Всесоюзная1".^^^:<и';-'к.-:;;г^;г'щя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ееюв Севвтениз

Ссцналнстнчвскнл

Республнв

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 23.VI.1970 (¹ 1441706, 28-13) с присоединением заявки ¹

Приоритет 1. Кл. А 01k 73/10

G 01Ь 7/14

G 01с 3/00 йсмнтет пв аелаи нввбретеннй н етнрытнй прн Совете 1йнннстрев

СССР

УДК 639.2,081.11 (088.8) Опубликовано 20.XII.1972. Бюллетень ¹ 3 за 1973.

Дата опубликования описания 15.II.1973

Авторы изобретения

Б. Н. Тимин, В. В. Ермишкин, А. Г. Корель и П. Ф. Алексеев

Р. "Ег-.-! (С= Ндс) - . ° - ... .;, .". г

Заявитель г.

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕКОСА РЫБОЛОВНОГО

ТРАЛА

Изобретение относится к способам контроля параметров рыболовного трала, а именно контроля перекоса трала, происходящего вследствие разной длины вытраленных ваеров, несимметрии горизонтальных сил, создаваемых распорными средствами и прочих факторов.

Однако при наблюдающемся увеличении глубин промысловых тралений с соответственным увеличением длины ваеров необходим контроль за перекосом трала.

В настоящее время контроль перекоса трала осуществляют косвенными методами — путем измерения длины вытравленных ваеров с помощью марок, вплетаемых в ваера, механических и электромагнитных счетчиков длины ваеров, что не обеспечивает достоверного контроля, так как при этом не учитываются другие факторы, влияющие на состояние трала.

Известен также способ определения перекоса рыболовного трала, основанный на прямом методе контроля — по смещению определенной точки трала относительно продольной его оси.

В предлагаемом способе для обеспечения более высокой точности определения перекоса выбирают контрольную точку на верхней подборе трала, а ее смещение фиксируют по изменению направления встречного потока воды относительно линии подборы в данной точке. При этом изменение направления встречного потока воды можно определять по повороту пластины обтекаемого профиля, шарнирно закрепляемой в упомянутой точке верхней подборы.

На фиг. 1 изображен трал с установленным на нем датчиком перекоса; на фиг. 2 — схема датчика перекоса с системой передачи информации на траулер.

10 На трале 1 в проточной трубе 2, жестко прикрепленной к средней части верхней подборы трала, установлен датчик перекоса, представляющий собой пластину 8 обтекаемого профиля, свободно сидящую на оси 4. Ось 4 неподвижно соединена с трубой 2 (на фиг. 2 труба не показана) посредством основания 5.

К хвостовой части пластины т прикреплен стержень б, средняя часть которого выполнена из стали. Стержень 6 проходит через электрическую катушку 7, которая установлена на основании 5.

Под действием встречного потока V, возникающего при движении трала, пластина 8 всегда занимает положение, при котором ее npo2s дольная ось АА параллельна потоку.

Таким образом, при отсутствии перекоса в трале стальная часть стержня б будет расположена в центре электрической катушки 7. В этом положении стержня 6 добротность элек30 трической катушки 7 электрически связанной

362604

Фиг. 2

Составитель JI. Житомирская

Заказ 267/1 Изд. № 63 Тираж 404 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Типография, пр. Сапунова, 2 с кодиругощим блоком 8 передающего устройства Б, минимальна и с выхода кодирующего блока 8 в передатчик 9 с акустическим излучателем 10 поступает сигнал, соответствующий минимальной добротности электрической ка- 5 тушки 7.

При наличии перекоса в трале верхняя подбора не будет расположена перпендикулярно потоку V, а пластина 8 останется в прежнем положении (ось АА параллельна потоку V), 10 вследствие чего остальная часть стержня 6 сместится от центра электрической катушки 7 к периферии в ту или другую сторону в зависимости от направления перекоса подборы.

При этом сигнал, поступающий в передатчик 15

9, будет соответствовать более высокой добротности электрической катушки 7.

Таким образом, нормальному состоянию трала будет соответствовать минимальный сигнал, а прп наличии перекоса верхней под- 20 боры трала сигнал будет отличаться от минимального.

Информация о наличии перекоса транслируется на траулер с помощью устройства Б, акустически связанного с приемником В, со- 25 держащим акустический преобразователь 11 и индикатор 12.

По показаниям индикатора 12 устраняют перекос в трале путем поочередного протравливания ваеров до получения на индикаторе сигнала, свидетельствующего об отсутствии перекоса; обтекаемый профиль пластины 8 выбирают для исключения колебаний пластины при движении ее в потоке.

Предмет изобретения

1. Способ определения перекоса рыболовного трала по смещению определенной его точки относительно продольной оси, отличающийся тем, что, с целью повышения точности в качестве контрольной выбирают точку на верхней подборе трала, а ее смещение фиксируют по изменению направления встречного потока воды относительно линии подборы в данной точке.

2, Способ по п. 1, отличающийся тем, что изменение направления встречного потока воды определяют по повороту пластины обтекаемого профиля, шарнирно закрепленной в упомянутой точке верхней подборы.