Устройство для крепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
Ц ОЮ
РЕСПУБЛИН (19) (11) 3(50 F 16 C 13 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ к втоеси м свидетельств
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 1626989/24-06 (22) 22.02.71 (46) 23.01.84. Бюл. )Ф 3 (72) 10,E: Слюсарев, Б.г. Резник, А.С. Проскуров и Э.Г. Булавин (53) 621 .822.6 (088.8) (54) (57) УСТРОИСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ, например, наружной обоймы подшипника газотурбинного двигателя,содержащее кольцевую гайку с выступами под ключ на боковой поверхности, корпус и установленное в пазах последнего контровочное кольцо, отличающееся тем, что, с целью уменьшения веса и габаритов, кольцо выполнено упругим с расположенными в шахматном порядке выступами на торцовых поверхностях.
369305
Изобретение относится к конструкции элементов, например авиацион- . ных газотурбинных двигателей.
Известны устройства для крепления, например наружной обоймы подшипника газотурбинного двигателя, содержащие кольцевую гайку с выступами под ключ на боковой поверхности, корпус и установленное в пазах последнего контровочное кольцо.
С целью уменьшения веса и габаритов, кольцо выполнено упругим с расположенными в шахматном порядке выступами на торцовых поверхностях.
На фиг.1 показано предложенное устройство, осевой разрез на фиг.2 — контрящий элемент, осевой разрез; на фиг.3 — то же, вид спереди; на фиг.4 — то же, вид в аксонометрии, на фиг.5 — гайка; на фиг.б — часть вала.
Выступы 1, выполненные заодно с кольцом 2 с одной стороны, введены в пазы 3 гайки 4, выполненные на радиальном бурте 5. Выступы 6, выполненные заодно с кольцом 2 с другой стороны, введены в пазы 7 вала 8. При этом контрящий элемент зафиксирован от осевого перемещения поверхностями 9 и 10 торца вала и радиального бурта гайки 4, соприкасающимися с ответными поверхностями 11 и 12 контрящего элемента.
При завороте гайки 4 контрящий элемент вставляется выступами в ответные пазы на валу, при этом поверхность 11 контрящего элемента упирается в поверхность 9 вала. Кольцо деформируется с помощью приспособления в пределах упругости таким образом, что выступы 1 отходят вправо и позволяют беспрепятственно завернуть гайку 4 до упора. Зазор предусматривается таким, чтобы при деформации кольцо могло отойти только на нужное расстояние и чтобы ограничивалась дальнейшая деформация указанного кольца.
Кольцо, освобождаясь, стремится
5 принять первоначальное положение и перемещает выступы 1 влево. Доворотом гайки 4 доводят до совпадения пазы 3 с выступами 1, после чего выступы 1 входят в упомянутые пазы и дают возможность выпрямиться кольцу 2.
Чтобы предотвратить возможный наклеп в местах соприкосновения поверхностей 10 и 12, 9 и 11, расстояние В между поверхностями 11 и
12 контрящего элемента выполняется большим по сравнению с расстоянием
A между поверхностью 10 гайки 4 и поверхностью 9 вала 8 в собранном состоянии.
Тогда кольцо при полностью затянутой гайке не может принять первоначальное положение и остается в деформированном- напряженном состоянии.
Это значит, что в местах соприкосновения упомянутых поверхностей ос.тается натяг..
Для упрощения процесса заворота гайки и ее законтривания, а также ее отконтрирования и отворота на
ЗО радиальном бурте 5 гайки 4 можно предусмотреть резьбу с наружным диаметром, большим внутреннего диаметра кольца 2. Если теперь завернуть в эту резьбу цилиндр — приспо35 собление с гладким торцом — так, чтобы последний оказался заподлицо с поверхностью 10 или чуть выступал бы над этой поверхностью, то в процессе заворота гайки 4 выступы 1
4О контрящего элемента автоматически будут отходить, скользя по торцу приспособления и деформируя кольцо 2.
369 305
Фиг.б
Тираж 772 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 1040/2
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4 редактор Е. Зубиетова Техред И.Метелева Корректор A. Пьвх