Прибор для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

6 9.

Класс 42с 9.

42р, 11

3 о gg Q9®, ПЛтКНТ НА ИЗОВР ТЕНИЕ

ОПИСНН ИЕ прибора для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом.

К патенту Н. А. Возного, заявленному 20 февраля 1932 года (спр. о перв. № 103891).

0 выдаче патента опубликовано 30 июня 1934 года.

Действие патента распространяется на 15 лет от 30 июня 1934 года. (ь4а1

Изобретение относится к приборам для автоматической записи пути, прохо- ) димого движущимся предметом, напр., велосипедом, автомобилем, судном или аэропланом, с применением двух фрикционных дисков, приводимых во вращеwe со скоростью, пропорциональной скорости движущегося предмета, и служащих для вращения фрикционных роликов при посредстве соответствующих передач, перемещающих один ленту, а другой — каретку с пишущим приспособлением в направлении, перпендикулярном к перемещейию бумажной ленты.

В предлагаемом приборе, с целью получения на ленте линии с румбом, соответствующим уклону ее от оси прибора, два фрикционных ролика, находящиеся на неизменном расстоянии друг от друга, ходят по фрикционным дискам, выполненным в виде сцепленных друг с другом одинакового диаметра зубчаток, установленных на доске, которая может быть передвигаема вручную или автоматически при помощи кремальеры с диском, разделенным на градусы или румбы.

На чертеже фиг. 1 — 4 изображают схему действия прибора; фиг. 5 — схематический вид сбоку прибора для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом; фиг. 6 — вид его сверху.

Две сцепленные вместе зубчатки 1 и 2 одинакового диаметра соединеньв фрикционно с двумя находящимися на неизменном друг от друга расстоянии свободно вращающимися роликами 3 и 4 (фиг. 1 — 4), управляющими движениями пера соответственно по осям х и у. Угловая скорость и направление движения роликов 3 и 4 зависят от положения их на зубчатках. С изменением такового получается приращение всех значений от + максимума через 0 до — максимума, поэтому пишущее перо, как представляющее результирующую обоих приращений, может непрерывно изме-нять свой азимут от 0 до 360 в зависимости от положения роликов на зубчатках.

Зубчатки 1 и 2 получают движение от ведущих частей (колеса, винта или пропеллера) всегда в одном направлении и пропорционально скорости вращения таковых частей, а скорость и, направление вращения, фрикционно связанных с зубчатками роликов 3 и 4, управляющих движением пера (3 по оси х, 4 по оси у), зависят от положения их на дисках - зубчатках. Так, при положении на фиг. 1 ролик 3, находясь на краю зубчатки /, будет вращаться с максимальной скоростью, а ролик 4„ находящийся в центре зубчатки 1, не будет вращаться вовсе. Поэтому и перс будет двигаться только по оси+ х и чертить линию по направлению N.

Если переместить зубчатки 1 и 2, как указано на фиг. 2, то ролик 3 станет в центре и не будет вращаться вовсе, а ролик 4 будет вращаться с максимальной скоростью. Поэтому перо будет двигаться только по оси+у по направлению W.

В положениях, промежуточных между N и И", получается угол наклона, соответствующий удалению ролика 3 от края зубчатки, а ролика 4 — от ее центра.

В частности, при нахождении их на равных расстояниях от краев угловая скорость вращения роликов 3 и 4 будет одинакова, движения пера по осям х и у будут равны, и результирующая даст прямую линию с наклоном в 45, скаковую перо и начертит. Передвигая

:.зубчатки 1 и 2 далее, в положение на фиг. 3, ролик 3 находится на краю зубчатки и вращается с максимальной скоростью, но уже в обратную сторону против положения на фиг. 1, а ролик 4 находится в центре зубчатки 2 с нуле- вым движением. Следовательно, перо будет чертить линию по оси — х, по на.правлению 5.

Наконец, в крайнем левом положе- нии зубчаток 7 и 2 (фиг. 4) ролик 3 будет в центре и не даст движения, а ролик 4 на краю зубчатки 2 даст максимальное движение, но в обратную сторону против фиг. 2. Следовательно, перо будет чертить по оси — у по направлению О.

Таким образом, изменение положения .фрикционных роликов на зубчатках даст изменение быстроты движения пера как .по оси х, так и по оси у, и результирующая этих движений будет всегда пропорциональна быстроте вращения зубчаток 1 и 2, т. е. и ведущих частей; перо будет давать любой нужный ази.мут при резком изменении положения фрикционных роликов на зубчатках, а при плавном изменении этого положения перо будет писать кривую, в точности соответствующую поворотам руля .автомобиля, судна, аэроплана, т. е. давать их путь.

Соединенная жесткой или гибкой передачей 27 с ведущими частями 28 ось .5 несет на себе муфту б с кольце- образными выступами и ш пеньком 7, входящим в продольное углубление на оси 5, позволяя этим муфте б двигаться вдоль оси, вращаясь вместе с нею.

