Гидродинамическая муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

364777

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

М. Кл. F 16d 33, 00

Заявлено 10.111.1970 (пю 1416833!24-6) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 28.Х11.19?2. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 17.IV,.1973

Комитет пе делаю изобретений н открытий пои Совете Минн"тосе п,ърР

УДК 621.226.5(088.8) Автор изобретения

И. М. Хованов

Заявитель

ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА

Известны гидродинамические муфты, содержащие две расположенные концентрично одна внутри другой полумуфты, взаимодействующие рабочими поверхностями через жидкость, заполняющую зазор между ними.

Однако известные муфты имеют достаточно сложную конструкцию и не позволяют при необходимости получить или исключить свободный ход в режиме обгона, Предложенная муфта отличается от известного тем, что одна из рабочих поверхностей выполнена цилиндрической, а другая имеет профиль, обеспечивающий форму зазора между ними в виде нескольких взаимосвязанных клиньев.,Профиль одной из поверхностей имеет форму, обеспечивающую направление заострений клиньев зазора в одну сторону по окружности.

Профиль одной из поверхностей имеет форму, обеспечивающую направление заострений клиньев зазора навстречу друг л рупу.

Подобные отличия позволяют упростить конструкцию муфты, а также обеспечить или исключить при необходимости свободный ход в режиме обгона, На фиг. 1 показана муфта, имеющая свободный ход, продольный разрез; на фиг. 2 = разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — муфта, не имеющая свободного хода, поперечный разрез; на фиг. 4 — муфта, имеющая свободный ход, с профильной поверхностью, принадлежащей наружной полумуфте, поперечный разрез.

В наружную полумуфту 1 (см. фиг. 1 и 2), внутренняя р абочая поверхность которой имеет, цилиндрическую форму, входит внутренняя полумуфта 2 с рабочей профильной наружной поверхностью. Профильная поверхность выполнена так, что в совокупности с

10 цилиндрической поверхностью она образует в плоскости вращения муфты клиновые зазоры с углами клина а. Заострения клиновых зазоров направлены в одну сторону по окружности (на фиг. 2 — по часовой стрелке). В на15 чало каждого клинового зазора через отверстия 8 постоянно подается жидкость, например масло, от постороннего источника, например масляного насоса. Сливается жидкость из этих зазоров через отверстия 4.

20 При вращении наружной полумуфты по часовой стрелке жидкость вследствие наличия внутреннего трения (вязкости) увлекается из широкой части клиновых зазоров в их узкую часть. В результате этого внутри каждого

25 клина возникает гидродинамическое давление подобно тому, как это происходит, например, в подшипниках с жидкостным трением (гидродинамический клин). Это давление c03дает на рабочих поверхностях клиновых зазоров, при30 надлежащих внутренней полумуфте, нормаль364777

10 ныл силы, линии действия которых не проходят через ось полумуфты. В результате, возникает крутящий момент, увлекающий внутреннюю полумуфту вслед за наружной. Одновременно внутренняя полумуфта увлекается и трением об эти поверхности находящейся под давлением жидкости.

При вращении наружной полумуфты против часовой стрелки жидкость увлекается из узкой части клиновых зазоров в их широкую часть.

Гидродинамическое давление не возникает, и муфта момента не передает, т. е. имеет свободный ход (если пренебречь незначительным трением между слоями жидкости при нормальном давлении). Такая же картина будет наблюдаться и в случае, когда при вращении по часовой стрелке внутренняя полумуфта,по каким-либо причинам будет обгонять наружную (режим обгона).

В случаях, когда свободный ход недопустим, т. е. муфта должна передавать момент по часовой и против часовой стрелки, клиновые зазоры нужно выполнять навстречу друг другу (см. фиг. 3). Здесь гидродинамическое давление создается всякий раз в клиньях, направление которых совпадает с направлением вращения наружной полумуфты.

Описанный принцип действия будет справедлив и в случае, когда клиновые зазоры образованы цилиндрической поверхностью, принадлежащей наружной полумуфте (см. фиг. 4). Здесь передаваемый муфтой крутящий момент создается нормальными силами от гидродинамического давления, приложенными к рабочим поверхностям клиновых зазоров, принадлежащим наружной полумуфте, 15

35 и трением находящейся под давлением жидкости.

В качестве ведущей может быть выбрана любая из полумуфт независимо от того, какая рабочая поверхность ей принадлежит — цилиндрическая или профильная.

Подобная гидромуфта обладает малой инерционностью, ее включение и выключение происходит за короткий отрезок времени.

Благодаря малым габаритам муфты она может быть встроена внутрь ротора электродвигателя.

Предмет изобретения

1. Гидродинамическая муфта, содержащая две расположенные концентрично одна внутри другой полумуфты, взаимодействующие рабочими поверхностями через жидкость, заполняющую зазор между, ними, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, одна из рабочих поверхностей выполнена,цилиндрической, а другая имеет профиль, обеспечивающий форму зазора между ними в виде нескольких взаимосвязанных клиньев.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения свободного хода в режиме обгона, профиль одной из поверхностей имеет форму, обеспечивающую, направление заострений клиньев зазора в одну сторону по окружности.

3. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью исключения свободного хода в режиме обгона, профиль одной из поверхностей имеет форму, обеспечивающую направление заострений клиньев зазора навстречу друг другу.

364777

Фиа 5

А-Д фир 4

Фиг сс ф. 2

Составитель С. Стесни

Техред Т. Миронова

Корректор Г. Запорожец

Редактор Н. Вирко

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1014/2 Изд. № 257 Тираж 826 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5