Способ определения концентрации кислорода и азота в топливе

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

37l5IO

ОПИСАНИЕ

ИЗОБ РЕТ ЕН И Я

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 08.Ч1.1970 (№ 1449068126-25) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 22Л!.1973. Бюллетень № 12

Дата опубликования описания 17.VI I I.1973

М. Кл. G Oln 31/08

G 01п 7/14

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 543.544 (088.8) Авторы изобретения В. А. Астафьев, В. Д. Борисов, В. П. Логвинюк и В. В. Малышев

Зявитель

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ КИСЛОРОДА

И АЗОТА В ТОПЛИВЕ

Изобретение относится к технике исследования физико-химических свойств топлив и может быть использовано при проведении различных исследований по влиянию концеэтрации кислорода на эксплуатационные свойства реактивных топлив.

При анализе топлива по известному способу проба топлива должна поступить в испаритель, нагреваться, после испарения подаваться на разделительную колонку и т. д.

Так как кипение происходит при температурах выше 150 С, то при этом возможны окислительн ые реакции, так что содержание свободного кислорода уменьшается, и определение концентрации кислорода становится практически невозможным, Цель изобретения — повышение точности измерения концентрации кислорода и азота в топливе и ускорение анализа при малом объеме пробы.

Цель достигается тем, что жидкую топливную пробу впрыскивают в массообменную ячейку, заполненную гелием, ячейку встряхивают несколько раз, доводя газо-жидкостную смесь до состояния равновесия, а затем производят отбор и дозирование паров, после чего определяют количество кислорода и азота, поступившего в дозировочный объем, и по этому количеству и известным объемам массообменной ячейки и пробы топлива рассчитывают концентрацию кислорода и азота в топливе.

На чертеже изображена схема устройства для осуществления предлагаемого способа.

5 Пробу топлива впрыскивают в массообменную ячейку 1 — стеклянный баллончик с двумя выводными трубками, одина из которых имеет эластичную резиновую заглушку 2 и служит для подачи жидкой пробы с помощью

10 медицинского шприца. Через другую трубку можно производить вакуумирование ячейки и заполнение ее гелием. Краны 8, 4, 5 служат для переключения газовых объемов.

Для исключения влияния негерметичн ости

15 ячейки в уплотнениях в ячейку после вакуумирования подают гелий до установления давления где Є— атмосферное давление, ӄ— объем выделительной ячейки, ʄ— объем жидкой пробы.

После заполнения ячейки гелием кран 8 закрывают и впрыскивают жидкую пробу (в экспериментах объем ячейки был 15 смз, а объем пробы 1 смз). В соответствии с законом

Генри происходит выделение кислорода и азота из топлива и устанавливаются равновесные парциальные давления этих газов в

30 паровой фазе.

371510 х+ 1 п

1+

1 У

1 ——

Ря

273-100

760Т ) Предмет изобретения

>)x (2) le пии лФ

md@

Составитель Л, Жаркова

Техред Л. Богданова Корректор Е. Талалаева

Редактор И. Орлова

Заказ 2277, 1 Изд. № 1622 Тираж 755 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Для ускорения этого процесса ячейку встряхивают в руке несколько раз. После этого вакуумируют дозировочный объем, предварительно продутый гелием. Затем сообщают газовое пространство ячейки с дозировочным объемом хроматографа. Далее хроматографическим путем определяют количество кислорода и азота, поступившего в .дозировочный объем. В экспериментах это количество определялось прямо по тарировочному графику зависимости высоты пиков на хроматограмме от парциальных давлений кислорода и азота в дозировочной ячейке.

Расчет концентрации газа в отобранной пробе топлива производят по формуле где А — концентрация газа в топливе;

Р„ — парциальное давление азота или кислорода в дозировочном объеме хроматографа;

V, — дозировочный объем хроматографа; 1 — паразитный объем, не входящий ни в объем выделительной ячейки, ни в дозировочный объем (объем между краном 4 хроматографа и кранами 8 и 5);

Р„, — остаточное давлееие при вакуумировании дозировочного объема;

К1 — коэффициент растворенности газа в топливе;

T — абсолютная температура газа в

10 дозировочном объеме, К.

Оценка погрешности метода после проведения ряда экспериментов показала, что относительная ошибка при определении концентрации кислорода в пробе топлива объемом

1 смз не выше 3 5%

Способ определения концентрации кислорода и азота в топливе, заключающийся во вводе отдозированного количества паров смеси анализируемых веществ в хроматограф н определении состава смеси на выходе его, отличающийся тем, что, с целью повышения точи ости определения и ускорения анализа, перед вводом -паров в хроматограф жидкую пробу топлива впрыскивают в ячейку, заполненную гелием, доводят газо-жидкостную смесь до состояния равновесия и затем про30 изводят отбор и дозирование паров.