К муфте прикреплена коническая зубчатка 8, передающая через вторую коническую зубчатку движение фрикционным дискам, в виде сцепленных друг с другом одинакового диаметра зубчаток 1 и 2, установленных на передвигающейся параллельно оси 5 доске 9 с отростком 70, входящим в промежуток между кольцеобразными выступами муфты 6, передвигающей всю систему вдоль оси 5 при передвижении доски 9 вручную или автоматически помощью кремальеры il (фиг. 6), скрепленной с диском 29, разделенным на градусы и румбы.

Перпендикулярно к плоскости зубчаток 1 и 2 расположены два вращающиеся в центрах фрикционных ролика 3 и 4 с резиновыми ободками как для увеличения трения о зубчатки 1, 2, так и для парализования вибраций при вращении пропеллера на аэроплане. Ролик 3 несет на себе червяк 12, вращающий зубчатку 72, насаженную на ось с цилиндром 73, обтянутым резиной, трущейся о рулон с бумажной лентой, перематываемой от трения цилиндра 13 с катушки 14 на катушку 75, Оси катушек движутся в щелях стоек 1б и 7б, и бумажная лента, переброшенная через ролики 77, прижиЪ мается все время под влиянием легких пружинок 18 к резине цилиндра 13, почему эта бумажная лента всегда сматывается и наматывается на катушки автоматически со скоростыб движения окружности резинового цилиндра.

Таким образом, валик 3 управляет вращением цилиндра 13, заставляя этим бумажную ленту (карту) двигаться со скоростью, равной движению цилиндра 13, т. е. дает движение по оси+х.

Ролик 4; находящийся на неизменном расстоянии от ролика 3. равном радиусу дисков, вращается свободно на оси его и несет желобчатый шкив 19, служащий для передачи вращения гибкою тягой 20 верхнему шкиву 21, насаженному на винт 22. Вдоль винта ходит каретка в виде муфты 23 с,отростком, оканчивающимся пером 24 с одной стороны, а с другой стороны в нарезку винта входит шпенек 25 под влиянием пружинки, заключенной в обойму 2б.

При вращении шкива 21 муфта 23 с пером движется вдоль винта 22, пока шпенек 25 входит в нарезку винта. Если шпенек вытащить за головку, то перо можно свободно передвинуть в нужный пункт вдоль винта 22, т. е. по оси -+ у.

Согласно изложенному, прибор работает следующим образом. Движение ведущих частей (напр., маленького пропеллера на крыле аэроплана) передается жесткой или гибкой передачей 27 оси 5.

Or вращения ее и конических шестеренок 8 начинают вращаться зубчатки 1 и 2. Далее приходит в движение ролик.3 и помощью червяка 72заставляет вращаться ось с цилиндром 13. Прижимаемые к нему катушки 74, 15 слентой начинают вращаться в ту или другую сторону, отчего перо 24 чертит прямую черту вдоль бумаги (карты). Если ролик 4 находится не над центром зубчатки 1, а вне его, то и он начинает Вращаться с определенной быстротой, передавая вращение шкивам 79 и 27, а через них винту 22, двигающему каретку-муфту 23 с пером 24.

Тук как одновременно движется бумажная лента под пером и самое перо, то в результате обоих движений получается некоторая линия, наклон которой (азимут, румб) зависит от быстроты и направления вращения роликов 3 и 4 относительно друг друга, т. е. от положен и я их на зубчатках 1 и 2.

Положение их можно изменять, вращая кремальеру 11, передвигающую доску 9 со всей системой зубчаток и скрепленную с диском 29, разделенным на градусы или румбы.

Ставя вручную или автоматически против индекса 30 деление диска 29, соответствующее показанию компаса, получим на ленте прибора линию с румбом, соответствующим уклону ее от оси прибора.

Предмет патента.

Прибор для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом, с применением двух фрикционных дисков, приводимых во вращение со скоростью, пропорциональной скорости движущегося предмета, и служащих для вращения фрикционных роликов, при посредстве соответствующих передач перемещающих — один бумажную ленту, а другой — каретку с пишущим приспособлением по винтовой оси в направлении, перпендикулярном к перемещению бумажной ленты, отличающийся тем, что фрикционные диски в виде сцепленных друг с другом одинакового диаметра зубчаток 1 и 2, по которым ходят два находящиеся на неизменном друг от друга расстоянии, равном радиусу дисков, фрикционных ролика 3 и 4, установлены на доске 9, могущей быть передвигаемой вручную или автоматически при помощи кремальеры 11, скрепленной с диском 29, разделенным на градусы или румбы.

Б патенту Н. А. Возного № 37623

Леьлромпечатьсовз. Тнп. „Печ, Труд". Зак. 615 — 400

Эксперт и редактор А.А. Денисов IJE