Патент ссср 377069

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНЙЕ

ИЗОБРЕТЕН Ия и АВТОРСКОМУ СВИДЙТВЛЬСТВУ (11)> 377069

Союз Советскмх

Соцкалмстимескмх

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено О5.04,7I (21/643668/26-2 (51) М Кл.

G2I е Х5/06 с присоединением заявки м.

Гасударственный иамнтет

Саввта Инннстрав СССР аа делам нэааретеннй и аткрытий (32) Приоритет—

Опубликовано оюллетень М тО (53) Уд) 621.059.5 (088.8), Дата опубликования описаниями.|2.74 (71) Заявитель (54) ЗАПОРНАЯ ПРОБКА КАНАПА

ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА

Изобретение относится к области ядерной энеогетики и может использоваться для ликвидации аварийной ситуации при перегрузке тепловыделяющих сборок канальных ядерных реакторов на ходу.

Известна запорная пробка, применясмая в канальном ядерном реакторе одной из атомных электростанции СССР. Эта пробка содержит винт и нажимйую шайбу, свободно установленные на центральный стержень подвески тепловыделяющей сборки. Винт ввернут в гайку, запрессованную в корпус пробки.

Корпус пробки имеет шаровой замок для соединения со стенкой канала реактора, в которой предусмотрена кольцевая канавка.

После установки тепловыделяющей сборки в канал реактора производят его запирание, для чего ключом разгрузочно-загрузочной машины (РИ) вращают винт пробки.

При этом винт сначала жестко фйк- — !

Iсирует с помощью замка корпус пробки в канале реактора, а затем нажимной шайбой раздавливают уплотнительную прокладку из мягкого материала,,которая перекрывает зазор между стержнем подвески и стенкой канала.

Однако известная пробка не обеспечивает перекрытия канала

10 в аварийной ситуации, когда отсутствует противодавление в РЭМ, например из-за повреждения уцлот= нения стыковочного патрубка.

Цель изобретения — создание

1б такой запорной пробки, которая позволила бы закрыть технологический канал работающего реактора при аварии РЗМ. Необходимо обеспечить закут е канала реактора с

20 помощью существующей РЦМ не развивающей больших усили (до

4000 кгс), в приводе установки тепловыделяющих сборок и без подачи в корпус РЗМ большого коя личества (до 30 т/час) теплоноси (72) Авторы изобретения Ю.А.ЕВсбенКове В.И. Скворцов и В.Т.Шабанов

5 57706 теля для компенсации утечек через прорванные уплотнения стыковочного патрубка.

Цель достигается благодаря тому что в центральном стержне подвески предусмотрены каналы, сообщающие полость технологического канала реактора с полостью РЗМ.

Винт и корпус пробки выполнены ;о таким образом, что каналы в центральном стержне перекрываются после заклинивания корпуса запорной пробки в головке технологического канала с помощью 15 замка, например шарового. При открытых каналах пробки выталкивающая сила, действующая на пробку, составляет небольшую величинч (до 4Си кгс) и привоц установки тепловыделяющих сборок в каналы, имеющийся в РЗМ, способен ее преодолеть. Запорная пробка с открытыми каналами удерживается

"òèM приводом в головке техноло- 5 гического канала реактора до тех пор, пока с помощью привода гер етизации корпус пробки не. заклинивается в головке канала реактора. Прк дальнейшей работе о привода герметизации канала пробки перекрываются и осуществляется полная герметизация технологического канала реактора за счет разд;-ц",ливания винтом уплотнитсльных прокладок °

Ha !«r I. показана предлагаемая запорная пробка в рабочем положении при закрытом кайале реяктора; на 1иг2 — запорная пробка в момент заклинивания ае в головке технологического êàнала. 1 ош ими линихии схематично показан стыковочный патрубок

Е, И, состыкованный с каналом ренкто1а.

Запо1-ная пробка, собранная на ыептральном стержйе I подвески, соцержит корпус 2, устанавливаемии в головке 3 канала реакt.)pG которая имЪот кольцевую канавку f. )) центральном стержне поцвески выполнены каналы 5,6 и грибок 7 под захват 8 РЗ 1, ймеющий привод установки (не показан) тепловыделяющих сборок. В корпусВ пробки предусмотрены отверстия 9,цли ша иков IO. В верхнеи части корпуса пробки запрессована гайка ЕЕ, в которую ввинчен винт (2 с зубчатой головкой под ключ 13 привода герметизаtiии, имеющегося в РЫЛ и условно показанного стрелкои Е4, HB

9 ф центральный стержень надета нажимная шайба I5 с запорным кольцом Е6, на конических поверхностях которого установлены уплотнительные прокладки I7, перекрывающие два кольцевых зазора между запорным кольцом и стенкои канала реакто,:а и между запорным кольпом и стержнем подвески. С каналом реактора с помощью стыковочного патрубка Е8 состыкована РЗ 1. Стыковочный патрубок машины имеет угглотнение I9.

При перегрузке технологического канала реактора в случае возникновения аварийнои ситуации (прорыв уплотнения I9 стыковочного патрубка Е8), когда теплоноситель из канала реактора может (с расходом до 25 т/час) врываться в полость Р21 и далее центральный зал реактора, перекрытие и герметизация канала с помощью предлагаемой запорной пробки совершается сле,пующим образом.

Запорная пробка, постоянно находящаяся в магазийе РЗМ, подвешивается на захват 8 и за грибок

7 и спомощью привода установки станавливается в головку 3 канала. ри этом нажимная шайба I5 с запорным кольцом IG находится в верхне положении (см.фиг.2), чем обеспечи1 ается свободный проход тенлоносителя через каналы,зб центрального стержня I s полость P3 и исключается значительный перепад давлений р, и р Затем включается привод гЬрметйзации который ключом

I3 вращает винт Е2., Винт, ввинчиваясь в гайку II корйуса 2 пробки, выдавливает через отверстия 9 шары

I0 в кольцевую канавку 4 головки 3 канала, тем самым заклинивая корпус 2 йробки в головке канала, При,цальнейшем вращени; винта

I2 наияная шайба I5 с запорным кольцом IG, на котором установлены уплотнительные прокладки I7, перемещается в кольцевой паз 20 образованный центральным стержнем Е и стенкой технологического канала.

11ри этом перекрываются каналы

5 центрального стержня и канал герметизируется путем раздавливания уплотнительных проклацок 17 силой, создаваемой винтом 1 и передаваемой прокладкам через нажимную шайбу

Е5а

ПР1Я1Е1 ИЗОВР1;тИЬИ

Запорная пробка канала ядер377069 ного реактора, содержащая центральный стержень подвески, винт, нажимную шайбу, уплотндтельную прокладку и корпус с замком,, например шаровым, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью обеспечения герметйзации канала работающего реактора при отсутствии давления теплоносителя в б перегрузочной машине, у стержне подвески выполнены каналы, сообщающие полость канала реайтора с полостью перегрузочной машины, s а наиимная шайба снабжена запорным кольцом, на конических поверхностях которого установлены уплотнительные прокладки.