Форштевень для ледоколов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
362733
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республин
Зависимое от. авт. свидетельства №
Заявлено 31.V.1971 (№ 1665955/27-11) М. Кл. В 63Ь 35/08 с присоединением заявки №
Приоритет
Комитет яо делам изобретений и открытий яри Совете Министров
СССР
Опубликовано 20.XII 1972. Бюллетень № 3 за 1973
Дата опубликования описания 20.!!.1973
УДК 629.124.791.2 (.088.8) Ьт,ЕСОКЗЗ Н.л, я
Автор изобретения
AA ÛÏÂ- 1(4 .Ег.,щ
БИЬЛИОткХА
А. С. Песчанский
Заявитель
ФОРJllTEBEHЬ ДЛЯ ЛЕДОКОЛОВ
Изобретение относится к судостроению.
Известны форштевни для ледоколов, содержащие зубчатую наделку, расположенную ниже ватерлинии.
Цель изобретения — повысить эффективносгь форшгевня.
Для этого зубчатая наделка выполнена в виде последовательно расположенных режуще-скалывающих зубьев, имеющих форму выдвинутого вперед вогнутого клина с заостренными кромками.
На фиг. схематически изображен предлагаемый форштевень, общий вид; на фиг. 2 —разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. !.
Форштевень представляет собой литосварную конструкцию 1, отдельные литые части которого между собой, а также с наружной обшивкой и набором корпуса соединены, например, при помощи электросварки. На части форштевня, непосредственно участвующей в разрушении льда, ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ), последовательно укреплены режуще-скалывающие зубья 2, верхняя 8 и нижняя 4, кромки которых являются. режущими, а форма зубьев и их расположение обеспечивают скалывание льда.
В продольном разрезе .верхняя кромка Г выполнена в виде дуги, описанной из центра, лежащего выше КВЛ на 05t, радиусом r, приблизительно равным 0,75t, где 1 — расчетная толщина ломаемого льда. (Эти зависимости указаны для мощного ледокола, рассчитанного на работу при t=2 м).
Нижняя кромка зуба 4 выполнена в виде дуги круга, описанной из центра, лежащего выше КЫЛ на 0,9t, радиусом R, приблизительно равным 1,21. (.опряжение кромок создает форму выдвинутого вперед вогнутого клина.
Поперечный разрез зуба (А — А) представляет собой заостренный клин, сечение в наклонной плоскости (Б — Б) — вытянутый вось1д миугольник с вершинами, расположенными на верхней и нижней режущих кромиах, На переднем ходу ледокола при поступательном движении форштевня вперед-вверх, 20 верхний из зубьев 2 скалывает поверхностный слой льда, образуя борозду глубиной 30—
50 см.
Нижележащие зубья 2 производят дальнейшее последовательное углубление этой бороз2s ды на всю толщину ледяного поля. Ледовое сопротивление ледокола снижается за счет облегчения разрушения изгибом ледяной пластины, имеющей многочисленные трещины, и за счет более рационального разрушения льда
30 самим форштевнем.
362733
Составитель С. Каботинский
Техред Л. Богданова Корректоры: А. Степанова и Л. Новожилова
Редактор С. Ежкова
Заказ 266717 Изд. № 49 Тираж 404 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
На заднем ходу ледокола при движении форштевня назад-вниз режуще-скалывающие зубья не будут препятствовать сползанию ледокола, нижняя кромка 4 углубляет борозду, проделанную на переднем ходу.
При работе набегами энергия ледокола в большей степени используется на разрушение льда.
Предмет изобретения
Форштевень для ледоколов, содержащий зубчатую наделку, расположенную ниже ватерлинии, отличающийся тем, что, с целью повышения его эффективности, зубчатая наделка выполнена в виде ряда последовательно расположенных режуще-скалывающих зубьев, имеющих форму выдвинутого вперед вогнутого клина с заостренными кромками.