Прибор для счисления пути судна на фарватере

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

о и и сто"..ij.y иЗОБРете

368И2

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 29.VI I.1970 (№ 1466447/2?-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 26.1.1973. Бюллетень № 9

Дата опубликования описания IО.IV.19?3

М. Кл. В 6ЗЬ 49/00

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 629 1.053 18(088 8) Автор изобретения

А. А. Бекман

Беломорско-Онежское пароходство

Заявитель

ПРИБОР ДЛЯ СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ СУДНА НА ФАРВАТЕРЕ

Изобретение относится к эксплуатации судов, в частности к приборам для счисления пути судна на фарватере.

Известные приборы для счисления пути судна на фарватере содержат электродвигатель со стабилизатором оборотов, соединенный с картопротяжным механизмом, снабженным визиром, ревун и карту-ленту.

С целью обеспечения непрерывного определения местонахождения судна на фарватере в предлагаемом приборе смонтирован интегратор, выполненный в виде конуса, соединенного посредством конической передачи с электродвигателем и кареткой, кинематически связанной с картопротяжным механизмом, шкалой скорости хода судна и ходовым винтом, соединенными с кареткой и синхронизирующими движение карты-ленты относительно визира со скоростью движения судна.

В местах опасных зон, обозначенных на карте-ленте, прикреплены полоски металлической фольги, замыкающие роликовые контакты ревуна.

На фиг. 1 схематически изображен описываемый прибор; на фиг. 2 — роликовые контакты; на фиг. 3 — панель описываемого прибора; на фиг. 4 — карта-лента.

Электродвигатель 1 через редуктор 2 соединен с конусом 3 интегратора. Интегратор представляет собой узел времени и пройденного расстояния и состоит из конуса 8, вращаемого двигателем 1, каретки 4 с фрикционным роликом 5 и трубки б для передачи вращения на картопротяжный механизм и ходовой винт 7 для установки каретки с роликом 5 в положение относительно образующей конуса, пропорциональное эксплуатационной скорости судна в соответствии с масштабом используемой карты. Положение

10 точки соприкосновения фрикционного ролика 5 с конусом т от вершины последнего зависит от скорости хода судна. Поскольку линейная скорость ролика 5 и конуса 3 в точке касания равны, а, кроме того, 15 линейная скорость вращающейся точки прямо пропорциональна угловой скорости ее вращения и удалению данной точки от оси вращения, то справедливо равенство где <о„— угловая скорость конуса, об лшн; юр — угловая скорость ролика, об/л ин;

r„ — радиус ролика 5, ля;

25 р — радиус конуса л в точке касания, млт, кг

ПОСКОЛЬКУ (Он — — СОПЗт, ТО ар — — И ПОСКОЛЬКУ

r> р пропорционально скорости судна 1 „ т. е.

30 р = m V, где m коэффициент пропорционально368112

3 к ности, то, следовательно, !ор — mV, умног, жив»а время t, получаем число оборотов ролика за время t N = !р1= mVt .

r>

А поскольку !!, и гр величины конструктивно постоянные фрикционного механизма, то выражение получает вид Л1=К5, где N — число оборотов ролика за время;

S — пройденное судном расстояние;

К вЂ” масштабный коэффициент.

Рассчитанные на основе вышеприведенных формул три шкалы 8 скоростей хода судна для установки ролика 5 каретки 4 для масштабов карт 1:10000, 1:25000 и 1!50000 дают возможность вести счисление пути судна, устанавливая индекс 9 каретки против соответствующих делений шкалы 8 скорости хода судна, предварительно установив ручкой 10 цилиндр 11 со шкалами на нужный масштаб используемой карты.

Вращение конуса 8 передается через фрикционный ролик 5 на шестерни 12 каретки и далее на трубку 6 интегратора, которая через пару конических шестеренок 18, валик 14 с шарниром Гука 15 и червячную пару 16 передает вращение на муфту сцепления 17, и соединяющей его с ведущим валиком 18 картопротяжного механизма.

Картопротяжный механизм состоит из ведущего 18 и ведомого 19 валиков протягивающих карту-ленту 20, которая навивается съемным ведомым навивающим валиком 21, его вращение осуществляется трансмиссией 22 от ведущего валика 18. Ведомый валик 19 прижимается к ведущему валику 18 с помощью пружинных держателей 28. Карта-лента 20, протягиваемая через промежуточный валик

24, сматывается от съемного сматывающего валика 25. Валики 21 и 25 взаимно заменяемы; при обратном движении судна их места меняются. Образуемый картой-лентой 20 экран пересекает визир 26, указывающий место судна на судовом ходу. Визир 26, перемещаемый по вертикали с помощью механизма 27, выбирает таким образом возможные невязки между счислимым и обсервованным местом судна. Выше визира 26 с левой стороны рамы картопротяжного механизма с помощью струбцины 28 крепится замыкатель тока сигнализатора, состоящий из валика 29, к которому прижимаются два роликовых контакта 80 ревуна (на фигурах не показано), закрепленные на подпружиненной планке,31. Карта-лента протягивается между валиком и роликовыми

КОНТЯКТЯМИ, ЗЯМЫКЯЯ И" С ПОМО!ЦЬЮ ПОЛОСОК металлической фольги 82, наклеенной»а карте-ленте.

