Устройство для автоматического переключения передач в коробках скоростей моторных повозок

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 63с, Ц)

;.б № 36191 (%

АВТОРСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО HA ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСпНИЕ устройства для автоматического переключения передач в коробках скоростей моторных повозок.

К авторскому свидетельству А. М. Гуревнча, заявленному 20 декабря

1932 года (спр. о перв. № 120666).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 30 апреля 1934 года. (208б) Предлагаемое устройство предназначается для автоматического переключения передач в коробках скоростей моторных повозок. Включение соответствующей ступени происходит в момент наступления или близкого к наступлению синхронного (одинакового) вращения данной ступени и вала двигателя, что осуществляется для каждой ступени передач при помощи двух дисков, привОдимых во вращение соответственно один — от вала перед коробкой скоростей, а другой — от вала за коробкой скоростей.

При этом воздействие одного из этих дисков на орган включения передачи может происходить лишь при наступлении сийхронного вращения его сдругим диском.

На чертеже фиг. 1 изображает механизм в вертикальном разрезе; фиг. 2— вид сбоку, частично .в разрезе; фиг. 3 и 4 — общий вид при различных фазах включения механизма.

На валу 1, приводимом во вращение от двигателя моторной повозки, жестко закреплен диск 2 с прорезом в головке, в котором ходит стержень 3, снабженный захватом 4 и кулаком 5, могущим вместе со стержнем 3 передвигаться вдоль прореза в головке диска.. -Стержень 3 под действием пружины 6 всегда стремится занять свое крайнее правое положение (фиг. 1). На диске 2 укреплен кронштейн ? с установленной на нем поворотной защелкой 8, снабженной пружиной, стремящейся держать защелку в горизонтальном положении.

Таким образом, если стержень 3 передвинется влево, то захват 4 стержня, нажав на конец защелки 8, снабженной зубом, повернет защелку около оси ее вращения вниз и, когда зуб 4 пройдет далее, то защелка 8 под действием своей пружины станет в горизонтальное положение, застопорив стержень 3 в левом положении (фиг. 4).

На валу 1 рядом с диском 2 свободчо насажены заодно отлитые зубчатое колесо 9 и диск 10, снабженный по своей окружности кулачками 11. По периферии диска 10 скользит один конец защелки 8, вследствие чего при поворачивании диска 10 относительно диска 2 кулачки 11, набегая на конец защелки 8, приподнимают его, благодаря чему защелка 8 освобождает захват 4. стержня 3, который выходит из зацепления и под действием пружины б вновь возвращается в свое правое крайнее положение (фиг. 3 и 4).

Справа от диска 2 на кожухе укреплен упор 12, которь|й при каждом обороте диска находит на головку стержня 3, передвигая стержень влево, и, тем саNblM заставляя его сцепляться с защелкой 8, засгопоривающей стержень в этом положении. Если же стержень 3 в момент прохождения упора 12 мимо него уже находится в зацепленном состоянии защелкой 8, то это положение останется неизменным (фиг. 4), что происходит только тогда, когда число оборотов диска 2 и 10 не одинаково, или, что то же самое, не одинаково (не синхронно) число оборотов вала 1 двигателя и вала la данной ступени.

Неподвижно установленный воздушный клапан 13, в корпусе коего имеется кольцеобразная полость 15, сообщающаяся с атмосферой, через посредство своего штока шарнирно соединен с одгним плечом поворотного коромысла 14, на другое плечо которого может воздействовать кулак 5 стержня 3, набегая на коромысло при вращении диска 2 только при левом положении стержня 3 (фиг. 4); при положении же последнего в правом положении кулачок 5 прохо. дит, не задевая коромысла (фиг. 3).

Действие механизма заключается в

<ледующем. Предположим, что в какой.либо момент стержень 3 при прохождении мимо упора 12 будет задет им и под его воздействием переместится в левое положение, входя в сцепление с защелкой 8 и продолжая в то же время вращаться вместе с диском 2 вокруг оси 1. Очевидно, если диск 10, свободно насаженный на валу 7 и совершающий такое же число оборотов, как вал la через посредство зубчатой передачи 9а н 9, будет вращаться в сторону вращения диска 2 с угловой скоростью, равной скорости последнего, то диск 10 будет неподвижен по отношению диска 2.

