Задвижка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
367307
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соввтскик
Социалистическив
Рвспуйлин
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 03.XI1.1970 (№ 1497497125-8) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 23Л.1973. Бюллетень № 8
Дата опубликования описания 14. I I I.1973
М, Кл. F 16k 3!00
F I6k 11 06
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.646(088.8) Автор изобретения
А. А. Грушанин
Заявитель
ЗАДВИЖКА
Изобретение относится к запорной арматуре и предназначено для применения на трубопроводах высокотемпературных контуров с агрессивными средами, например на атомных установках с натриевым теплоносителем.
Известные задвижки для аналогичных целей имеют винтовую пару и редуктор привода специального исполнения, сальниковую набивку, дублирующий ручной привод. Недостатками их являются медленное закрывание и возможные заедания задвижки из-за наличия винтовой пары, что весьма опасно при аварийных ситуациях, возможность протечки агрессивной среды.
Предлагаемая задвижка для высокотемпературных агрессивных сред отличается тем, что ее привод выполнен сильфонно-поршневым и заключен в герметичный кожух, в котором между поршнем и сильфонной сборкой, имеющей внутренние ограничительные устройства, размещен дублирующий привод в виде реечной пары с тормозным мембранно-дисковым стопорящим устройством, под поршнем размещен рычажно-мембранный подрыватель, автоматически воздействующий на поршень в начальной стадии открывания.
Такая конструкция задвижки позволяет создавать различные скорости закрывания.
На чертеже изображена конструкция задвижки (общий вид в разрезе, разрез поршня по Л вЂ” Л с указанием подпружиненных элементов и зазоров для перетечек газа, разрез по Б — Б тормозного устройства с дублирующимм пр ив одом) .
Предлагаемая задвижка имеет корпус 1 с перегородкой 2, герметично соединяющей его с внутренним кожухом d, переходящим в верхнеи части в цилиндр 4, в котором размещен поршень б привода, выполненный из подпружиненных элементов с зазорами для перетечек газа и связанный через шток б с шибером 7, перед которым размещен успокоитель 8.
Нижняя часть штока б заключена в сильфонную сборку, которая состоит из герметично соединенных между собой отдельных сильфонов i с ограничительными устройствами, выполненными в виде двух втулок 10 и 11, закрепленных внутри сильфонов на их концевых частях.
Между поршнем и сильфонной сборкой размещен дублирующий реечный привод, выполненный в виде рейки 12, нарезанной на верхней части штока б, и вала-шестерни 18 с установленным на нем мембранно-дисковым стопо25 рящим тормозным устройством, состоящ им из тормозных дисков 14, подпружиненных пружиной 15, сжимаемой при подаче газа в цилиндр 4 мембраной 1б. С противоположной стороны вала-шестерни размещен указатель
Зо положения шибера 17.
367307
Под поршнем 5 симметрично размещены мембранно-рычажные подрыватели, имеющие мембрану 18, образующую с кожухом 8 герметичную камеру, шток 19 и двуплечий рычаг
20, установленный подвижно на оси 21. Задвижка имеет сигнализатор протечек 22 и штуцеры 28, 24 и 25. ,Конструкция предлагаемой задвижки позволяет производить трехскоростное закрывание при постоянном давлении газа в ресивере и без дросселирующих органов.
Для осуществления быстрого закрывания (3 — 4 сек) на поршень 5 через штуцер 28 подают газ, перемещающий поршень вместе со штоком б и шибером 7 вниз до полного перекрытия проходного сечения трубопровода.
Сильфонная сборка, общий ход которой предусмотрен несколько большим, чем ход, необходимый для закрывания задвижки, растягивается.
В первую очередь растягиваются те сильфоны 9, которые обладают меньшей жесткостью или находятся при большей температуре, при этом втулки 10 и 11 ограничительного устройства, соприкасаясь своими буртиками, предотвращают эти сильфоны от черезмерного растяжения. В других же сильфонах между буртиками сохраняются зазоры, так как при полном закрывании задвижки сильфонная сборка имеет запас хода, т. е. может растягиваться еще на некоторую величину. Перетечки газа удаляются через штуцер 24.
Для менее быстрого закрывания (6 — 8 сек) газ подают одновременно по штуцерам 28 и
24, т. е. как на поршень, так и под него.
В этом случае газ давит на эффективную площадь сильфонной сборки, которая, растягиваясь, увлекает за собой шток б с шибером 7, Для медленного закрывания задвижки (15 — 30 сек) газ подают по штуцеру 24 под поршень, при этом штуцер 28 закрыт.
Задвижка закрывается благодаря эффективной площади сильфонной сборки и под давлением газа на поршень, перетекающего по его зазорам.
Во всех случаях закрывания задвижки давление газа в кожухе цилиндра передается на мембрану 1б, сжимающую пружину 15, которая освобождает диски 14 тормозного уст4 ройства, обеспечивая таким образом штоку б свободные перемещения, При открывании задвижки газ подают одновременно по штуцеру 24 под поршень 5, а по штуцеру 25 — в камеру на мембрану 18 подрывательных устройств. В этом случае газ давит через мембрану 18 на шток 19, под действием которого рычаг 20, поворачиваясь на оси 21, упирается в поршень 5 и подрывает
Ip его.
Дальнейший подъем осуществляется только при давлении под поршень, при этом штуцер
28 открыт для сброса газа, перетекаемого через поршень 5. При подъеме поршня сильфонная сборка сжимается, а ограничительные устройства работают так же, как при растяжении сильфонов, только в обратном направлении. Плавность перемещения штоков б с шибером 7 обеспечивает успокоитель 8, выпол2р ненный в виде диска.
Течи, возможные в сильфонной сборке, контролируются сигнализатором протечек 22, установленным в нижней части штока и выведенным через крышку цилиндра 4. Даже при появлении течи в сильфонной сборке помещение полностью защищено от агрессивной среды, так как эта сборка со штоком б заключена в герметичный кожух 8, зр Предмет изобретения
1. Задвижка, например, для перекрытия каналов теплоносителя в атомных установках, в корпусе которой выполнен поршневой npuSs вод, соединенный посредством штока с шибером, отличающаяся тем, что, с целью создания различных скоростей закрывания, в ней поршневой привод заключен в герметичный кожух, связанный через сильфонную сборку
<р с шибером, приводимым в движение от штока, который образует зубчато-реечную пару с зубчатым колесом, на оси которого установлено мембр анно-дисковое тормозное устройство.
45 2. Задвижка по п. 1, отличающаяся тем, что под поршнем размещен мембранно-рычажный подрыватель, автоматически воздействующий на поршень в начальной стадии открывания.
367307
Редактор Т. Ларина
Заказ 498/13 Иэд. ¹ 1170 Тираж 826 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Я-35, Раушская иаб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель Т. Журавлева
Техред Л. Богданова
Корректоры: Е. Денисова и Н. Прокуратова