Йсрсоюзнаяти. г. коневrletii- •:.x(ti|<;e:kafj^hbj.. ^сгггка i
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е 368089
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Са!оз Советских
Социалистических
Респтолнк
Завнспмос от авт. свидетельства №
Ч. Кл. В 60m 30
Заявлено 07.1 к,1970 (¹ 1422909!24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 26.1.1973. Бюллетень ¹ 9
Дата опубликования описания 30.111.1973
Комитет по делам изооретений н открытий при Совете Министров
СССР
i ДК 621 332.232.2(088.8) --" - !. <10HAR 4
Автор изобретения
И, Г. Конев
Заявитель
Проектно-технологическо-конструкторское бюро главного управления пути
РЕЛЬСОВЫЙ ЭЛЕКТРОСОЕДИНИТЕЛЬ
ДЛЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Изобретение относится к электросоедппптслям электрических рельсовых цепей, входящих в состав путевых устройств автоблокировки и электрической тяги железных дорог.
Электросоединитель электрической рельсовой цепи предназначен для уменьшения потерь электрического тока в рельсовых стыках.
В рельсовых электрических цепях, состоящих из стандартных рельсов стандартной длины, электрический ток в рельсовых стыках, перекрытых стыковыми накладками, скрепленными болтами, при хорошем состоянии стыка (накладки плотно стянуты до установленной нормы болтами, контактные поверхности накладок и рельсов чисты от окалины, ржавчины, грязи и других загрязнений, снижающих электропроводность контакта) проходит из одного рельса в другой по накладкам.
Часто из-за плохого состояния стык имеет электрическое сопротивление, превышающее норму.
Содержание рельсовых стыков, обеспечивающих постоянный электрический контакт с допустимой нормой электрического сопротивления, требует больших затрат, а часто экономически нецелесообразно.
Поэтому в рельсовых стыках электрических рельсовых цепей для обеспечения постоянного электрического контакта с заданной нормой э, IPI TPII !Оско! О coll1)QTIII3, IoпlIH концы рельсов соединяют между собой электросоединителями, обычно прпвариваемыми к головкам рельсов.
Известен электросоединитель, содержащий токопроводящий элемент, например, из медного провода, и зажимы, например стальные, расположенные по его концам.
Выступающие из зажимов концы провода сплавлены электрической угольной дугой с целb?o объединить отдельные проволоки и, сварив их со стальной манжетой, обеспечить постоянство электрического контакта.
При монтаже электросоединителя в рельсовой электричсской цепи его зажимы привариваются (!преимущественной электродуговой сваркой) к концам рельсов рельсового стыка.
Недостатки известного электросоединителя следующие:
20 1. Контакт медного провода со стальным зажимом в условиях эксплуатации элсктросоединителей подвергается усиленной коррозии, так как в определенных условиях сталь и медь образуют гальваническую пару, ано25 дом которой является сталь, а катодом медь, в результате электр олитического процесса разрушается стальной зажим; в других средах (например, в присутствии окисных солей железа, содержащихся в рудничной воде) От
30 коррозии разрушается медный провод, II o
358089
55
65 вызывает раз1>ушенпе контакта, снижая электропроводность электросоединителя и снижение удерживающей способности заделки провода в зажиме.
2. Электродуговая приварка зажимов электросоедииителей к рельсам вызывает перегрев медного провода, что приводит к потер механической прочности и физических свойств отдельными проволоками, а иногда и всеми, а также теплота лриварки вызывает усиленное окисление и провода и зажима. В целом это приводит в отдельных случаях к полной потере работоспособности электросоединителей.
3. Сплавление концов медного провода, выступающих из за>кимов, также способствует появлению дефектов по п. 2.
4. Наличие бокового стыка в зажиме способствует проникновению атмосферных осадков и других загрязнителей к месту контакта провода со стальным зажимом, усиливающих и ускоряющих коррозионный процесс деталей соединителя.
Кроме этого открытый боковой стык зажима при нагреве его теплом электросварки способствует его раскрытию, а следовательно, и уменьшению удерживающей с пособности заделки провода в зажиме.
Заварка этого стыка невозможна, так как вызывает перегрев провода с потерей физикомеханических свойств и окисление контактных поверхностей.
