Устройство для управления сцеплениел\ и ступенчатой коробкой передач транспортной

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

Союз Советских

Соииалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авч. свидетельства ¹

Заявлено 07.VI11.1970 (№ 1467141ii27-11) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 26.I.1973. Бюллетень Л 9

Дата опубликования описания 30.111.1973

М. Кл. В 60k 21/04

Комитет ло делам изобретении,и открытий. лри Совете Министров

СССР

УДК 629.113-685.1(088.8) Автор изобретения

Заявитель

Л. А. Румянцев

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ

И СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОЙ

МАШИНЫ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления трансмиссией транапортной машины, состоя щей из сцепления .и ступенчатой коробки передач, Известны устройства для управления фрикционным сцеплением и ступенчатой коробкой передач транспортной машины, содержащие механизм переключения передач, имею|ций силовые цилиндры, поршни которых воздействуют на подпружиненные штоки с закрепленными на них вилками переключения шестерен в коробке передач, механизм размыкания сцепления, снабженный исполнительным цилиндром, соединяемым с источником рабочей среды посредством электромагнитного клапана управления сцеплением, соединенным |последовательно с первым контактом, срабатывающим при установке любого из штоков в положение, соответствующее включенной передаче, и со вторым контактом, срабатывающим при установке контроллера в нейтральное положение, по крайней мере один электромагнитный клапан подачи рабочей среды в силовые цилиндры механизма переключения передач, связанный с контроллером, и третий контакт, срабатывающий в нейтральном положении штоков.

Недостатками таких устройств является наличие больтпого количества выключателей, управляемых от контроллера и механизма переключения передач, и возможность начала включения последующей передачи до момента полного выключения предыдущей передачи.

Целью изобретения является повышение надежности работы устройства путем обеспечения подачи рабочеи среды в силовые цилиндры только прп нгйтралbHом пî Iîæñíllп механизма переключения передач.

10 Это достигается тем, что пред.тагаемо устройство снабжено рычагом, охватывающим все штоки и взаимодействующим с первым контактом, размыкаемым при включении передачи, а параллельно второму контакту

15 через диод подключен третий контакт, срабатывающий в нейтральном положении штоков и соединенный последовательно с реле отключения контроллера от источника питания, управляемым от импульсного датчика, выра20 батывающего сигнал при,пгргмещгнии рычага контроллера, и соединенным через диод с первым контактом.

Импульсный датчик выполнен в виде дополнительной обмотки реле, подкл|очгнной

25 через диоды к соленоидам клапанов подачи рабочей среды к силовым цилиндрам штоков механизма переключения передач.

Контроллер в случае его выполнения в в:lде распределителя рабочей среды соединен с

ЗО ее источником через э|ектромагпптпый кла368085 и!1н по 1ачн раоочеи среды в силовые цилин 1 ры механизма переключения передач, а релс отключения контроллера представляет собой тиристОр, управляемый от выключателя, взаимодействующего с рычагом контроллера.

На фиг. изображена общая схема устройства для управления сцеплением и коробкой передач; на фиг. 2 — продольный разрез по штоку механизма переключения передач; на фиг. 3 — электрическая схема устройства; на фиг. 4 — схема устройства при использовании контроллера, выполненного в виде распределителя рабочей среды; на фиг. 5 — электрическая схема устройства, где в качестве реле отключения питания от контроллера использован тиристор; на фиг. 6 — поперечный разрез контроллера.

Устройство для управления сцеплением и ступенчатой коробкой передач транспортной машины состоит из механизма переключения передач 1, на котором закреплены силовые цилиндры 2, соединенные трубопроводами 8 с электромагнитными клапанами 4 подачи рабочей среды в силовые цилиндры.

Электромагнитные клапаны 4 соединены трубопроводом 5 с источником б рабочей среды и электрически связаны с контактами контроллера 7, имеющего рычаг 8 переключения передач и управляющего B нейтральном положении контактами выключателя 9.

Управление сцеплением 10 осуществляется с помощью исполнительного цилиндра 11, соединенного трубопроводом с электромагнитным клапаном управления сцеплением 12, которое подключено к аккумулятору 1 >.

Для синхронной работы механизма переключения передач и исполнительного цилиндра Il управления сцеплением 10 устройство содержит реле отключения контроллера, имеющее основную обмотку 14 и контакт 15.

Контакт 15 располо>кен в электрической цепи, связывающей аккумулятор и контроллер.

