Гидродинамический упорный подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАЙИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
369307
Союз Советских
Со.1иалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 23.1.1968 (№ 1212354/24-6) с присоединением заявии №
Приоритет
Опубликовано 08.11.1973. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 21.V.1973
М. Кл. F 16с 17/08
F 02с 7/06
Комитет по делам изобретвиий и открытий при Совете Мииистров
СССР
УДК 621.822.2 (088.8) Авторы изобретения
В. А. Гаврилов и Ю. П. Зырянов
Заявитель
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК
СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к области машиноспроения и может быть использовано в конструкц иях опор ротора турбомашины.
Известны гидродинамические упорные подшипники скольжения с качающимися сегментами Митнеля, в которых клиновой зазор между плоским упорным диском и плоским сегментом создается путем самоустановки сегмента под нужным углом к упорной поверхностк диска. Такие подшипники воспринимают большие осевые усилия. Они хорошо работают на установившемся режиме, когда момент сил давления в масляном клине уравновешен моментом силы трения между сегментом и упорным диском — пятой.
Однако при нарушении масляного клина начинается полусухое трение, возникают силы, препятствующие восстановлению клинового зазора, в результате несущая способность, подшипника падает.
С целью повышения несущей способности и надежности в предлагаемом подшипнике сегменты выполнены,самоустанавливающимися, их опорная поверхность — плоской, а пята —,конической.
На фиг, 1 показан разрез предлагаемого подшипника; на фланг. 2 — схема масляного клина; на фиг. 3 — разрез подшипника с самоустанавливающимися сегментами.
Коническая упорная пята 1 опирается на плоские сегменты 2, установленные с большим зазором, допускающим свободное покачивание на,штифты 8. Упорная поверхность сегментов 2 залита баббитом или отполирована до зеркального блеска. Высота конуса
К пяты и сегмента составляет несколько миллимепров. Для упрощения изготовления сегментов и пяты вместо конуса на сегменте 2
1р может быть выполнено ребро 4, расположенное .Перпендикулярно радиальной плоскости
5, проходящей через образующую конуса пяты 1 в месте касания о плоскость сегмента 2.
В сечении А — А, перпендикулярном к плос15 кости опорного сегиента, конус упорной пяты показан в виде гиперболы 6. Между плоскостью сегмента 2 и конусом пяты 1 образуется клиновой зазор, в котором находится непрерывный масляный слой 7, отделяющий
20 трущиеся поверхности.
При небольшой длине 1 сегмента гипербола, получаемая в сечении А — А, близка к окружности. В предлагаемом гидродинамическом упорном подшипнике скольжения сма25 зочный слой наносится за место наименьшего зазора Ймлн между шипом и подшипником, при этом остается не смазанный участок, где дР давление P = 0 и = О. Места об рыва смадх
30 зочного слоя и максимума давления располо369307 Риг. 1
Фиг. 2 жены симметрично относительно линии центров.
Плоский упорный сегмент расположен так, что м инимальный зазор Ь„„находится от выходной кромки 8 на расстоянии х — — х, где х — координата максимума давления.
Для упорных под шипнииов плоские сегменты следует, располагать симметрично относительно линии касания конуса о плоскость сегмента.
Предмет изобретения
Гидродинам ический упорный подшипник скольжения, содержащий пяту и установленБ ные в корпусе опорные сегменты, отличаюи ийся тем, что, с целью повышения несущей способности и надежности, сегменты выполнены самоустанавливающимися, их опорная поверхность — плоской, а пята — конической.
1О
369307 Риа.З
Составитель С. Решедько
Техред 3. Тараненко
Редактор М. Афанасьева
Корректор А. Дзесова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1443/4 Изд. № 1315 Тираж 826 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5