5. Приварка зажимов к рельсу является жестким прикреплением, не способным воспринимать ударные нагрузки.
G. Форма зажима не обеспечивает возмо>кности качественной приварки ее к рельсу, так ка к сварочный металл, затекая в щель между зажимом и рельсом, не сваривает металл зажима с металлом рельса, а влияет отрицательно на прочность шва, вызывая его разрушение по трещинам.
Цель изобретения — повысить надежность электросоединителя, Указанная цель достигается тем, что каждый из зажимов вы полнен в виде обоймы, концы которой от места перегиба отогнуты в противоположные стороны и образуют площадки для приварки электросоединителя к головке рельса, причем внутренняя поверхность обоймы покрыта антикоррозионным составом.
Конструкция зажима с выносными площадками упрощает технологию приварки электросоединителя к рельсу, так как сварщик не опасается прожога стальной стенки обоймы и попадания меди в сварной шов, отрицательно влияющий на прочность сварного шва, прикрепляющего электросоединитель к рельсу.
Наличие выносных площадок делает присоединение электросоединителя к рельсу не жестким, так как за счет даформации участка перегиба (перемычки, соединяющей выносную стенку с обоймой), обеспечивается восприятие ударной нагрузки, что позволяет
40 в процессе эксплуатации обходиться без реварки электросоединителей при износе рельсов.
Для обеспечения постоянного электрического контакта между проводом и зажимом торцы электрîcoåäèíèòåëÿ запаиваются с применением припоев с температурой плавления ниже температуры перегрева провода (медного или из другого цветного металла) или заваривается с применением флюса.
Боковый стык обоймы у места перегиба запаивается или заваривается с соблюдением требований по запайке или заварке торцов электросоединителя.
На фиг. 1 изображен предлагаемый электросоединитель, общий вид; на фиг. 2 — разрезы по А — А на фиг. 1 и Б — Б (разная длина участка перегиба); на фиг. 3 — электросоединитель, вид сбоку; на фиг. 4 — зажим электросоединителя, вид в плане; на фиг. 5— то же, вид сбоку; на фиг. 6 — электросоединитель с зажимом с,поперечной и двусторонней продольной выносными стенками вид в плане.
Длина участка перегиба зависит от способности деталей электросоединителя изменять физико-механические свойства при нагреве теплом электросварки.
Электросоединитель состоит из провода 1, преимущественно медного, и за>кимов 2, преимущественно стальных.
Зажим 2 представляет собой обойму из полосового металла, плотно обхватывающую провод по всему его сечению с замыканием ее на участках перегиба 8, посредством запайки или сварки 4. Далее от участка перегиба, конницы обоймы отогнуты в разные стороны, один конец вверх, другой вниз, образуя площадки а, которые пред назначены для приварки электросоединителя к головке рельсов 6.
Внутренняя поверхность зажимов 2 и контактирующая с ними поверхность провода 1 покрыта сплошь или частично электропроводным антикоррозионным покрытием 7 или взамен покрытия между контактирующими поверхностями зажимов 2 и привода 1 прокладывается сплошь или частично нейтральная электропроводная антикоррозионная прокладка, или место контакта зажимов 2 с проводом 1, частично или сплошь заливается электро проводным антикоррозийным материалом.
Предмет изобретения
Рельсовый электросоединитель для электрифицированных железных дорог, содержащий токопроводящий элемент, например, из медного провода и зажимы, например стальные, расположенные по его концам, отличаюи(ийся тем, что, с целью повышения надежности электросоединителя, каждый из зажимов выполнен в виде обоймы, концы которой от места перегиба отопнуты в противополож368089 причем внутренняя поверхность обоймы покрыта антикоррозионным составом.
Задарита или ,УаааЯа7Ь
Фиг. 5
Фиг. б
Составитель Н. Нестеренко
Техред Л. Грачева
Редактор В. Фельдман
Заказ 734)11 Изд. ¹ 207 Тираж 632 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, ?К-35, Рву|искал наб., и. 4,5
Типогра<) ии, пр. Сапунова, ? ные стороны и образуют площадки для приварки электросоединителя к головке рельса, Корректоры: Е. Денисова и Н. Стельмах