Все ручки управления прибором выпссепы на лицевую сторону пульта управления: ручка установки скорости хода судна 83, соединенная шестеренчатой передачей с ходовым винтом, 1)учкя 10 ус 1 !!!!О!!1 !! !вкя. скорости и ll Ic ш Я ба кЯ рты, сетевои Выключате, 1» 81, р! 1Ка

85 муфты сцепления, выключатель электро5

4 двигателя 86, переключатель режимов 87, выключатель лампы подсветки 88, реостат освещения карты 89, плавкие предохранители 40.

Сюда же выходят смотровые окна экрана карты а и шкал скорости б, окошечки в, г сигнальных ламп и вольтметр 41. Исключение составляют ручка передвижного визира, находящаяся на правой боковой стенке, и ручка выключателя каретки 42, помещающаяся на левой стенке.

Применяемая в приборе, построенная в проекции Гаусса, речная карта в виде ленты (фиг. 4) устроена таким образом, что фарватер (судовой ход) представляет собою вертикальную почти прямую линию, сохраняющую линейный масштаб на всем протяжении.

Места поворотов речного русла обозначены стрелками 48 в сторону поворота с указанием угла поворота в градусах.

Плавучая обстановка и береговые знаки показаны на своих местах. Ходовые части створных линий соединены пунктирной линией с неходовой частью и в местах поворотов образуют с нею некоторый угол. На полях карты в опасных местах (крутые повороты, перекаты, мосты и т. и.) наклеены замыкатели в виде полосок металлической фольги 82 для предупредительной сигнализации. В надписях на полях карты даются наиболее важные сведения и предупреждения из лоции и местных правил плавания. Все надписи на карте двусторонние для удобства чтения их при использовании карты как в прямом, так и в обратном направлении движения судна.

Для работы устройства необходимо установить в нем сматывающий валик 25 с намотанной на нем картой-лентой 20 перехода.

Свободный конец карты 20 перебрасывают через промежуточный валик 24 и протаскивают его по лицевой стороне между ведущим 18 и ведомым 19 валиками, для чего вначале отдают пружинные держатели 23. Свободный конец карты вставляют в прорезь наматывающего валика 21 и двумя — тремя оборотами закрепляют карту на пем, после чего валик ставят на место. Устанавливают замыкатель сигнализатора на желаемом расстоянии от визира 26, который устанавливают в механизм 27. После этого, вручную вращая муфту сцепления 17, подводят место отхода судна на карте под визир 26. Ручкой 10 устанавливают масштаб карты. Включают сетевой выключатель 34, устанавливают режим скорости переключатель режимов 37 и выключатель электродвигателя 86, включают двигатель, установив индекс 9 па шкале скорости хода на отсчет 3 — 4 км/час для выборки слябины ленты, если она мнется. По окончании маневров по отходу уточняют положение визира на точке начала счисления и ручкой 83 устанавливают эксплуатационную скорость хода судна. В дальнейшем, используя траверзы береговых ориентиров, точки пересечения створов и т, п„ получают обсервовапные места судна и ставят с помощью механизма 27 визир на пе3681f2 ресечение с обсервированной точкой, если имеется невязка.

Установленный выше визира 26 замыкатель при подходе под его роликовые контакты полоски фольги будет включать ревун, установленный внутри прибора (на фигурах не показан), предупреждая о подходе судна к опасным местам. По окончании пути карта переставляется на обратное движение путем перестановки валиков.

Конструкция прибора допускает автоматизацию передачи значения скорости хода судна на интегратор в случае применения устройства, которое по числу оборотов машин будет выдавать значение скорости судна относительно воды с учетом скорости течения.

Предмет изобретения

1. Прибор для счисления пути судна на фарватере, содержащий электродвигатель со стабилизатором оборотов, соединенным с картопротяжным механизмом, снабженным визиром, ревун и карту-ленту, отлнчпюи айся тем, что, с целью непрерывного определения место5 нахождения судна на фарватере, в нем смонтирован интегратор, выполненный в виде конуса, соединенного посредством конической передачи с электродвигателем и кареткой, кинематически связанной с картопротяжным ме10 ханизмом, шкалой скорости хода судна и ходовым винтом, соединенными с кареткой и синхронизирующими движение карты-ленты относительно визира со скоростью движения судна, 15 2. Прибор по п. 1, отличпюцпйся тем, что, с целью предупреждения о приближении к опасным зонам, в местах опасных зон, обозначенных на карте-ленте, прикреплены полоски металлической фольги, замыкающие ролико20 вые контакты ревуна., у шМодод

flolopom Л

Редактор Е. Братчикова

Заказ 806/4 Изд. № 204 Тираж 496 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прн Совете Министров СССР

Москва, K-35, Раушская наб., д. 415

Типография, пр. Сапунова, 2

ПЯврвт Л е3 цыоФодод

Составитель Б. Даньшин

Техред Т. Курилко

Корректоры; Е. Давыдкина и В. Петрова