Подшипник качения для высокооборотного ротора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОЬГЕт ЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

37757!

Gaea Соеетскик

Сопиалистичеокив

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено ЗО.XII.1970 (№ 1606146/24-6) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 17.1Ч.1973. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 29Х|.1973

M. Кл. F 16с 33/10

F 01с1 25/18

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.882.6(088.8) Авторы изобретения

М. А. Честиов и И. М. Башмаков

Заявитель

ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЪ|СОКООБОРОТНОГО РОТОРА

ТУРБОМАШ И НЪ|

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в под= шипниках газотурбинных двигателей.

Известны подшипники качения для высоко= оборотного ротора турбомашины, содержа= щие размещенную в корпусе опоры плаваю= щую обойму с тангенциальными отверстиями, наклоненными в направлении вращения ро= тора.

Предлагаемый подшипник отличается от известных тем, что B обойме выполнены дополн ительные тангенциальные отверстия, наклоненнь1е в направлении, противоположном направлению вращения ротора, а в кор= пусе опоры — каналы для подачи масла из системы смазки в зазор между. обоймой и корпусом.

Такое выполнение подшипника позволяет упростить систему смазки.

На чертеже показан предлагаемый подшипник, Масло по каналу 1 в корпусе 2 опоры поступает в зазор 3 между плавающей обоймой

4 и корпусом 2.

При вращении вала ротора 5 в н аправлении, указанном стрелкой, комплект тел о качения (сепаратор) вращается в том же направлении и через тангенциальные отверстия

7 в н аружной обойме 4 масло подается в полость, вращения 8 тел б качения, обеспечивая их смазку.

Масло, поступившее в полость 8, тела 6 качения нагнетают через дополнительн ые тангенциальные отверстия 9 в зазор 8, образуя в нем масляный демпферный слой, что позволяет значительно уменьшить уровень вибрации.

При изменении направления вращения ваip ла изменяется соответственно и функция тангенци альных отверстий: всасывающие отверстия становятся нагнетающими, нагнетающие —,всасывающими.

Таким образом, при наличии в наружной обойме двух видов ориентированных тангенциальных отверстий подшипник-демпфер ра.ботает, по существу, как насос. Он всасывает масло из канала корпуса статора через одни тангенциальные отверстия наружной обоймы в полость вращения тел качения, осуществляя их смазку, а через другие отверстия нагнетается масло в зазор между обоймой и корпусом статора, осуществляя демпфирование. При этом одна часть масла

2S циркулирует в системе смазки, а другая— вытекает через торцовые зазоры в общий слив.

Развод смазки через каналы корпуса ста= тора упрощает коммуникации, делает их бо=

30 лее надежными, а подвод этой смазки непо=

377571

Составитель Н. Гапкина

Техрсд Е. Борисова

Корректор Н. Стельмах

Редактор И. Шубина

Заказ 1830/14 Изд. ¹ 1448 Тираж 826 Подписное

LIHHHITI Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, К-35, Раушская паб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 средственно к поверхности качения значи= тельно улучшает смазку подшипника в, целом.

Это повышает ресурс машины.

Предмет изобретения

Подшипник качения для высокооборотного ротора турбомашины, содержащий размещен= ную в корпусе опоры плаваюгцую обойму с тангенциальными отверстиями, наклоненными в направлении вращения ротора, отличаюи4ийся тем, что, с целью упрощения си= стемы смазки, в обойме выполнены дополнительн ые тангенциальные отверстия, накло=

5 ненные в направлении, противоположном направлению вращения ротора, а в корпусе опоры — каналы для подачи масла из систе= мы смазки в зазор между обоймой и корпусом.