Подшипник качения для высокооборотного ротора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОЬГЕт ЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
37757!
Gaea Соеетскик
Сопиалистичеокив
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено ЗО.XII.1970 (№ 1606146/24-6) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 17.1Ч.1973. Бюллетень № 18
Дата опубликования описания 29Х|.1973
M. Кл. F 16с 33/10
F 01с1 25/18
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.882.6(088.8) Авторы изобретения
М. А. Честиов и И. М. Башмаков
Заявитель
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЪ|СОКООБОРОТНОГО РОТОРА
ТУРБОМАШ И НЪ|
Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в под= шипниках газотурбинных двигателей.
Известны подшипники качения для высоко= оборотного ротора турбомашины, содержа= щие размещенную в корпусе опоры плаваю= щую обойму с тангенциальными отверстиями, наклоненными в направлении вращения ро= тора.
Предлагаемый подшипник отличается от известных тем, что B обойме выполнены дополн ительные тангенциальные отверстия, наклоненнь1е в направлении, противоположном направлению вращения ротора, а в кор= пусе опоры — каналы для подачи масла из системы смазки в зазор между. обоймой и корпусом.
Такое выполнение подшипника позволяет упростить систему смазки.
На чертеже показан предлагаемый подшипник, Масло по каналу 1 в корпусе 2 опоры поступает в зазор 3 между плавающей обоймой
4 и корпусом 2.
При вращении вала ротора 5 в н аправлении, указанном стрелкой, комплект тел о качения (сепаратор) вращается в том же направлении и через тангенциальные отверстия
7 в н аружной обойме 4 масло подается в полость, вращения 8 тел б качения, обеспечивая их смазку.
Масло, поступившее в полость 8, тела 6 качения нагнетают через дополнительн ые тангенциальные отверстия 9 в зазор 8, образуя в нем масляный демпферный слой, что позволяет значительно уменьшить уровень вибрации.
При изменении направления вращения ваip ла изменяется соответственно и функция тангенци альных отверстий: всасывающие отверстия становятся нагнетающими, нагнетающие —,всасывающими.
Таким образом, при наличии в наружной обойме двух видов ориентированных тангенциальных отверстий подшипник-демпфер ра.ботает, по существу, как насос. Он всасывает масло из канала корпуса статора через одни тангенциальные отверстия наружной обоймы в полость вращения тел качения, осуществляя их смазку, а через другие отверстия нагнетается масло в зазор между обоймой и корпусом статора, осуществляя демпфирование. При этом одна часть масла
2S циркулирует в системе смазки, а другая— вытекает через торцовые зазоры в общий слив.
Развод смазки через каналы корпуса ста= тора упрощает коммуникации, делает их бо=
30 лее надежными, а подвод этой смазки непо=
377571
Составитель Н. Гапкина
Техрсд Е. Борисова
Корректор Н. Стельмах
Редактор И. Шубина
Заказ 1830/14 Изд. ¹ 1448 Тираж 826 Подписное
LIHHHITI Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, К-35, Раушская паб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 средственно к поверхности качения значи= тельно улучшает смазку подшипника в, целом.
Это повышает ресурс машины.
Предмет изобретения
Подшипник качения для высокооборотного ротора турбомашины, содержащий размещен= ную в корпусе опоры плаваюгцую обойму с тангенциальными отверстиями, наклоненными в направлении вращения ротора, отличаюи4ийся тем, что, с целью упрощения си= стемы смазки, в обойме выполнены дополнительн ые тангенциальные отверстия, накло=
5 ненные в направлении, противоположном направлению вращения ротора, а в корпусе опоры — каналы для подачи масла из систе= мы смазки в зазор между обоймой и корпусом.