Устройство для ориентирования самолетов во время приземления их при плохой видимости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 74 d. 6
АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ
ОПИСАНИЕ устройства для ориентирования самолетов во время приземления их при плохой видимости.
К авторскому свидетельству И- Н. Щеглова, заявленному 22 сентября
1933 года (спр. о перв. № 135130).
О выдаче авторского свидетельства опубликоваио 80 апреля 1934 года. (238) В сильный туман или ночью спуск аэроплана становится затруднительным.
Существующие альтиметры и радио пеленгаторы облегчают задачу спуска.
Предлагаемое устройство имеет целью разрешить эту задачу акустическим путем. Для того, чтобы сделать возможным спуск аэроплана при плохой види мости, вблизи места спуска устанавливается передатчик звуковых волн.. Для спуска аэропланов в одном направлении передатчик должен излучать звуковые волны в одном этом направлении. Для спуска по всем направлениям -передат: чик должен излучать звуковые волны ра вномерно по всем азимутным плоскостям. Передатчик, как правило, должен излучать звуковые волны высокой частоты или ультразвуковые. При этом излучение передатчика должно быть так распределено в пространстве, чтобы линия, соединяющая точки поля с одинаковой интенсивностью звука, могла быть принята за траекторию спуска снижающегося аэроплана.
На чертеже фиг. 1 изображает вертикальный разрез звукового поля и линию, соединяющую точки поля с одинаковой интенсивностью звука; фиг. 2— схему устройства.
Если спуск производится в одном направлении, то линия к (фиг. 1), соединяющая точки поля с одинаковой интенсивностью звука, находится в плоскости, проходящей через середину излучаемого пучка. Если спуск производится по всем направлениям, fo линия к образует поверхность вращения вокруг вертикаль- . ной оси о.
Для спуска при плохой видимости пилот пользуется акустическим приемником, приспособленным для измерения силы поля. При спуске индикатор должен давать постоянное показание.
При спуске в тумане очень важно иметь возможность достаточно точно определять расстояние от места спуска.
Для этой цели предусматривается „излучение" другого акустического поля, раси ределение кото рого в Ъ ростра нстве имеет иную форму.
Йэроплан, спускающийся вдоль кривой к, определяет интенсивность этого второго поля. Индикатор, указывающий эту интенсивность, может быть градуирован непосредственно в метрах.
Означенная система может быть значительно упрощена. Линии к, к„к
1 и т. д., соединяющие точки акустического поля одной интенсивности, не идут параллельно друг другу; при удалении от передатчика расстояние между ними все увеличивается. Имея на аэроплане два звукоприемника, можно один из них использовать для отсчета постоянной силы поля для целей спуска по определенной кривой;, другой же будет в это время пересекать линии к, кь к„кз постоянных интенсивностей поля Индикатор при этом будет указывать интенсивность к к1, к; к,;..; он может быть градуирован в метрах для определения расстояний. Так как расстояние от места спуска определяет для аэроплана, находящегося на кривой к спуска, расстояние до земли, индикатор может быть градуирован также в метрах высоты полета, Можно, конечно, для каждого звуко. приемника предусмотреть отдельный индикатор звука. Дешевле сделать устройство, переключающее по желанию индикатор с одного звукоприемника на другой.
На аэроплане а (фиг. 2) расположены на различной высоте два звукоприемника b и с, из которых один, например, нижний служит для контроля постоянства силы поля к, чтобы не уклониться от правильной линии спуска, другой же служит для определения рас<тояния. Посредством переключателя d к индикатору е можно присоединять то один, то другой звукоприемник.
Контролируя кривую спуска, пользуясь для этого звукоприемником.b, пилот должен стараться, чтобы стрелка f индикатора е оставалась все время на .делении а. Для определения расстояния, время от времени, переключатель ставится на звукоприемник с. Тогда индикатор показывает расстояние до места
<пуска или высоту полета.
Если желательно все время следить за постоянством поля, то следует иметь два индикатора.
Упоминаемые выше индикаторы звука должны быть чувствительны к звукам высокой частоты и совершенно нечувствительны к звукам низкой частоты, генерируемым мотором и пропеллером аэроплана.
Для контроля правильности показаний устройства вблизи звукоприемников предусматриваются маленькие генераторы звука (например, свистки), создающие определенные звуковые поля, которым соответствуют определенные положения стрелки индикатора.
Предмет изобретения.
1. Устройство для ориентирования самолетов во время приземления их при плохой видимости, отличающееся тем, что на самолете помещены на различной высоте два звукоприемника, из которых одии служит для контроля постоянства силы звукового поля, а другой — для определения расстояния по изменению интенсивности поля, причем это поле, создаваемое звукоизлучателем на,месте снижения, имеет такую характеристику, что линии, соединяющие точки поля с одинаковой интенсивностью, могут быть использованы, как траектории спуска приземляющегося аппарата.
2. В устройстве по и. 1 применение звукоприемников и индикаторов звука, нечувствительных к шуму, производимому снижающимся аппаратом.
К авторскому свидетельству И. Н. Щеглова № 36224
Эксперт А. П. Селезнев
Редактор Ю. H. Герман
Лснпромпечатьсоюз. Тип. „Печ. Труд Зак. 4652 — МЭ