Устройство для автоматического включения трансмиссионного вала ветродвигателя лишь при определенном числе его оборотов и достаточна и силе ветра и автоматического выключения указанного вала при остановке ветродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

,,Я ggggQ

Класс 88 с, 3, АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

О ПИ САНИЕ устройства для автоматического включения трансмиссионного вала ветродвигателя лишь при определенном числе его оборотов и достаточной силе ветра и автоматического выключения указанного вала при остановке ветродвигателя.

К авторскому свидетельству В.В.Шеяковникова, заявленному 10 октября

1933 года (спр. о перв. М 13б026).

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 30 ивонн 1034 го; а.

С целью автоматического включения трансмиссион ного вала ветродвигателя лишь при определенном числе его оборотов и достаточной силе ветра и автоматического выключения этого вала при остановке ветродвигателя предлагается устройство, в котором применена сцепная муфта. Означенная сцепная муфта выполнена конической фрикционной, с двумя конусами, перемещаемыми ручками или рычагами центробежного регулятора, застопориваемыми стопорным приспособлением при разведенном положении шаров регулятора, с целью удержания в сцепленном положении муфты, предназначенной для соединения ведущего вала с трансмиссионным, Для смещения конусов сцепной муфты служат два стержня, соединяющие их с плечами ручек центробежного регулятора, шары которого выполнены подвижными на ручках и удерживаются пружинами в целях изменения величины центробежной силы. Стопорное приспособление состоит из поворотных на осях клавиш для захвата выступов на ручках регулятора.

Означенные клавиши снабжены грузами и упорами, притягиваемыми к муфте, закрепленной на ведущем валу.

На чертеже фиг. 1 изображает вертикальный разрез устройства; фиг. 2— клавишу стопорного приспособления для застопоривания ручек центробежного регулятора; фиг. 3 — стопорное приспособление.

Предлагаемое устройство (фиг.1) состоит из сцепной муфты 1, насаженной на вертикальный ведущий вал 2 ветродвигателя и предназначенной для соединения ведущего вала 2 с трансмиссионным валом 2 . Внутренняя поверхность муфты выполнена в форме двустороннего конуса, в конические выточки которого входят конусы 3 и 4, укрепленные на верхней части вала 2 таким образом, что вращаться вокруг вала 2 они не могут, так как этому препятствует шпанка 5, а могут лишь скользить на некоторую величину вверх и вниз вдоль этой части вала по шпонке 5, На верхней части вала 2 укреплена неподвижно муфта б, которая внизу имеет лапки 7 и в верхней части снабжена полосами 8, составляющими вместе с муфтой б и лапками 7 одно целое, На лапках 7 подвешены изогнутые ручки (рычаги) 9 центробежного регулятора, снабженные в месте изгиба отростками 10. На нижние концы этих рычагов надеты шары 77.

Рычаги 9, помощью стержней 12 и 73, шарнирно соединены с конусами 3 и 4 сцепной муфты.

Шары 11 центробежного регулятора выполнены подвижными на ручках 9 и удерживаются пружинами 18 с целью изменения величины центробежной силы.

Действие устройства заключается в следующем. Когда ветра нет и ветряное колесо, а следовательно и вертикальный вал не вращаются, то шары ll занимают положение, указанное на фиг. 1. Когда же, с возникновением ветра, ведущий вал 2 начнет вращаться, то шары 11 под действием центробежной силы начнут отходить от оси вращения к периферии, что заставит рычаги 9 поворачиваться вокруг шарниров в направлениях, указанных стрелками. Так как рычаги 9 помощью стержней 73 соединены с конусом 4, то этот поворот вызовет перемещение конуса 4 вдоль вала 2 вниз; одновременно же конус 3, будучи соединенным с рычагом 9 через стержни 12, от поворота рычагов начнет перемещаться вверх. Конусы 3 и 4, двигаясь навстречу друг другу, заклиниваются в конических выточках сцвпной муфты 1 и все устройство начинает работать как коническая фрикционная муфта, благодаря чему трансмиссионный вал 2, соединенный с соответствующей нагрузкой, будет вращаться так же, как и вал 2.

При происходящем, таким образом, соединении валов 2 и 2 ветродвигатель, начиная работу вхолостую, после соединения, получает нагрузку, отчего после включения нагрузки число оборотов ветродвигателя и вала 2 начинает уменьшаться. Это уменьшение оборотов вызовет уменьшение центробежной силы, действующей на шары 11, отчего они начнут сближаться в направлении к оси вращения, что вызовет соответствующий поворот рычагов 9 и разъединение конусов 3, 4 со сцепной муфтой 1, т. е. выключение нагрузки. Освободившись от нагрузки, ветродвигатель опять поднимет число оборотов, отчего шары 11 разойдутся и снова включат нагрузку.

Это включение вызовет опять понижение числа оборотов ветродвигателя и разоб. щение с нагрузкой и т. д.; это будет происходить до тех пор, пока ветер значительно увеличится и произойдет резкое возрастание мощности ветродвигателя; до этого же момента не будет достигаться надежное и постоянное включение нагрузки. С целью устранения этого нежелательного явления на концах полос 8 помещены стопорные приспособления, задерживающие несколько момент первоначального включения нагрузки при незначительной мощности, развиваемой ветродвигателем вначале.