Реле отключения питания от контроллера содержит дополнительную обмотку 16, через диоды 17 соединенную с контактами контроллера. Параллельно обмотке 16 включен конденсатор 18. Дополнительная обмотка реле

16 и диоды 17 образуют импульсный датчик, подающий сигнал на реле при отключении контроллером 7 обмотки электромагнитного клапана 4 от аккумулятора 13.

Электрическая схема включает также диоды 19, 20 и два -концевых выключателя 21 и

22, управляемых от механизма переключения передач 1 и обеспечивающих работу устройства независимо от числа переключаемых передач.

Позицией 23 показан подвижный (включа1Ощи й) контакт контролл ер а.

Поршни силовых цилиндров 2 упираются в штоки 24 механизма переключения передач, к которым прикреплены вилки 25, вводящие в зацепление необходимые шестерни в коробке передач. На фиг. 2 видна только одна вилка. Штоки 24 (их три) находятся в нейтраль5

ЗО

65 ном по 10>1 1 HI1lf Ол иго 111!)Я ш 11!О l м 26 !! предварительно сжатым пружинам 27. Все штоки имеют канавки 28 и 29, с которыми взаимодействуют подпружиненные поворотные рычаги 80 и 81. Каждый поворотный рычаг охватывает все штоки. Длина канавки 29 равна сумме ходов переклк>чаемых штоком передач.

Рычаг 30 управляет нормально разомкнутыми контактами выключателя 21, а рычаг

81 — нормально замкнутыми контактами выключателя 22.

При выходе любого штока переключения передач из положения нейтрали контакты вы. ключателя 21 замыкаются. Контакты выклк). чателя 22 размыкаются только при перемеше. нии штока переключения передач на велнчи. ну хода полного включения передачи.

Контроллер (фиг. 4) может быть выполнен также в виде распределителя рабочей среды, состоящего из обоймы 82 и поворотной гильзы 88, сквозь которую свободно проходит подпружиненный толкатель 84. Контроллер соединен с источником рабочей среды 6 через электромагнитный клапан 85, электрическая обмотка которого управляется от реле отключения питания.

Импульсный датчик может быть выполнен в виде выключателя 86, взаимодействующего с рычагом 8 контроллера через толкатель )4.

Для увеличения надежности устройства 11 целях управления электромагнитными клапанами применены полупроводниковые триоды

87 и 88 (фиг. 5), а в качестве реле отключения питания от контроллера установлен тиристор 89.

Устройство работает следующим образом.

При выведении рычага переключения передач контроллера 7 из положения нейтрали контакты выключателя 9 замыкаются. Через контакты 9 и замкнутые контакты выключателя 22 обмотка электромагнитного клапана управления сцеплением 12 соединяется с аккумулятором 18. Электромагнитный клапан

12 срабатывает и соединяет источник рабочей среды 6 с исполнительным цилиндром 11 управления сцеплением. Происходит быстрое выключение сцепления 10.

При установке рычага переключения передач 8 в одно из положений включения передачи рабочая среда под давлением подается в соответствующий силовой цилиндр 2, в результате чего начинается процесс включения избранной контроллером передачи. По мере увеличения давления в цилиндре 2 его поршень начинает перемещаться, в результате чего передвигается шток 24 и вилка 25 включает избранную контроллером передачу.

Пружина 27 при этом дополнительно сжимается, а рычаг 80 выходит из канавки 28, замыкаются контакты выключателя 21. При полном включении избранной передачи поворачивается рычаг 31, контакты выключателя

22 размыкаются и рвется электрическая цепь обмотки электромагнитного клапана управ5

15 ления сцепления 12. Исполнительный цилиндр 11 управления сцеплением соединяется с атмосферой, а сцепление 10 включается.

Перевод рычага переключения передач в новое положение приводит к появлению напряжения самоиндукции на обмотке электромагнитного клапана ранее включенной передачи.

Под действием напряжения самоиндукции через лиод 17 и дополнительную обмотку реле 16 проходит электрический ток, в результате чего реле срабатывает, его контакт 15 отключает контроллер 7 от аккумулятора 18, подключает аккумулятор к основной обмотке реле 14 и, таким образом, переводит реле на режим самоблокировки, Через диод 19 и замкнутые контакты выключателя 9 обмотка электромагнитного клапана управления сцеплением подключается к аккумулятору, что приводит к быстрому выключению сцепления.

Ранее включенная передача начинает выключаться, шток 24 возврашается в исходное положение, при этом замыкаются контакты выключателя 22.

Как только шток 24 занимает нейтральное положение, размыкаюгся контакты выключателя 21.

