Всесоюзная ftl'ellhiy-- :s.x;iji •>&-•• '(l^i
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е 373757
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советским
Социалистическим
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 02ЛЧ.1971 (№ 1649284!18-24) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 12.111.1973. Бюллетень № 14
Дата опубликования описания 25.Ч.1973
М. Кл. G 11Ь 15/02
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 681.327(088.8) Авторы изобретения
О. В. Кулешов, А. Б. Миленин и В. Д. Харламов " гл =с}-}ЛЯ ссс 1 сс } . ъ с A 4è
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УП РАВЛ EH ИЯ СТАРТ-СТОП Н ЫМ
ЛЕНТОПРОТЯЖНЫМ МЕХАНИЗМОМ
Изобретение относится к области автомати-. ки и вычислительной техники и предназначено для использования в старт-стопных запоминающ их устройствах.
Известные устройства для управления старт-стопным лентопротяжным механизмом, содержащие логический блок, входы которого соединены с шинами тактовых импульсов, пуска и останова, а выходы — с шаговым двигателем через соединенные последовательно коммутатор и усилитель мощности, не обладают достаточной надежностью работы из-за снятия напряжения питания до окончания колебаний ротора.
Отличием описываемого устройства являегся то, ITQ логический блок содержит триггеры, схемы «И» и схемы задержки, причем шина пуска соединена с одним из входов второго триггера и через схему задержки с одним из входов первого тр иггера, шина оста.нова соединена с другим входом первого триггера и через схему задержки с первым входом второго триггера, выход первого триггера соединен через схему «И», второй вход которой подключен к шине тактовых импульсов, со входом коммутатора, а выход второго триггера через схему «И» соединен с управЛисОЩИМ ВХОДОМ lj OÈËÈTOËß МОЩНОСтн.
Это позволяет повысить надежность работы устройства.
На чертеже показана функциональная схема устройства.
Здесь: 1 — первый триггер; 2 — первая схема задержки; 8 и 4 — шины пуска и останова; 5 — первый триггер; б — вторая схема задержки; 7 — первая схема «И»; 8 — шина тактовых импульсов; 9 — вторая схема «И»;
10 — источник питания; 11 — коммутатор;
12 — усилитель мощности; 18 и 14 — обмотки
lo и ротор шагового двигателя; 15 — логический блок, Устройство работает следующим образом.
До начала отработки одного старт-стопного цикла происходит поступление тактовых им15 пульсов по шипе 8 с периодом, соответствующим частоте коммутации напряжения на обмотках 18 шагового двигателя, и напряжения питания усилителя мощности 12 от источника 10. При этом триггеры 1 и 5 находятся
2О в состояниях, соответствуюгцих запиранию схем «И» 7 II 9, не пропускающих тактовые импульсы по шине 8 и напряжение источника питания 10 .на входы коммутатора 11 и усилителя мощности 12 соответственно. При
2S этом ток в цепях усилителя мощности и обмотках 18 двигателя отсутствует, и ротор 14 последнего находится в состоянии покоя. При начале отработки двигателем старт-стопного цикла IIo шине 8 поступает команда «Пуск», ЗО переводящая триггер 5 в состояние, отпираю373757
Предмет изобретения
Составитель Е. Иванеева
Текред Л. Богданова
Редактор Б, Нанкина
Кор ректоры: В. Петро па и А. Николаева
Заказ l435/8 Изд. № l305 Тираж 576 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 щее вторую схему «И» 9. Напряжение питания с выхода второй схемы «И» 9 поступает на усилитель мощности 12, который возбуждает обмотки двигателя, и ротор 14 последнего принимает положение, соответствующее состоянию коммутатора 11. Одновременно команда «Пуск» поступает на вход первой схемы задержки 8, с выхода которой через интервал времени t сигнал поступает на первый вход триггера 1 и переводит его в состояние, обеспечивающее прохождение тактовых импульсов через первую схему «И» 7.
С ее выхода тактовые импульсы поступают на вход коммутатора 11, который через усилитель мощности 12 образует последовательность изменений токов в обмотках двигателя, в результате чего его ротор осуществляет движение механизма транспортирования магнитного носителя.
По отработке старт-стопного цикла движения по шине останова 4 на второй вход триггера 1 и вход второй схемы задержки б поступает команда «Стоп», переключающая триггер в исходное состояние, закрывающее первую схему «И» 7. Прохождение тактовых импульсов на вход коммутатора 11 прекращается и двигатель переводится в режим торможения с моментом, близким к максимальному для выбранного типа шагового двигателя. Команда «Стоп», поданная на вход схемы задержки б через интервал времени 4, поступает на первый вход второго триггера 5 и переводит его в начальное состояние, закрывающее вторую схему «И» 9 и отключающее блок питания 10 от усилителя мощности
12. Ток через обмотки 18 двигателя прекращается, и устройство переходит в режим минимального потребления электроэнергии. Величины, интервалов времени t< и 4 выбираются с учетом конкретных характеристик шагового двигателя и механизма транспортирования магнитного носителя, исходя из условий устойчивой работы его в начале движения и надежного торможения механизма с фиксацией его после отработки старт-стопного цикла движения (величина t, соответствует времени, необходимому для фазирования положения ротора шагового двигателя в соответl0 ствии с состоянием коммутатора 11, а величина 4 — интервалу времени, необходимому для полного торможения механизма и фиксации ротора двигателя в положении, соответствующем состоянию коммутатора при
15 приходе команды «Стоп» по шине останова 4.
Устройство для управления старт-стопным
20 лентопротяжным механизмом, содержащее логический блок, входы которого соединены с шинами тактовых импульсов, пуска,и останова, а .выходы — с шаговым двигателем через соединенные последовательно коммута25 тор и усилитель мощности, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы, логический блок содержит триггеры, схемы
«И» и схемы задержки, причем шина пуска соединена с одним из входов второго тригге30 ра и через схему задержки с одним из входов первого триггера, шина останова соединена с другим входом первого триггера и через схему задержки с первым входом второго триггера, выход первого триггера соединен
35 через схему «И», второй вход которой подключен к шине тактовых импульсов, со входом коммутатора, а выход второго триггера через схему «И» соединен с управляющим входом усилителя мощности.