Способ борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звуков, записываемых на пленке поперечным способом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 42 d, Я 3

¹ 37ЯЯ

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО -|IA ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ способа борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звуков, записываемых на пленке поперечным способом.

К авторскому свидетельству П. Г. Тагера, заявленному

3 мая 1932 года (спр. о перв. № 108507).

0 выдаче авторского свидетельства опуоликовано 31 июля 1934 года. (311) Изобретение относитсякспособу борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звуков, записываемых на пленке поперечным способом, заключающемуся в том, что в зависимости от требуемой громкости звуков изменяют яркость пишущего светового луча от нормальной величины до практически возможной наименьшей при одновременном изменении в соответствующих случаях глубины модуляции. Тот же самый способ применяют и при перезаписи звуков.

При поперечном методе записи звуков наибольшая глубина модуляции, т. е. высота .зубчиков, равна ширине фонограммы, т. е. 2,5 мм. Наименьшая глубина модуляции ограничивается величиной мешающих факторов и размерами зерна эмульсии и практически не может быть сделана меньше, чем 0,025 мм.

Простой подсчет показывает, что в случае поперечной фонограммы диапазон громкостей ограничен 40 децибелами при ширине фонограммы в 2,5 мм.

Диапазон в 40 децибел нельзя признать достаточным и для его увеличения пользуются искусственными методами, меняя при воспроизведении звука в кинотеатре степень усиления воспроизводящего усилителя (микширование). Такой искусственный метод увеличения диапазона громкостей нельзя признать полностью разрешающим проблему, так как микшер может при отсутствии звукового паспорта у картины или вследствие недостаточной квалификации исказить не только художественную сторону картины, но и техническую; например, давая слишком большое усиление, микшер может черезмерно поднять действие мешающих факторов и появятся всем известные неприятные звуки, трески и шорохи.

Практика показывает, что шум и треск при воспроизведении возникают с прозрачных частей пленки, в то время как черная непрозрачная пленка при пропускании ее через воспроизводящий аппарат не вызывает никаких шумов.

Изобретатель простым расчетом и рассуждением пришел к тому заключению, что при наибольшей глубине модуляции путем изменения контрастностит.,е. затемнением (зачернением фотографически) прозрачной части фонограммы

-в большей или меньшей степени, с целью получить на позитив наименьшую часть фонограммы прозрачной, возможно увеличить диапазон громкостей до 80 децибел и понизить верхний предел громкости шумов.

Изменепие яркости пишущего луча, т. е. изменение контрастности между обеими половинами фонограммы может быть осуществлено путем помещення в подходящем месте оптической системы между источником света и пленкой, например, оптического клина, либо путем изменения яркости самого источника света. На фиг. 1 для пояснения сказанного изображен простейший случай помещения оптического клина непосредственно перед пленкой. Здесь de — ширина фонограммы, ММ вЂ оптическ клин, передвигаемый в направлениях К. Прозрачность клина в части Е, ннааппррииммеерр, 100О О и в части

М вЂ” 0%.

Пусть все куски, из которых монтируется целая картина, сняты с наибольшей глубиной модуляции, при наибольшей ширине фонограммы в 2,5 мм, что всегда может быть сделано, учитывая предлагаемый способ. Записанная таким путем ровная лента не может быть пущена в театре без микшировки. Наибольшая глубина модуляции здесь требуется для того, чтобы шум пленки во всех случаях был как можно меньше по сравнению с записанными звукамн. Имея картину, снятую таким путем, делают следующее. Пропускают ее через воспроизводящий аппарат, микшируя все время и замечая при этом номера кнопок микшера. При этом получают паспорт (фиг. 2), характерный для данного монтажа данной картины. Этот паспорт может быть изготовлен и не сразу, а после некоторых репетиций. Зная цену делений кнопок микшера, нетрудно эту диаграмму пересчитать в децибелы, и таким образом будет известна требующаяся относительная громкость всех кусков картины.

Если все куски картины были сняты не одинаково н без учета использования в дальнейшем. предлагаемого метода, то это обстоятельство не существенно, так как разность глубин модуляции всех кусков картины уже учтена паспортом фиг. 2.

После составления окончительного паспорта становится известнои требуемая разность градаций по громкостям в деци.белах для всех кусков картины. После этого обращаются к общеизвестному аппарату (иапример, Желябужского) для смешивания нескольких звуков путем электрического переписывания. Используют часть этого аппарат лишь так, как указано на схеме фиг. 3.

