Устройство для заряда и разряда аккумуляторной батареи стабилизированным током
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е 372604
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 05ЛЪ .1971 (№ 1641075/24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 01.111.1973. Бюллетень № 13
Дата опубликования описания 14Х.1973
М. Кл. Н 01тп 45/04
Н 02j 7/10
Комитет по делам изобретений и открытиЯ при Совете Министров
СССР
УДК 621.355.164(088.8) Авторы изобретения
Е. Ф. Отраднов и В. И. Борисенко
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА И РАЗРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ
БАТАРЕИ СТАБИЛИЗИРОВАННЫМ ТОКОМ
Изобретение касается устройств для заряда и разряда аккумуляторных батарей стабилизированным током, содержащих датчик и задатчик тока, переключатель, усилитель постоянного тока, тиристорный выпрямитель, фильтры, источник опорного напряжения, фазоимпульсную систему управления и регулирующий транзистор.
Однако эти устройства имеют существеннь|й недостаток, заключающийся в том, что верхний предел стабилизирующего тока ограничен допустимым коллекторным током регулирующего транзистора.
Предлагаемое устройство с целью расширения диапазона регулирования тока снабжено дополнительным тиристорным выпрямителем, вход которого поключен к фазоимпульсной системе управления, а выход соединен с фильтром, параллельно подключенным своим выходом к последовательно соединенным аккумуляторной батарее и датчику тока.
На чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства.
Устройство состоит из испытуемых аккумуляторных батарей 1; датчика тока 2 и задатчика 8, выходы которых соединены со входами усилителя постоянного тока 4; регулирующего транзистора 5, вход которого соединен с выходом усилителя постоянного тока 4, а переход «коллектор — эмиттер» включен последовательно с аккумуляторами 1 и датчиком тока 2 на выход фильтра б; фильтра 7, вход которого соединен с переходом «коллектор— эмиттер» регулирующего транзистора 5; усилителя постоянного тока 8, первый вход которого соединен с выходом фильтра 7, а второй — с выходом источника опорного напряжения 9; фазоимпульсной системы управления
10, вход которой соединен с выходом усилите10 ля постоянного тока 8; маломощного тиристорного управляемого выпрямителя 11, вход которого соединен с первым выходом системы управления 10, а на выходе включен фильтр б; мощного тиристорного управляемого выпрями15 теля 12, вход которого соединен со вторым выходом фазоимпульсной системы управления
10; фильтра 18, вход которого соединен с выходом мощного управляемого выпрямителя 12, а на выходе параллельно включены последовательно соединенные датчик тока 2 и аккумуляторы 1. Испытуемые аккумуляторы с помощью переключателя 14 включаются согласно с выходным напряжением управляемых выпрямителей при разряде и встречно при за2S ряде, B режиме разряда аккумуляторов управляемый однофазный мостовой выпрямитель выполняет функции ведомого сетью инвертора, благодаря чему энергия аккумуляторов от30 дается в сеть.
372604
Составитель И. Найдина
Тсхред Е. Борисова Корректоры: М, Коробова и Л. Корогод
Редактор В. Фельдман
Заказ 1188/4 Изд. № 308 Тираж 780 Подписное
ЦНИИПИ Комитета го делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4, 5
Типография, пр. Сапунова, 2
Схема устройства работаст следующим образом. При заряде в состоянии равновесия, когда зарядный ток аккумуляторов равен заданному, угол отсечки тиристоров выпрямителей ll и 12 соотвегствует выходному сигналу усилителя постоянного тока 8. В рсзультате выходное напряжение управляемых выпрямителей компенсирует противо-э.д.с. аккумуляторов и определяет заданную величину зарядного тока аккумуляторов. При действии возмущения на систему, (апример, при увеличении э.д.с. аккумуляторов по мере заряда уменьшается зарядный ток, сигна". с датчика тока
2 уменьшается, что приводит к увеличению выходного сигнала усилителя постоянного тока 4. При этом увеличивается степень открытия регулирующего транзистора 5, падение напряжения на нем уменьшается, в результате чего зарядный ток аккумуляторов, отбираемый от маломощного выпрямителя 11, увеличивается. Одновременно с уменьшением падения напряжения на регулирующем транзисторе 5 уменьшается сигнал на выходе фильтра 7, вследствие чего выходной сигнал усилителя постоянного тока 8, а следовательно, и входной сигнал системы управления 10 уменьшается. Зто приводит к уменьшению угла отсечки тиристоров мощного и маломощного выпрямителей 11 и 12, и, следовательно, увеличению их выходных напряжений. Увеличение выходного напряжения маломощного управляемого выпрямителя П компенсирует уменьшение падения напряжения на регулирующем транзисторе 5, а увеличение напряжения мощного управляемого выпрямителя 12 вызывает
5 увеличение зарядного тока аккумуляторов 1.
В результате зарядный ток аккумуляторов с некоторой погрешностью достигает заданного значения. Схема приходит в новое состояние равновесия.
10 При возмущениях, приводящих к увеличению тока аккумуляторов, схема работает аналогично с той лишь разницей, что меняется знак управляющих воздействий всех звеньев.
15 Предмет изобретения
Устройство для заряда и разряда аккумуляторной батареи стабилизированным током, содержащее датчик и задатчик тока, переключа20 тель, усилитель постоянного тока, тиристорный выпрямитель, фильтры, источник опорного напряжения, фазоимпульсную систему управления и регулирующий транзистор, отличаюи1веся тем, что, с целью расширения диапа25 зона регулирования тока, оно снабжено дополнительным тиристорным выпрямителем, вход которого подключен к фазоимпульсной системе управления, а выход соединен с фильтром, параллельно подключенным своим выходом к
30 последовательно соединенным аккумуляторной бата|рее и датчику тока,