Стопор якорной цепи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

366114

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскик

Сецивлистическиз

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 14.Х1.1968 (№ 1282473!27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 16.1.1973. Бюллетень № 7

Дата опубликования описания 6.П1.1973

М. Кл. В 63b 21/18

Комитет по делам изобретений и открытий лри Coaere Министров

СССР

УДК 629.12.014.24 (088.8) Авторы изобретения

Б. А. Букаркин и В. H. Ковалев

Заявитель

ВСЕГО.o"=- 1-1

ААТЕ8 1 НО-Е.": - :. ::... . ." :-i!

pip и j

СТОПОР ЯКОРНОИ ЦЕПИ

Изобретение относится к судостроению, в частности к стопорам якорных цепей;

Известны стопоры якорных цепей, содержащие корпус с направляющей поверхностью для цепи и смонтированные на нем подвижные рычаги, связанные с приводом.

Целью изобретения является механизация процесса стопорения цепи, упрощение конструкции и повышение надежности.

Это достигается тем, что подвижные рычаги выполнены из трех звеньев, шарнирно связанных с корпусом и образующих вместе с ним четырехзвенный шарнирный механизм с неподвижным звеном — корпусом, причем угол между центровыми линиями двух подвижных звеньев при закрытом стопоре равны 180+10, а место контакта с цепью расположено на третьем подвижном звене около его шарнира с соседним подвижным звеном.

Кроме того, на одном из двух подвижных звеньев поворотно смонтирован кулачок, взаимодействующий с роликом, установленным на корпусе стопора, и сопряженный сектором, имеющим вал, расположенный соосно шарниру подвижного звена и корпуса стопора.

Это уменьшает усилие открывания стопора.

На фиг. 1 схематически изображен описываемый стопор в закрытом положении (штрих — пунктирными линиями показан стопор в открытом положении); на фиг. 2 — то

2 же, в плане, и разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 вид по стрелке Б на фиг. 2.

Стопор включает в себя корпус 1 с направляющей поверхностью для цепи и состоит из подвижных звеньев 2, 8 и 4, шарнирно соединенных между собой и корпусом 1 осями 5, 6 и 7, а также полуосями 8. Подвижные замыкающие звенья 2 и 8 при закрытом стопоре расположены так, что центральные линии

10 звеньев 2 и 3 составляют угол, равный илп близкий к 180", а звено 4, взаимодействуя с цепью, удерживает ее. Шарнир звена 4 с корпусом 1 может быть расположен выше или ниже осевой линии цепи (см. фиг. 1). Закреп15 ление полуоси 8 в корпусе выполнено с помощью разрезной конической втулки 9 затянутой гайкой О, которые обеспечивают плотную посадку полуоси 8 в корпусе 1 и ее легкие установку и удаление.

20 Через полую ось 7 приводного звена 2 проходит вал ll привода с посаженным на нем зубчатым сектором 12, который сопряжен с зубчатым хвостовиком кулачка 13, вращающимся на оси 14, установленной на звене 2.

25 Рабочая поверхность кулачка 13 взаимодействует с роликом 15, имеющим ось 16, закрепленную в корпусе 1 стопора.

При вращении вала 11 привода по часовой стрелке сектор 12, соединенный с валом 11, 30 поворачивает кулачок 18. При этом реакция

366114

gr ролика 15 на кулачок 18, увеличенная пропорционально передаточному отношению между сектором 12 и сектором кулачка 18 с учетом увеличения усилия от кулачкового механизма, преодолевает сопротивление сил трения в шарнирах звеньев стопора, благодаря чему общий шарнир замыкающих звеньев 2 и 8 начнет приподниматься.

По достижении определенной величины подъема среднего шарнира относительно прямой, соединяющей крайние шарниры звеньев

2 и 8, происходит складывание этих звеньев, а поднявшееся звено 4 освобождает цепь. 3акрывается стопор в обратной последовательности.

Предмет изобретения

1. Стопор якорной цепи, содержащий корпус с направляющей поверхностью для цепи и смонтированные на нем подвижные рычаги, связанные с приводом, отличающийся тем, что, с целью механизации процесса стопорения цепи, упрощения конструкции и повышения надежности, подвижные рычаги выполнены из трех звеньев, шарнирно связанных с корпусом и образующих вместе с ним четырехзвенный шарнирный механизм с неподвижным звеном-корпусом, причем угол между центровыми линиями двух подвижных звеньев при закрытом стопоре равен 180+.10, 10 а место контакта с цепью расположено на третьем подвижном звене около его шарнира с соседним подвижным звеном.

2. Стопор по п. 1, отличающийся тем, что, 15 с целью уменьшения усилия открывания стопора, на одном из двух подвижных звеньев поворотно смонтирован кулачок, взаимодействующий с роликом, установленным на корпусе стопора, и сопряженный с сектором, 20 имеющим вал, расположенный соосно шарниру подвижногс звена и корпуса стопора.

366114

Фиг. 3

Составитель М. XecHtl

Техред Л. Грачева

Корректор В. Жолудева

Редактор 3. Овчаренко

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 476/3 Изд. № 122 Тираж 496 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5