Переписываемый негатив или позитив пропускают через звуковосп роизводящий аппарат А, схематически показанный на фиг. 3, и фототок усиливают усилителем В. Путем одной или нескольких репетиций составляют второй паспорт для данного монтажа данной картины, который показывает номер кнопки потенциометра усилителя В, чтобы получить на выходе усилителя В требуемую, вообще говоря, наибольшую глубину модуляции. Из паспорта фиг. 4 видно, например, что все куски, кроме кусков 7 и 14 записаны были одинаково и на кнопке 10 дают наибольшую глубину модуляции. Кусок же 14 был записан тише и поэтому для получения наибольшей глубины модуляции требует, большего усиления, а именно на кнопке 15.

Кусок же 7 должен быть воспроизведен, как это видно из паспорта фиг. 2, сголь тихо, что даже при самой узк и фонограмме он не долждн быть записан с полной модуляциеи. .1оэтому на куске 7, как это видно из паспорта фиг. 4, следует сбавить усиление до кнопки 3, хотя сам переписываемый кусок 7 мог быть записан и с полной модуляцией.

При наличий двух паспортов, изображенных на фиг. 2 и 4, все дело сводится в дальнейшем к чисто механической работе. Паспорт фиг. 4 дается радиотехнику, сидящему возле потенциометра усилителя В (фиг. 3), а паспорт фиг. 2, пе„-есчитанный на децибелы, дается механику, сидящему около звукозаписывающего аппарата (фиг. 3) и регулирующему рукояткой E яркость. После этого пере писываемая фонограмма закладывается в аппарат А и для каждого куска ручки Р и Е ставятся в положения, заранее определенные для них паспортами. Если необходимая градация громкостей. наиболее громкого и наиболее тихого звука превышает 40 децибел, то при градациях, больших, чем 40 децибел, рукоятка -E звукозаписывающего аппарата D (фиг. 3) ставится все равно в положение, дающее наименьшую контрастность между обеими половинами

-фонограммы. Например, в приведенном примере градация громкостей между наистриг. 2.4 более громким куском 6 (фиг. 2) и наиболее тихим куском 7 превышает 40 децибел; поэтому этот кусок перезаписывается не только с наименьшей контрастностью между обеими половинами фонограммы, но ы с меньшей глубиной модуляции, как это видно из фиг. 4. Паспорта фиг. 2 и

"е 4 могут быть изготовлены как паспорта, например, для автоматического изменения светов при печати, и путем такого же устройства, какое применяется на копировальных аппаратах, можно механизировать процесс вращения ручек Р и E.

Наибольшая ширина фонограммы в 2,5 мм берется соответствующей наиболее громкому звуку, т. е. в данном примере куску 6, как это видно из фиг. 2. Рукоятка Е должна менять яркость пишущего луча путем, например, упоминавшегося выше оптического клина или путем изменения яркости источника света или каким-либо иным способом.

Предмет изобретения.

1. Способ борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звуков, записываемых на пленке поперечным спо. собом, с зачернением на позитиве мест, свободных от записи звука, отличающийся тем, что, в зависимости от требуемой громкостй звуков, изменяют ярЭксперт и редактор Н. Н. Георгиевский кость пишущего луча от своей нормальной величины до практически наименьшей возможной яркости при одновременном изменении в соответствующих случаях глубины модуляции звука.

2. Устройство для осуществления способа по п. 1, отличающееся применением помещенного на пути лучей между источником света и пленкой оптического клина, передвигаемого или от руки посредством рукоятки, находящейся в кинематической связи с оптическим клином, или приводимого в действие электрическим реле или каким-либо механизмом.

3. Прием выполнения способа по п. 1 с применением электрической перезаписи звука, отличающийся тем, что наибольшую контрастность и наибольшую глубину модуляции применяют при наиболее громких звуках, а звуки более тихие переписывают с меньшей контрастностью при наибольшей глубине модуляции или с нормальной контрастностью, но с измененной глубиной модуляции или, наконец, с меньшей контрастностью и с измененной глубиной модуляции.

4. При выполнении способа по п. 3 применение предварительно составленных паспортов, указывающих необходимую степень усиления для получения требуемой глубины модуляции.

Тип. „Промиолиграф . Тамбовская, 12, Зак, 5670