Тогда при совершении одного оборота .диска 2 кулак 5 стержня 3 нажмет на .левое плечо коромысла 14 (фиг. 2), повернув это плечо вверх, а правое — вниз, под действием коего клапан, опустившись вниз, откроет сообщение камеры 15 с атмосферой.

При нарушении синхронного вращения дисков 2 и 10, угловые скорости вращения 2 и 10 будут разными. Без,различно, будет ли угловая скорость вращения вала l и диска 2 больше или меньше угловой скорости вращения ва.ла 7а и диска 10, но диск 10 уже будет вращаться по отношению к диску 2, а, следовательно, при его вращении кулачки 11, набегая на хвост защелки 8, приподнимут ее, освободив стержень 3, который пружиной б оттянется в правое положение, при каковом положении кулачок 5 уже не заденет коромысла 14 и не откроет клапана 13. Таким образом, открытие и закрытие клапана 13, а, следовательно, положения включения и выключения, т. е. соединение с баллоном сжатого воздуха или с атмосферой,производится при посредстве кулака 5 автоматически, вне зависимости от воли машиниста, причем открытие клапана !3 будет производиться кулаком 5 только тогда, когда число оборотов вала 1 двигателя и вала la данной ступени будет равным или близким к равенству.

Действие машиниста заключается лишь только в выключении каждой ступени, для чего служит трехходовой кран на трубопроводе, идущем от баллона.

Посредством этого крана или переключателя представляется возможным сооб-. щить полость 15 в корпусе клапана или с атмосферой (положение выключения), или с баллоном (положение приготовления к открытию).

Все остальные ступени включаются и выключаются подобно описанной (ступень первая). Таким образом, на одном валу 1, для четырехступенчатой коробки скоростей необходимо насадить четыре комплекта механизмов, подобных описанному. Возможно ограничиться одним комплектом, установив перебор, но это усложнит действие машиниста.

Переход от одной ступени к дру ой совершается следующим образом:

1) машинист переставляет рукоятку крана - переключателя с одной ступени на следующую, вследствие чего из трубопровода выклю чаемой ступени воздух выпускается, в атмосферу, а к включаемой ступени подводится воздух от баллона;

2) посредством маховичка наполнения машинист снижает, обороты двигателя, когда требуется перейти от низших ступеней к высшим, или же увеличивает число оборотов двигателя, если нужно перейти от высших ступеней к низшим.

Этим ограничиваются все действия машиниста, так как включение следующей ступени производится автомати,чески в момент, близкий к наступлению синхронного вращения.

Возможно переключение всех четырех ступеней сосредоточить в одном приборе с одной рукояткой, поворачивая с помощью ее кран в положение выпуска воздуха из данной ступени, каковое положение сопряжено с подготовлением ко включению соседней ступени.

1. Устройство для автоматического переключения передач в коробках скоростей моторных повозок, отличающееся тем, что, с целью автоматического воздействия на органы включения передачи для каждой ступени передач, применены два диска, приводимые во вращение соответственно один — от вала перед, а другой — от вала за коробкой скоростей, и сопряженных друг с другом таким образом, что воздействие одного из них на орган включения переФиг 3 I

4 ф,З

Эксперт Я. И. Редькин

Редактор /. Н. Арефьев

Ленпромпечатьсоюз. Тип. „Печ. Труд". Зак. 4579 — 20О

ll редмет изобретения. дачи осуществляется лишь при синхронном вращении его с другим диском.

2. Форма выполнения устройства по и. 1, отличающаяся тем, что диск 2, приводимый во враЩение от вала трансмиссии перед коробкой скоростей, снабжен кулаком 5, укрепленным на переставном вцоль оси диска стержне 3 и удерживаемым в рабочем положении лишь при синхронном вращении дисков.

3. форма выполнения устройства по п.п. 1 и 2, отличающаяся тем, что для удержания кулака 5 в рабочем положении диск 2 снабжен поворотной защелкой 8, одним своим концом скользящей по кулачной периферии диска 70, а другим — взаимодействующей с захватом 4 стержня 3 при смещении последнего в рабочее положение.

4. Форма выполнения устройства по п.п. 1 — 3, отличающаяся тем, что для перемещения кулака 5 в рабочее положение применен неподвижный упор 12, воздействующий при вращении диска 2 на стержень 4 против действия пружины 6.