 9, ось которого перпендикулярна оси ведомого вала и одновременно (при нулевой деформации муфты) перпендикулярна общей оси хвостовиков 5 и б. Стержень заканчива25 ется двумя хвостовиками 10, в прорезях которых жестко закреплено эластичное кольцо.
При вращении без нагрузки или в статическом положении ось стержня наклонена к общей оси хвостовиков 5 и б,под углом 90 .
30 Ось кольца 8 представляет идеальную акпужность, хвостовик б занимает положение, 361331
Предмет изобретения
Составитель И. Злотник
Текред Т. Ускова
Корректоры: Л. Бадылама и Л. Чуркина
Редактор Л. )Каворонкова
3ака 3 59/12 Изд. ¹ 20 Тираж 403 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4/5
Типография, пр. Сапупова, 2 наиболее удаленное от общей оси вращения соединяемых валов, а хвостовик 5 расположен наиболее близко к оси (по чертежу). При вращении ведущей части с определенными оборотами (по направлению стрелки) под воздействием крутящей нагрузки диск проворачивается на определенный угол относительно ступицы. Геометрический центр диска уходит вниз от горизонтальной плоскости, проходящей через оси соединяемых валов, а оба хвостовика 5 и 6 смещаются вниз и налево, происходит сложная изгибная деформация эластичного кольца, при этом хвостовики 10, вращаясь, сохраняют неизменное положение.
Осевая линия эластичного кольца при вращении под воздействием центробежных сил старается, принять форму идеальной окружности. Если кольцо обладает жесткостью и в статическом положении, то потенциальные силы тоже стараются вернуть кольцо к идеальной окружности, тем самым стараясь уменьшить угол скручивания муфты. При определенной угловой скорости устанавливается соответствующее динамическое равновесие муфты, характеризуемое определенным углом скручивания и определенной деформацией эластичного кольца.
5 При перегрузках ведущая полумуфта может проворачиваться относительно неподвижной ведомой полумуфты.
Упруго-центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, каждая из которых выполнена в виде ступицы с двумя противоположно направленными хвостовиками, образующими совместно крестовину и имеющими прорези для закрепления центробежной массы в виде упругого кольца, отличающаяся тем, что, с целью увеличения податливости, ступица ведущей полумуфты выполнена эксцентричной относительно оси вращения муфты, а внутри нее поворотно на шариках смонтирован диск, жестко связанный с валом.