Реле приходит в исходное состояние, благодаря чему контакт реле 15 соелиняет аккумулятор 18 с контроллером 7. Начинается включение вновь избранной передачи.

Сп: пление при это» остается в выкл!Оченном состоянии, так как обмотка электромагнитного клапана 12 продолжает получать питание от аккумулятора через замкнутые контакты выключателей 22 и 9.

После полного включения вновь избранной передачи контакты выключателя 22 опять размыкаются и сцепление включается.

В описанной последовательности происходит процесс переключения всех остальны i передач.

Если из положений какой-либо перелачи волитель быстро переведет рычаг переключения передач в положение нейтрали, то контакты выключателя 9 разомкнутся. Импульс-! ц.!й датчик подает сигнал на реле, îíî срабатывает и переходит на режим самоблокировки. Цепь питания контроллера разрывается, а обмотка электромагнитного клапана управления сцеплением оказывается пол током благодаря диодам 19, 20 и замкнутым в этот момент контактам выключателя 21.

Сцепление остается в выключенном положении до тех пор, пока ранее включенная передача не выключится, шток 24 не прилет в положение нейтрали и не разомкнутся контакты выключателя 21. После этого сцепление включается.

При использовании контроллера, выполненного в виде распрелелителя рабочей среды (фиг. 4) импульсный сигнал на реле отключения питания подается от выключателя 86 в момент переведения рычага переключения псрслач. Контакт 15 реле отключения -. !òÿ-!!ия полает То!< !3 ОбмоткУ эле!<твомаг!!!!тпого

ЗО

60 б5

6 клапана 85, который прерывает подачу р

При использовании в электрпческоп схеме устройства полупроводниковых приборов последовательность работы схемы остается прежней. Тиристор 89, работающий в к:чсстве самоблокирующего реле, открывается при замьц<ании контактов выключателя 36.

Применение Ilîëóïðîâîäíè!<îBых триодов 87 и 88 и тиристора 89 приводит к уменьшени!о токов, протекающих в электрических управляющих цепях, что позволяет увеличить долговечность работы электрических выключателей, а следовательно, и всего устройства в целом.

Предмет изобретения

1. Устройство для управления сцеплением и ступенчатой коробкой передач транспортной машины, содержащее механизм переключения передач с установленными на нем силовыми цилиндрами, воздействуюшими на подпружиненные штоки, на которых закреплены вилки коробки передач, механизм размыкания сцепления, снабженный исполнительным цилиндром, сообщаемым с источником рабочей среды посредством электромагнитного клапана управления сцеплением, соединенным последователь!го с первым контактом, срабатывающим при установке любого пз штоков в положение, соответствую<нее включенной Ilc редаче, и со вторым контактом, срабатыва!ощим при установке контроллера в нейтральное положение, по крайней мере один электромагнитный клапан подачи рабочей среды в силовые цилиндры механизма переключения передач, связанный с контроллером, и третий контакт, срабатываюший в нейтральном положении штоков, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности его работы путем обеспечения подачи рабочей среды в силовые цилиндры только прп нейтральном положении механизма переключения передач, оно снабжено рычагом, охватывающим все штоки и взаимолействуюшим с первым ко!!тактом. размыкаемым при включении передачи, а параллельно второму контакту через диол подключен третий контакт, соединенный последовательно с реле отключения контроллера от источника питания, управляемым от импульсного датчика. вырабатывающего сигнал при перемещении рычага контроллера, и соединенным через диод с первым контактом.

2. Устройство по п. 1, or ò÷àþùååñë тем, что импульсный датчик выполнен в виде дополнительной обмотки реле, подключенной через диоды к соленоидам клапанов подачи рабочей среды к силовым цилиндрам штоков.

3. Устройство по и. 1, orëè÷ïþùååñÿ тем, что контроллер выполнен в виде распределителя рабочей среды, сообщаемого с ее исто- пиком через электромагнитный клапан подачи ее в силовые цилиндры механизма переключения перел;. ÷..

4, Устройство по "!, 3, от.!ича!Ощеесл ч10 ре:1е Откл!очения 1(011троллера Выполи по в виде тиристора, управляемого от выкл1очателя, Взаимодейству1ощего с рычагом 1(оп1роллера.

Фиг. 1

Редактор Е. Братчикова

Сосгавнтель В. Бялоцкий

Техреду Л. Грачева

Корректоры: Н. Стельмах и Л. Новожилова

Заказ 734/9 Изд. М 207 Тир" ж 032 Подписнос

1IIIIIII11H Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раугпская наб., д, 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2