Груз 22 предназначается для удержания в горизонтальном положении клавиши 14, которая при этом прижимается своим упором 23 к плечу 20 (фиг. 2 и 3). При нажатии сверху на противоположный от груза конец клавиши 14 последняя повернется. Если нажатие прекратить, то груз 22 снова возвратит клавишу в горизонтальное положение, поджав ее упором 23 к плечу 20. Если нажать на конец клавиши 14 снизу, то она, упершись упором 23 на плечо 20, будет поворачиваться вокруг оси 21 уже только вместе с плечом 20.

Этому поворачиванию сопротивляются пружины 15, которые тянут плечи 20 к валу 2. Путем подвертывания (регулирования) барашка 1б можно это натяжение увеличивать или ослаблять.

Для того, чтобы плечи 20 не перемещались больше, чем нужно по направлению к валу 2, в опорах 8 укреплены упоры 17-для плеч 20. Когда, при воз- никновении ветра, ветродвигатель пойдет в ход и вал 2 начнет вращаться, то шары 11 немного разойдутся от оси вращения и рычаги 9 повернутся настолько, что своими выступами 10 упрутся снизу на концы клавиш 14. Последние начнут поворачиваться вокруг осей 21 и своими упорами 23 поворачивать плечи 20 вокруг осей 21 в направлении от вала, но этому поворачиванию препятствуют соответственно натянутые пружины 15. Таким образом, после того,как рычаги 9 упрутся своими выступами 10 в нижние части клавиш 74, дальнейшего расхождения шаров 71 не будет. С увеличением скорости ветра имощности ветродвигателя число оборотов вертикального вала и центробежная сила возрастают. Увеличивающаяся центробежная сила все сильнее старается развести шары П и, поворачивая рычаги 9, заставляет их выступами 10 все крепче надавливать на клавиши 14 и плечи 20 и все больше стремится пересилить натяжение пружины 15. В зави.димости от натяжения последних наступает момент, когда центробежная сила пересиливает пружины 15, клавиши 14 повертываются вокруг осей 21 настолько, что соскальзывают с выступов 10 и последние оказываются сверху клавиш 14; рычаги 9, у ке более ничем не сдерживаемые, повернутся вокруг шарниров 19 и быстро заклинят конусы 3 и 4 в муфте 1. Происходящее в результате этого включение нагрузки, хотя несколькО и понизит число оборотов ветряного двигателя, но не ниже определенного минимума, и накопленного запаса центробежной силы все же. будет достаточно, чтобы держать конусы 3, 4 в заклиненном состоянии. Таким образом, благодаря а личию устройства, задерживающего о известного предела заклинивание конусов 3 и 4 включений и выключений нагрузки наблюдаться не будет.

При прекращении ветра, когда ветряк остановится, рычаги 9 с шарами 11 по- вернутся вокруг шарнира 19 в напра- влении к валу 2, выступы 10, нажавпри опускании на клавиши 74 и наклонив их, без труда пройдут через концы клавиш и окажутся ниже последних (фиг. 1); клавиши же, под действием грузов 23, снова займут горизонтальное положение. Подобный поворот рычагов вызовет расклинивание конусов 3, 4 и выключение нагрузки.

Предмет изобретения.

1. Устройство для автоматического включения трансмиссионного вала: ветродвигателя лишь при определенном числе его оборотов и достаточной силе ветра и евтоматического выключения указанного вала при остановке ветродвигателя с использованием для этого сцепной муфты, отличающееся тем, что сцепная муфта выполнена конической фрикционной с двумя сближаемыми конусами 3,4, перемещаемыми ручками или рычагами У центробежного регулятора, застопориваемыми отдельным приспособлениеи при разведенном положении шаров 1Т регулятора, с целью удержания в сцепленном положении вышеуказанной муфты, предназначенной для соединения ведущего вала 2 с трансмиссионным валом 2 .

2. Форма выполнения устройства по и. 1, отличающаяся тем, что для смещения конусов 3 и 4 сцепно" муфты Е применены стержни 12, 13, соединяющие указанные конусы с плечами ручек или рычагов 9 центробежного регулятора, шары 11 коего выполнены подвижными на ручках или рычагах 9 и удерживаются пружинами 18 с целью изменения величины центробежной силы.

3. Форма выполнения устройстве па и. 1, отличающаяся тем, что стопорное приспособление выполнено в виде поворотных на осях 21 клавиш 14 для захвата выступов 70 на ручках или рычагах 9, каковые клавиши снабжены грузами 22 и упорами 23, удерживаемыми плечами 20, соприкасающимися с упорами 17 и притягиваемыми к муфте 6, закрепленной на валу 2, посредством пружин 15, регулируемых барашками 16.

К авторскому свидетельству В. В. Шелковнинова K 37590 с0 ф /

Эксперт А. М .Самусь

Редактор ХО, FJ. Герман

Ленпооппечатьсоюз. Тип.,Печ. Труд". Зак. 6125 — 200