Самолетная слабонаправленная антенна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i 11 367809

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.02.70 (21) 1403251/26-09 с присоединением заявки № (51) М. Кл.

Н OIQ 9/28

ГосУдаРствеиный комитет (23) Приоритет ио делам изобретеиий (43) ОпУбликовано 15.06.82. Бюллетень № 22 (53) УДК 621.396.676 (088.8) и открытий (45) Дата опубликования описания 15.06.82 (72) Лвторы изобретения Ю. И. Буйвол-Кот, Л. А. Серов, И. И. Цифринович, С. А. Плоткин и P. Б. Клишанис (71) Заявитель (54) САМОЛЕТНАЯ СЛАБОНАПРАВЛЕННАЯ АНТЕННА

Изобретение относится к обл =ти антенной технике и может быть использовано в конструкциях курсовых антенн летательных аппаратов.

Известны самолетные слабонаправлен- 5 ные антенны, выполненные в виде двух активных несимметричных противофазных элементов, установленных в обтекателе, имеют слабое усиление в направлении оси самолета, а также меняют диаграмму на- 10 правленности при изменении положения зеркала радиолокатора, расположенного в центре обтекателя.

Цель изобретения — повышение усиления антенны в направлении оси самолета и 5 обеспечение неизменной диаграммы направленности антенны при изменении положения зеркала радиолокатора, расположенного в центре обтекателя.

Для этого упомянутые элементы выпол- 20 иены в виде сигмообразных полотен, согнутых в полукольца.

На фиг. 1 изображен общий вид антенны; на фиг. 2 — диаграмма направленности антенны самолета ТУ-144 в горизонтальной 25 плоскости; на фиг. 3 — модификация антенны для самолета ЯК-40; на фиг. 4— диаграмма направленности антенны самолета ЯК-40 в горизонтальной плоскости; на фиг. 5 — модификация антенны для са- зо молета Бе-30; на фиг. 6 — диаграмма направленности антенны самолета Бе-30 в горизонтальной плоскости.

Предлагаемая антенна (фиг. 1) представляет собой два активных несимметрич»IIx впбратора, питаемых в противофазе, каждый из которых выполнен в виде решетки несимметричных внбраторов 1, опирающейся на четвертьволновые короткозамкнутые шлейфы 2. Вибраторь выполнены нз проволоки диаметром d=1,5 мм и наклеены на внутреннюю поверхность диэлектрического обтекателя 3, повторяя его конфигурацию, по обе стороны зеркала 4 радиолокатора. Проволочное исполнение вибраторов позволяет максимально снизить экранирующее действие предлагаемой антенны на излучение радиолокатора. Четвертьволновые короткозамкнутые шлейфы

2 выполнены таким образом, что одной их стороной является фюзеляж 5 самолета, а другой — проволока, соединяющая основания всех несимметричных вибраторов 1 решетки.

Плечи 6 короткозамкнутых шлейфов имеют электрический контакт с фюзеляжем 5 самолета.

Металлическая стенка 7 фюзеляжа 5 выполняет роль дискового рефлектора. Она представляет собой одно целое с фюзеля367809 жем 5 самолета, имеющим размеры больше 101 по периметру. Такая замкнутая форма рефлектора больших размеров позволила получить более равномерную диаграмму направленности в задней полусфере самолета.

Решетка несимметричных вибраторов 1 питается коаксиально фидером 9 таким образом, что внутренний проводник подключен к передней стороне 10 короткозам- 0 кнутого шлейфа, являющейся опорой решетки несимметричных вибраторов 1, а внешний соединен электрически с противоположной стороной шлейфа — фюзеляжем

5 самолета. 15

Модифицированный вариант предлагаемой антенны для самолета ЯК-40 отличается меньшими габаритами, что достигнуто

Г-образной формой короткозамкнутых шлейфов 11 (фиг. 3) и выполнением ак- 20 тивных вибраторов различной длины, концы которых замкнуты между собой металл и ч еск ой п ер ем ыч кой 12.

Уменьшение размеров антенны вызвало необходимость введения дополнительного 25 настроечного элемента, позволяющего получить удовлетворительное согласование укороченной антенны с питающим фидером.

Настроечный элемент представляет собой установленную внутри короткозамкнутых шлейфов 11 сетчатую поверхность 13 (фиг. 3), стороны которой параллельны сторонам короткозамкнутых шлейфов 11.

Питание антенны в этом случае осуществ- З5 ляется также коаксиальным фидером 9.

В месте 14 подключен внутренний проводник 15 к ближайшей к обшивке фюзеляжа

5 сетчатой поверхности 13, а внешний проводник — к фюзеляжу 5 самолета. 40

Для самолета Бе-30, также имеющего диэлектрический обтекатель 3, разработана еще одна модификация предлагаемой антенны.

Эта модификация вызвана тем, что в об- 45 текателе хотя и нет радиолокатора, установлены две электрические осветительные фары, имеющие массивное металлическое основание 1б (фиг. 5) и экранную оболочку 17 силовых кабелей питания фар.

В данной разновидности предлагаемой антенны применены активные несимметричные вибраторы, выполненные в виде полосковых несимметричных вибраторов 18 (фиг. 5), наклеенных на внутреннюю поверхность диэлектрического обтекателя 3 и питаемых противофазно. Вибраторы выполняются из латунной фольги толщиной

0,3, шириной 60 и длиной 420 мм. Роль рефлектора выполняет фюзеляж 5 самолета. (Ha фиг. б приведена диаграмма направленности антенны самолета Бе-30, снятая на макете новой части самолета. Каждая из модификаций предлагаемой антенны проверена на опытном образце в лабораторных, наземных и летных испытаниях).

Сканирование зеркала радиолокатора приводит к некоторым изменениям диаграммы направленности. Экспериментальное исследование опытного образца антенны показало, что для аппаратуры посадки и навигации такие изменения в диаграмме направленности практически не сказываются при ручном, полуавтоматическом и автоматическом пилотировании, так как эти изменения компенсируются работой АРУ приемников.

Формула изобретения

Самолетная слабонаправленная антенна, выполненная в виде двух активных несимметричных противофазных элементов, установленных в обтекателе, отличающая ся тем, что, с целью повышения усиления в направлении оси самолета и обеспечения неизменной диаграммы направленности антенны при изменении положения зеркала радиолокатора, расположенного в центре обтекателя, упомянутые элементы выполнены в виде сигмообразных полотен, согнутых в полукольца.

367809

340 330 0 10

320

0,3

0,7

310

300

00,4 а3

230

260

250

1/0.l

-/,/ .

200 ц, /20

130

220

ЯО

;50

100 170

Фиг. и

Фиг.5

350 O

Z7O

100

2бп

1ба азиг.б

Заказ 835/1 Изд. № 160 Тираж 640 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Редактор О. Филиппова Техред А, Камышникова Корректор А. Степанова